Мы продолжаем рассказ Ольги Бардышевой из города Ломоносов о представителях рода Сиверсов, обосновавшихся в России в XVIII столетии, которые оставили заметный след в истории страны и нашего края.
Продолжение. Начала в № 1.
Тизенгаузены в российской истории
Яков Ефимович Сиверс (1731-1808), племянник Карла Ефимовича Сиверса, родился в небогатой семье в Везенберге в Эстляндии. Его отец Иоахим Иоганн Сиверс служил в ту пору управляющим у барона фон Тизенгаузена. Тизенгаузены владели Везенбергом с 1668 по 1783 год. Стоит отдельно сказать, что Тизенгаузены (von Tiesenhausen) – очень древний немецкий род, представители которого в начале XIII века переселились из Германии в Ливонию, где сформировалась немецкая колония Ливонского рыцарского ордена, подчинившая себе земли ливов. Тизенгаузенам принадлежали земли в Восточной Прибалтике – в Эстляндии и Лифляндии. Представители рода породнились с другими остзейскими немцами, а потом и с русскими дворянами. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но в советской Прибалтике очень почитали «своих» баронов – и, в первую очередь, Тизенгаузенов. В Домском соборе в Таллине советским туристам показывали надгробный обелиск на могиле Фёдора Ивановича (Фердинанда) фон Тизенгаузена (1782-1805), подвиг которого под Аустерлицем лёг в основу эпизода со знаменем и солдатами, поднятыми в атаку Андреем Болконским в романе Льва Толстого «Война и мир».
Женой Фёдора Тизенгаузена была Екатерина Михайловна (1783-1839) – дочь прославленного полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Овдовев, она стала носить девичью фамилию Хитрово. Её дочери поддерживали дружеские отношения с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкинистам известна Долли (Дарья Фёдоровна, 1804-1863), в браке Фикельмон – жена австрийского дипломата и политического деятеля. Её старшая сестра – Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен (1803-1888) была близкой подругой жены Николая I – Александры Фёдоровны и состояла камер-фрейлиной в три царствования: Николая I, Александра II и Александра III.
В Таллине в Домском соборе погребены российские адмиралы: шотландец по национальности Самуил Карлович Грейг (1735-1788), русский «немец» Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846). Внутри собора на стенах размещены мемориальные доски. На чёрном мраморе под эпитафией «Fűr das Vaterland starben» (памяти павших за Родину) перечислены фамилии воинов, погибших в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов – это, преимущественно, прибалтийские «немцы». На белых мраморных досках под надписью «Fűr das Vaterland fochten» (за тех, кто сражался за Отечество) значились фамилии дворян, отличившихся в наполеоновских войнах, и в их числе князья Голицыны: Александр Сергеевич (1789-1858), Сергей Сергеевич (1783-1833), Владимир Сергеевич (1794-1861) и Василий Сергеевич (1794-1836).
Итак, в Везенберге родился Яков Ефимович Сиверс. И, согласно вполне авторитетной версии, здесь же прошли молодые годы его дяди Карла Ефимовича Сиверса, служившего камердинером у барона Тизенгаузена. С 1724 года Везенбергом владел Якоб Иоганн фон Тизенгаузен (1686-1749). Его супруга – Гертруда Вильгельмина (урождённая фон Бистром, 1696-1772) могла быть той самой баронессой, которой молва приписывала покровительство молодому Карлу Сиверсу. Вспомним рассказ о том, что обаятельный Карл Сиверс вызнал у жены хозяина секрет приготовления прекрасного кофе. В его дальнейшей карьере это очень пригодилось. Одной из самых известных любительниц кофе была российская императрица Елизавета Петровна. Но, как известно, правильно приготовить «чёрное африканское зелье» может далеко не каждый. Когда кофеваром при дворе стал Карл Сиверс, и Елизавета отведала напиток, приготовленный им, она сразу решила – этот человек будет всюду рядом с ней. Сиверс оказался весьма успешным человеком и в карьерном плане. Благодаря своему добродушному нраву и, конечно, умению варить кофе Карл Ефимович получил массу привилегий от императрицы. До смерти Елизаветы Петровны он занимал должность гофмаршала и генерал-поручика, имел крупные владения в Лифляндии и Эстляндии. В 1760 году ему был пожалован титул графа.
По указу Екатерины II
Однако вернёмся к Тизенгаузенам и Сиверсам. Среди тех, с кем они породнились, немало известных в Петербурге баронских фамилий: Армфельт, Багговут, Бистром, Брандт, Брюмер (Бриннер), Врангель, Гротгусен (Гротгус), Икскуль, Крюденер, Лилиенфельт, Менгден, Ребиндер, Трейден, Фалькенберг, Фитингоф, Штакельберг, УнгернШтернберг, Эссен. Среди представителей тех фамилий были владельцы помещичьих имений на территории нынешних Ломоносовского, Волосовского, Кингисеппского районов Ленинградской области. В допетровские времена это был обширный Копорский уезд. Поместья остзейцев считались образцовыми, так как присущая немцам практичность сказывалась во всём. Многие из хозяев тех усадеб были связаны родством, браком или просто дружескими узами. Свой интерес к немцам я объясняю тем, что мой неродной дед, отец маминой сестры Марианны – тоже немецко-датско-шведско-прибалтийских корней. В 1780 году в русле реформ Екатерины II обширный Копорский уезд был разделён на семь уездов: Санкт-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский и Нарвский. Вспомним указ императрицы Екатерины II от 1 января 1780 года: «Дворцовую слободу Ораниенбаум переименовать городом» – так Ораниенбаум получил статус уездного города с закреплённым за ним Ораниенбаумским уездом. К административным реформам по перестройке территориальных органов власти и управления приложил руку и наш герой – Яков Ефимович Сиверс, являясь идеологом одного из важнейших законодательных актов XVIII века – документа под названием «Учреждение для управления губерний». Россию разделили на 50 губерний с примерно одинаковой численностью населения, и каждая губерния делилась на уезды с приблизительно равным числом душ мужского пола. В начале XIX века Софийский уезд и часть Рождественского уезда составили Царскосельский уезд, а Нарвский уезд был включён в состав Ямбургского. В 1848 году Николай I упразднил Ораниенбаумский уезд, отделив его от города Ораниенбаум, и отдал уезд дворцовой слободе, именовавшейся Петергофом. Вот так возник Петергофский уезд с одноимённым уездным центром. А наш Ораниенбаум стал заштатным городком, получив потом статус волостного центра, и оставался таковым до 1 августа 1927 года.
Яков Сиверс. Становление
Вернёмся к Якову Сиверсу, которого в 16 лет направили в русское посольство в столицу датского королевства Копенгаген, а через год перевели в Лондон, где он провёл 7 лет. Видимо, дядюшка Карл Ефимович встревожился отсутствием продвижения племянника на дипломатическом поприще, и Якова вернули в Россию. В 25 лет он попал в действующую армию – именно в армию, а не в гвардию. Началась война, которую историки назвали «Семилетней» (1756-1763). Как правило, участие в боевых действиях является своего рода социальным лифтом – даёт награды, перспективы роста в чинах и званиях. Яков Ефимович начинал военную службу полковником. Участвовал в боевых действиях, служил честно и храбро. По своей натуре не слишком годясь в полководцы, он преуспел как администратор. Предположительно, по поручению Ивана Ивановича Шувалова Яков Сиверс переправлял в Россию шифрованные отчёты-донесения о военных действиях. В 1759-1760 годах Яков Ефимович состоял секретарём русско-прусской комиссии по обмену военнопленными, и в 1760 году ему был пожалован чин генерал-майора. Интересный факт: в 1761-1762 годах Яков Сиверс находился то ли в отпуске по болезни, то ли в заграничной командировке. В тот период он посетил Моравию, Австрию, Швейцарию и Италию. Не исключено, что под видом отпуска для лечения была скрыта какая-то миссия, может, дипломатическая – по налаживанию союзнических связей, а, может, что-то по линии разведки. Пётр III, сменивший на российском престоле императрицу Елизавету, весной 1762 года заключил мир с Пруссией, обесценив победы России. В союзе с Пруссией Пётр III намеревался начать династическую войну с Данией за Шлезвиг, но его планы рухнули вследствие дворцового переворота 28 июня 1762 года. После воцарения на престол Екатерины II заключённый Петром III союз России с Пруссией был аннулирован. В марте 1763 года генерал-майор Яков Сиверс вышел в отставку по состоянию здоровья. Отставка продлилась чуть больше года. В царствование Екатерины II граф Карл Ефимович фон Сиверс получил новые преференции, упрочилось его положение при императорском дворе, и в очередной раз он взял в свои руки судьбу племянника Якова. Увы, за двадцать лет Яков не преуспел ни на дипломатической службе, ни в армии, а в качестве придворного не годился категорически. Был ещё один путь – государственная служба, и в этом направлении устремились планы Карла Ефимовича. В апреле 1764 года императрица Екатерина II назначила Якова Ефимовича Сиверса своим наместником по Новгородской губернии. Новгородская губерния была образована в апреле 1727 года по указу императрицы Екатерины I и включала в себя не только современную Новгородскую область, но и часть земель Тверской, Ленинградской, Псковской и Вологодской областей.
Продолжение следует.
О.Бардышева.
Фото: wikipedia.org.
Фото сверху: В 25 лет Яков Сиверс попал в действующую российскую армию, участвовал в семилетней
войне (1756-1763). Начинал военную службу полковником, в 1760 году ему был пожалован чин генерал-майора.

Так Ораниенбаум получил статус уездного города с закреплённым за ним Ораниенбаумским уездом.

Его подвиг лёг в основу эпизода с Андреем Болконским в романе Льва Толстого «Война и мир».