Фото: Крепость Копорье в Ломоносовском районе
Собирателем народного фольклора можно по праву назвать замечательного краеведа Константина Борисовича Ульяночкина, псевдоним Сакса, из города Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга. Многие годы собирает он сведения о народных преданиях, обычаях, традициях и сказаниях Ижорской земли. Вышло несколько изданий его книги «Мифы и легенды Ингерманландии». Одна из последних его книг – «Новые мифы и легенды Ижорской земли – Ингерманландии», презентация которой была в ломоносовской городской библиотеке семейного чтения. Благодаря этому жива история финно-угорских малочисленных народов на этой земле и крепнет дружба между представителями всех национальностей, живущих здесь.
Великаны с камнями
Древняя Ижорская земля издавна служила буферной зоной между Западом и Русью, потому и подвергалась бесчисленным набегам с целью грабежа плодородных земель Ижорской возвышенности – это современные Волосовский район и часть Ломоносовского района Ленобласти, где росли не только рожь и ячмень, но и пшеница. «Ижорская возвышенность долгое время была основной житницей сначала Великого Новгорода, а затем Швеции, – рассказывает Константин Ульяночкин. – Народы здесь жили мирно, порой перенимая друг у друга обычаи и традиции. В анонимном сочинении начала XVIII века «Точное известие о… крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях» говорится: «Из жителей Ингерманландии часть исповедует ещё евангелическую веру, а часть уже русскую. Хозяйство у них очень скудное и скверное и не идёт ни в какое сравнение с хозяйством самого бедного крестьянина в Германии. Дома в деревнях построены исключительно на русский лад, из одних брёвен, уложенных крест- накрест друг на друга… У тех, кто живёт получше, есть маленькое оконце размером в две ладони из русской так называемой слюды, либо же с лоскутом бумаги или прокопчённого холста». Фольклор здешних мест, несмотря на самые разные исторические катаклизмы, благополучно дожил до наших дней. Его знают и чтят не только старожилы Приневского края, но и дачники, выбирающиеся на лето в Ленобласть и порой даже и не представляющие, в какие удивительные места с древней историей они попадают. «В старинных легендах, преданиях и сказках объясняется не только происхождение древних названий уголка земли между Нарвой и Лавой, но и судьба сохранившихся на нём загадочных и удивительных построек», – отмечает Константин Ульяночкин. Много легенд хранит Ижорская земля. Помнит она водские и ижорские племена, храбрых новгородцев и суровых крестоносцев, гордых шведских баронов, мужественных русских воинов. Немало сказаний связано с крепостью Копорье в Ломоносовском районе. Будто бы сложили её из камней люди-великаны, жившие в здешних местах. А чтобы крепость была ещё мощнее, они построили её на каменном утёсе, окружённом глубокими оврагами. Когда на крепость нападали враги, великаны швыряли в них огромные камни. Один раз враги окружили крепость. Великаны не сдавались, но постепенно у них не осталось ни еды, ни камней для обороны. И тогда из последних сил оторвали они от каменного утёса огромный осколок скалы и бросили в шатёр вражеского предводителя. Камень попал прямо в цель. От страха враги бросились бежать и скрылись за рекой Нарва.
Когда Копорье стояло на море
В окрестностях крепости Копорье местные жители всегда находили в земле старинные монеты, пуговицы, свинцовые пули и даже, как говорят, железные якоря от парусных кораблей. «Но ведь крепость стоит не на берегу моря, до которого 12 километров, – замечает Константин Ульяночкин. – А почему село Ивановское, лежащее далеко от залива, до сих пор среди местных жителей носит название Гавань? Куда же делось море от стен старинной крепости?». В путеводителях сегодня можно прочитать, что Копорье, действительно, несколько сотен лет назад стояло на берегу Финского залива. Известно, что Балтийский щит, тектоническая плита, на которой покоятся все берега Восточной Балтики, медленно поднимается, болота постепенно пересыхают, реки мелеют, а Финский залив год от года отступает. Константин Ульяночкин приводит красивую легенду о том, почему море отступило от копорских стен. В давние времена к Копорской крепости причаливали купеческие корабли из Новгорода, Швеции, Германии, Англии. За счёт торговли Копорье процветало – даже крыши будто бы делали из чистого золота. Однако копорцев обуяла жажда ещё большего богатства. Они отправились на кораблях в Швецию и ограбили местных жителей. Но шведский флот бросился вдогонку и нагнал копорцев у самых стен крепости. Началась долгая осада. Защитники Копорья страдали от отсутствия продуктов и питьевой воды. Помощи было ждать неоткуда, и тогда один старец подсказал, что надо рыть подземный ход и спасаться по нему, но есть одно условие: когда жители пойдут по нему из крепости, нельзя оглядываться назад. Работа шла день и ночь: подземный ход прорыли длинный, на много вёрст, до самого города Гдова. Когда он был готов, жители собрали все свои ценности и отправились в путь по подземелью. Все помнили про условие старца, но одной девочке показалось, что её окликнула мать, и она обернулась назад. Условие было нарушено, своды подземного хода рухнули, в них прорвалась морская вода и погубила всех жителей. Зато крепость сразу же оказалась не на острове, а на суше. Шведские корабли, осаждавшие крепость, упали на дно глубоких оврагов и рассыпались в прах. «Многие после этих событий искали сокровища Копорья в подземельях крепости, но только все пропали без следа. И только по ночам в глухих подземельях слышны стоны неудачных искателей сокровищ», – так завершается старинная легенда в изложении Константина Борисовича.
