Главная На районе От музейного порога

От музейного порога

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

Мы продолжаем проект #Хранители, в  рамках которого рассказываем о роли школьных музеев в сохранении исторической памяти о тех местах, где они находятся, в формировании у школьников любви к своей малой родине через исследовательскую и экскурсионную работу.

В Ломоносовском районе Ленинградской области на базе школ работают более десятка музеев. Старейший из них  – и по годам, и  по духу – школьный музей в посёлке Ропша, который ведёт свой отсчёт с  1948 года.

Теперь это творческое объединение «Библиотека-Музей», которым руководит педагог-библиотекарь Галина  Маркина. Она убеждена в том, что музей – это удивительное по своему предназначению место. Это место, где создаётся развивающая среда для погружения ученика в исследовательский поиск с учётом его творческого потенциала. Общим началом для всех участников объединения является желание приобщаться к тому островку школьной жизни, где каждый из них имеет возможность раскрыть свои способности и стать успешным. Атмосфера взаимодействия юных музейщиков проникнута, прежде всего, любовью к истории своей малой родины. Ребята поступательно идут к осмыслению важных исторических фактов из жизни родного края, и из простых созерцателей становятся людьми, понимающими, насколько историческая память важна и необходима во все времена. Изучая новые страницы из жизни посёлка Ропша, его достопримечательные места, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий,  школьники получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе своего родного края. К ним приходит понимание,  как история малой родины связана с историей России.

Как строится музейная работа? Понимая, что современный школьник должен быть самостоятелен в поиске информации, музей имеет очень важную образовательную функцию – он становится площадкой для ведения как урочной, так и внеурочной деятельности ребят. Особенно значима для детей экскурсоводческая деятельность. Образовательное значение этого вида деятельности – во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по истории. Ребята не только закрепляют имеющиеся знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, получают практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, учатся коммуникации. Экскурсоводы разрабатывают тематику экскурсий, составляют тексты. Всего их в арсенале музея более сорока. Воспитанники объединения «Библиотека-Музей» ежегодно участвуют в районных, областных и всероссийских конкурсах экскурсоводов школьных музеев, получают призовые места, награждаются грамотами и дипломами. Не далее как 14 марта этого года на областном смотре-конкурсе юных экскурсоводов музеев образовательных организаций Ленинградской области Варя Зелихова из ропшинской школы заняла первое место в младшей возрастной категории.

Юные исследователи принимают также активное участие в конкурсном движении по всем направлениям музейной работы. Так, по итогам III межрегионального краеведческого конкурса учебно-исследовательских работ и творческих проектов учащихся, организованного комитетом по образованию Волгоградской области, воспитанники Галины  Маркиной завоевали четыре первых места и четыре призовых.

Важнейшей составляющей деятельности школьного музея в посёлке Ропша является поисково-исследовательская работа. В процессе исследовательской деятельности ребята овладевают различными приёмами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Дети учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием предложений, идей, их поверкой, оформлением выводов исследования.

Старинный парк, руины средневековой церкви Благовещения, Ропшинский дворец, здание бывшей бумажной фабрики, памятники воинской славы, посвящённые героям Великой Отечественной войны – вот далеко не все темы исследования ропшинских школьников. Потенциал детей, вовлечённых в музейную работу, огромен. Только за последние годы ими открыты новые страницы из военного прошлого посёлка Ропша. В сборнике «В память ушедших, во славу живущих» авторы донесли до своих читателей правдивые голоса тех, кто сам перенёс военную годину,  и тех, кого родители одарили своей наследственной памятью, хранящейся в сердцах и семейных архивах. Их голоса – это колокола памяти о своих родных, подаривших жизнь и мир своим потомкам. По воспоминаниям старожилов ребятам удалось создать реальную картину жизни, когда Ропша была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Проходя по улицам родного посёлка, они отчётливо представляют себе военные дни того времени: на месте водонапорной башни находилась немецкая прачечная, там, где на постаменте возвышается памятник «Танк», размещался немецкий госпиталь, советские военнопленные содержались в старом здании больницы, в уцелевших домах проживали немцы, а местные жители ютились в сараях.

Одна из глав сборника «В память ушедших, во славу живущих» посвящена учителям, в чьё детство так жестоко вторглась война. Своей работой ребята протянули ниточки их судеб в сегодняшнюю жизнь. Собранные материалы и документы не оставляют равнодушными учащихся. Воспоминания учителей ропшинской школы о своём военном детстве оставляют неизгладимый след в душах читателей. После таких работ и создатели сборника, и читатели ощущают себя частью своей малой родины, пробуждается дальнейший интерес к её историческому прошлому, страницам незабываемого подвига в тяжёлые годы испытаний. Отдельные работы юных музейных исследователей из этой книги включены в сборник «Солдаты Победы», а также – в «Книгу памяти», изданных при поддержке губернатора и правительства Ленинградской области. Есть работы ропшинских школьников и в книге Н.В.Костылева «К ним в детство ворвалась война», которая издана как подарок первокласснику и рекомендована для «Уроков мужества» в начальной школе.

Недавно в школьном музее посёлка Ропша состоялось торжественное открытие экспозиции, посвящённой памяти выпускника школы Андрея Ершова, который ушёл добровольцем на СВО и пал смертью храбрых. Участниками музейного объединения создана презентация для учащихся 9-10 классов ропшинской школы «Как рождаются герои?», рассказывающая об Андрее, о его желании защищать свою родину и бессмертном подвиге.

Творческое объединение «Библиотека-Музей» в Ропше давно вышло за рамки школьного музея. Его реальными партнёрами становятся родители, местные жители, выпускники. Благодаря их помощи музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Большая заслуга в этом главы попечительского совета школы Андрея Олеговича Богатырёва, а также выпускницы школы Светланы  Бойковой, которая продолжила поисковую работу, заложенную в 1960-70-х годах основателем школьного музея Михаилом Андреевичем Смирновым.

Богатая коллекция экспонатов по этнографической и военно-исторической тематике размещена в двух залах школьного музея. Один из них посвящён страницам военного прошлого Ропши, другой рассказывает о жизни Ропшинского поселения, об истории школы. Юные экскурсоводы не ограничиваются рассказами об экспозиции своего школьного музея, они с удовольствием покажут и расскажут о достопримечательностях самого посёлка – бывшей царской резиденции под названием Ропша.

И.Степанова.

Фото автора и из открытых источников.

Фото сверху: Открытие новой экспозиции, посвященной Андрею Ершову

Стилизованная русская изба с предметами промыслов

Экспозиция, посвященная послевоенному быту жителей Ропши

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2023 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика