Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года
1803, 29 сентября (11 октября) – Гибель транспорта «Екатерина Магдалина» на ревельском рейде.
1803, 29 сентября (11 октября) – Гибель транспорта «Юнг Питер» у Нарвы в штормовых условиях.
Шторм, разразившийся в западной части Финского залива в конце сентября 1803 года, погубил два транспорта Балтийского флота, оба из числа шведских пленников русско-шведской войны 1788-90 годов.
Транспорт «Екатерина Магдалина»[1] занимался перевозками между портами Финского и Рижского залива, доставляя грузы для флота. Кампанию 1803 года был под командой лейтенанта Джемса Баррета, по-русски Якова Ивановича, поступившего из английской службы еще в апреле 1789 году.
Укрывшись на ревельском рейде от встреченного в море крепкого северного ветра, ночь на 29 сентября простоял на двух якорях. В девятом часу утра 29-го канаты лопнули; поднимаемые паруса, чтобы идти в гавань, изорвались; и судно брошено на мель у екатеринентальского берега. Через полтора часа оно наполнилось водою и было разбито[2].
Команда спасена в первом часу с большими усилиями на пришедшем с другого судна коттере под управлением лейтенанта Г. Мофета, груз также был снят.
В послужном списке Я.И. Баррета факт гибели корабля, находившемся под его командование, не зафиксирован. Однако, в январе 1806 года он был уволен со службы «для излечения раны, с половинным жалованьем». В 1813 году вновь принят на службу. Чин капитан-лейтенанта получил лишь в марте 1816 года, в котором и состоял до самой своей кончины в июне 1821 года[3]. Нельзя сказать, что карьера английского моряка в русском флоте удалась.
Карьера его соотечественника Г. Мофета, чей коттер спас команду «Екатерины Магдалины», сложилась более удачно. Гамельтон Мофет был принят из английской службы в мичмана в 1788 году. За свой подвиг лейтенант Г. Мофет награжден бриллиантовым перстнем. (За год до этого, кстати, был награжден орденом Св. Георгия 4 класса за 18 морских кампаний). Скончался в декабре 1819 года в чине капитана 1 ранга. Но, хочется отметить, — история (в частности «Общий морской список») не сохранила его имени в русском звучании, что было очень редко в части моряков прослуживших в русском флоте столь длительное время.
Транспорт «Юнг Питер» (по А.А. Чернышеву – «Юнга Петерс»[4]), занимался перевозками грузов между Кронштадтом и Ревелем под командой штурмана Медведева. В злополучный день 29 сентября было застигнуто крепким северным ветром, «причинившим крушение вышепоименованному судну, «Магдалине»». Лишившееся всех парусов, судно спустилось к Нарве и встало на якорь; но «в ночи на тридцатое от увеличившейся течи, отрубив канат, выкинулось на берег» [5]. Экипаж, к счастью, был спасен.
Имя штурмана Медведева не известно. «Общий морской список» фиксировал для потомков лишь офицерский состав российского флота.
Не все закончилось столь благополучно в эти осенние дни. 9 октября 1803 года южнее в Балтийском море у Виндавы в штормовых условиях погиб транспорт «Грибсвальд» (так же «швед»). Трагедия унесла жизни 8 моряков, в том числе командира мичмана А.Ф. Изыльметева[6].
1805, 8 октября (20 октября) – Гибель транспорта №3 на нарвском рейде в штормовых условиях.
Без жертв обошлось при гибели транспорта №3 на нарвском рейде спустя два года. По приходе на нарвский рейд с грузом провианта пошёл в реку Нарову; «будучи уже в устье её, отошедшим к юго-западу крепким ветром брошен на мель»[7]. Все спаслись; но судно было разбито.
Командир лейтенант М.А. Кубарский был оправдан. Однако карьера его на флоте оборвалась на этом драматическом событии. «Общий морской список» отметил в дальнейшем лишь факт выбытия до 1809 года[8].
В 1806 году Синус Финикус принял себе в жертву четыре транспортные единицы Балтийского флота, по стечению обстоятельств отдавая предпочтение тем, кому должны были покровительствовать святые. (Возможно, поэтому кораблекрушения обошлись без жертв, а командиры оправданы).
1806, 28 июля (10 августа) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе сел на камни и разбит волнами галиот «Святой Иаков».
1806, 13 сентября (25 сентября) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе разбит волнами галиот «Св. Николай».
1806, 27 сентября (9 октября) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе погиб транспорт «Константин».
1806, 27 сентября (9 октября) – Гибель гальота «Св. Иоанн» на нарвском рейде в штормовых условиях.
Галиот «Святой Иаков» Балтийского флота, отечественной постройки (Галерная верфь в Санкт-Петербурге, 1799[9]), под командой мичмана П.А. Игнатьева перевозил грузы между портами Финского залива.
27 июля 1806 года шёл из Нарвы в Ревель с лесами и через несколько часов по выходе, в ночи на 28 июля, слишком приблизившись к мысу Лятиванеми (до которого было 5 миль): «два раза поворачивая, каждый раз оверштаг, не имел разумеется успеха в поворотах, ударился о грунт, задержался ещё на якорях, киданных один за другим, но уже на такой глубине, что продолжало ударять; на четвёртый день, 31-го, когда при стихнувшем ветре помощью приехавших с берега двадцати человек стали стягиваться, набежавшим порывом ветра опять брошен на мель, уже к самому берегу, и скоро наполнился водою»[10].
Команда свезена на берег в тот же день. Впоследствии сняли и груз; но корпуса не могли снять и отдали его одному отставному капитану, обязавшемуся за это доставить в Нарву свезённые на берег леса. Командир оправдан, заключением комиссии Военного суда, что бедствие последовало «не от чего иного, как от воли Божией» и притом от неизвестного течения и крепких ветров, сбивавших с настоящего пути.
Петр Афанасьевич Игнатьев служил на Балтийском флоте до июля 1813 года, уволен от службы чином капитан-лейтенанта[11].
Через полтора месяца почти на том же месте разбит волнами галиот «Св. Николай», командиром которого был лейтенант А.Е. Терентьев.
На пути из Нарвы в Ревель с грузом леса когда подходил к мысу Лятиванеми, в ночи на 13 сентября был застигнут набежавшим от севера шквалом. Попытка встать на якорь не удалась: «…бросил два якоря; но якоря не задержали, потому что при жестоком ветре, ночной темноте и дожде никто не осмелился идти крепить топсель, и у него только подтянули гитовы, а брамсель (бом-топсель) трепало…»[12]
Неудивительно, что при таком порядке гальот вскоре бросило на мель, прижав потом кормою к камню. К вечеру этого дня, когда ветер поутих, а трюм уже был полон водою, все переехали на берег. Место этого крушения в трёх верстах от западного мыса Лятиванеми, в ста семидесяти двух саженях от берега.
Лейтенант А.Е. Терентьев, имея ещё надежду стащиться, не хотел рубить мачты, что было нужно для облегчения судна, и бизань-мачта, как оказалось впоследствии, пробила дно его. 25 сентября с помощью транспорта «Константин» гальот был стащен на глубину; но сделавшимся на третий день северо-западным штормом его «раздергало на части».
Командир оправдан, по приговору комиссии Военного суда, будто «лейтенант Терентьев, во время путеплавания ничего противного не учинил, и что до управления, по долгу его службы, как флотскому офицеру принадлежало, выполнял и упущения не делал; бедствие же судну последовало ни от чего иного, как от воли Божией, и притом от неизвестного, содействовавшего течения к южному берегу»[13].
Видимо, эта история все же повлияла на дальнейшую карьеру морского офицера. Произведенный в январе 1811 года в капитан-лейтенанты, «выключен» из списка умершим этим же чином в июне 1829 года[14].
Через несколько дней участь «Св. Николая» в том же месте разделит транспорт «Константин», принимавший, как сказано выше, участие в спасательной операции. Транспортом командовал молодой мичман Н.В. Гальский, впервые назначенный командиром судна, до этого плававший на судах гребного флота.
20 сентября, «Константин» «для предосторожности, по осеннему времени» спустил брам-стеньги вниз и, простояв на нарвском рейде целый день за тихим ветром, пришёл к гальоту «Св. Николай» 23-го, став от него в четырёх милях расстояния, а от берега в трёх, на глубине 17 сажен. С помощью его команды гальот «Св. Николай» был стянут с подводного камня на котором стоял, и отчасти выгружен.
26 сентября, после полудня ветер стал свежеть, и командир транспорта «Константин», отдав другой якорь, спустил нижние реи. 27-го стало ещё свежее, с частыми шквалами от NNW; потому отдан третий якорь и спущены стеньги. Вскоре потом опрокинуло и оторвало стоявший на бакштове шестивёсельный катер, лопнул канат тоевого якоря, плехтовый ослаб, и транспорт стало дрейфовать.
Далее по «Летописи» А. Соколова:
«Задержавшийся несколько в исходе четвёртого часа на глубине 8½ сажен, грунт ил, через пять минут он снова, и с большею силою, понёсся к берегу всем лагом; тогда, употребляя последнее усилие спасти судно, командир приказал срубить мачты. Но это не помогло, и в 4½ часа транспорт был прижат к мели, в полутора кабельтовых от мыса Кумбинеми. До самого утра ничего нельзя было предпринять к спасению, и команда испытывала все ужасы бедствия, конечно, не безнадёжного, но тягостного в такую пору года и при такой погоде. Поутру, хотя ветер был ещё крепок, однако ж на имевшейся при транспорте двухвёсельной шлюпке и пришедшей с берега с шестью чухнами лодке, все перевезены на берег. Потом приступили к выгрузке. Якоря по вынутии их оказались повреждёнными: у плехтового сломлена лапа, а у дагликса веретено; тоя не отыскали»[15].
Выгрузив в течение зимы чугунный и песчаный балласт, 19 марта «с помощью чухон» стали поднимать судно вагами; но целый месяц работ при частых прибылых водах, с северными и западными ветрами, с вьюгою были безуспешны, а испортившийся лёд 20 апреля вовсе принудил оставить оные. Приподнятое судно опустили снова и команда отправлена в Ревель.
Комиссия Военного суда, оправдав все распоряжения мичмана Н.В. Гальского, крушение приписала «воле Божией» и неблагоприятным обстоятельствам.
Получив под команду гальот «Михаил», по-прежнему плавал между портами Финского залива. В марте 1810 года произведен в лейтенанты, в феврале 1812 года уволен со службы чином капитан-лейтенанта[16].
История четвертой жертвы, погибшей в эти дни на нарвском рейде, — гальота «Св. Иоанн», может показаться похожей на предыдущие…
[1] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2022, с.408.
[2] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.56-57.
[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. III / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть III. — СПб: Атлант, 2013, с.116-117.
[4] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2022, с.407.
[5] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.57.
[6] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2022, с.405-406.
[7] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.59-60.
[8] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. IV / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть IV. — СПб: Атлант, 2013, с.157.
[9] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2022, с.334.
[10] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.63
[11] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. — СПб: Атлант, 2013, с.151.
[12] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.63-64.
[13] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.64.
[14] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. — СПб: Атлант, 2013, с.162.
[15] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.64-65.
[16] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф. Веселаго. Царствование Павла I и царствование Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.51-511.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет—магазин «Морское наследие».