Береговое право
Много легенд, вошедших в его книгу, поведали Константину Ульяночкину коллеги-краеведы. Один из них, знаток гатчинского края Андрей Бурлаков, рассказал о древностях посёлка Суйда. Легенда повествует, что последний господский дом в Суйде стоит на фундаменте шведских времён: «С давних времён бытует легенда о живших в усадьбе пленных шведах, якобы захваченных графом Апраксиным в результате сражений в годы Северной войны. Они же, как утверждают старожилы, обустраивая мызу по указанию её именитого владельца, и выкопали в суйдинском парке оригинальный пруд, по форме напоминающий лук, направленный в сторону королевской Швеции». Хоть это и легенда, но, действительно, если внимательно приглядеться, очертания лука хорошо видны и сегодня. А ведь отсюда, от этого пруда в форме лука, как считают некоторые литературоведы, и пошло пушкинское Лукоморье.
А ещё хранятся в народной памяти рассказы о спрятанной где-то под Суйдой золотой карете шведского короля, бежавшего от преследования русских войск. Со ссылкой на исследователя финской Ингерманландии Алексея Крюкова звучит в книге Ульяночкина легенда о Чёртовом камне вблизи старой дороги из Токсово в деревню Хиттолово. По преданию, три выбоины на этом огромном валуне – отпечатки пяток и задницы «лукавого», сидевшего тут, дабы искушать жителей Святой деревни, которая позднее стала называться Хиттолово, то есть Чёртовой. А ещё в книге Константина Борисовича немало свидетельств простых жителей, нынешних старожилов Ижорской земли, которые из поколения в поколение хранят семейные народные предания. Например, Борис Шепелёв рассказал о древнем приморском береговом праве, которое до сих пор действует на Балтике. Согласно ему, всё, что море вынесло на берег, считается ничейным и принадлежит тому, что первым это найдёт. В старые времена от этого права особенно страдали купцы, становившиеся жертвами местных жителей, которые раскладывали на камнях и отмелях огромные костры, служившие ложными маяками. Корабли садились на мель либо разбивались в прибрежных водах, а затем зло-умышленники по «береговому праву» забирали себе всё то, что выбросило на сушу. Говорят, даже ещё не в столь давние времена мальчишки из Большого Кузёмкино в Кингисеппском районе Ленобласти ходили по берегу Финского залива и собирали нужные для хозяйства вещи, выброшенные морской стихией.
Несметные сокровища
Рассказывают, что в древние времена приплывали к земле финно-угорских народов корабли викингов. И в реке Россонь будто бы затонула шведская карета с золотом, когда шведы отступали из России. Вообще, легенды о шведских каретах звучат во многих местах Ижорской земли. Жители Сквориц, например, тоже считают, что возле их деревни в Гатчинском районе Ленобласти закопана золотая карета. Многие её искали, да найти не смогли. Золотая карета сгинула, согласно легендам, и где-то в окрестностях деревни Мёдуши Ломоносовского района. Мол, жил когда-то в селе Копорье кузнец и полюбил он девушку. Отец согласился выдать её за кузнеца, если тот выкует карету из чистого золота. В сказке всё бывает: выковал кузнец золотую карету. Девушка села в неё, и карета пропала вместе с ней в лесу.
Местные жители говорят, что в деревне Глобицы Ломоносовского района есть место, которое называют «Коломки». Там тоже будто бы укрыта карета из чистого золота. Ищут на Ижорской земле и клады светлейшего князя Александра Меншикова. Бытует легенда, что, когда князя арестовали и отправили в Сибирь, тот приказал сбросить накопленные богатства в глубокий пруд своего ораниенбаумского имения. С тех пор ищут – так и не могут найти. А сколько легенд о таинственных камнях, древних могилах и подземных ходах! Старожилы рассказывают: если ехать из Ораниенбаума-Ломоносова в Копорье, то от перекрёстка дорог в деревне Лопухинка вправо вниз оврага идёт железная лестница, около которой лежит большой камень. Говорят, в старину там было имение, куда вёл подземный ход от самого Копорья. Потом его завалили камнями. А в деревне Котлы Кингисеппского района Ленобласти будто бы есть подземный ход от старинной часовни к барскому имению, и если пойти по этому ходу, можно увидеть много черепов и скелетов. Да и про Гатчину рассказывают всякое. Мол, кроме всем известного «павловского» подземного хода, который ведёт из дворца к берегу Серебряного озера, есть ещё один подземный ход в Гатчине – секретный. Он ведёт из города на один из островов посреди Белого озера. Ну, а на окраине деревни Мины в Гатчинском районе, что на левом берегу реки Оредеж, будто бы располагаются древние могилы. Если верить преданиям, там похоронены знатные шведы, а в могилах спрятаны несметные сокровища.
С. Евгеньев.
Фото Д.Бородина и М.Петровой.