Главная Наш край Суровый Синус Финикус: Острые камни финских шхер

Суровый Синус Финикус: Острые камни финских шхер

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года

1800, 5 (17) мая – При входе на Роченсальмский рейд ударился о скалы и затонул транспорт «Обсерваториум».

Суровый Синус Финикус, изображение №2

В книге ««Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) мы уже рассказывали о судьбе шведских транспортов, взятых в плен в 1788 году: из 32 судов – 14 погибли в Финском заливе в течение пятнадцати лет. Причем, наибольшие потери пришлись на 1794 и 1803 годы – по три судна; по два судна пришлось на 1797 и 1800 годы[1]. Одним из двух, погибших в 1800 году, был транспорт «Обсерваториум».

С 1792 года перевозил грузы между портами Финского залива, участвовал в войне с Францией 1792-97 годов. В июне-августе 1796 года совершил переход в составе транспортного конвоя из Кронштадта в Ширнесс, доставив на корабли эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова продовольствие и материалы.

5 мая 1800 года транспорт следовал под командой лейтенанта С.Ф. Байкова из Питкопаса в Роченсальм шхерным фарватером. На борту находился лоц-мастер Лоушкин, который непосредственно управлял судном.

Судя по послужному списку лейтенанта Сергея Байкова у него имелся большой опыт плавания в финских шхерах, он даже в 1792 году производил промер роченсальмских шхер[2]

Поздно вечером 5 мая командир дважды предлагал лоц-инспектору обождать с входом до следующего утра, но лоц-инспектор отказался. В результате при входе в Роченсальм транспорт два раза стукнулся о камни у роченсальмской батареи и у острова Тютина, получил пробоину («сильно потёк») и попытался стать на якорь. Однако вскоре, когда лоц-инспектор съехал, оставив за себя рядового лоцмана, лейтенант С. Байков, чтобы не затонуть на глубине, отрубив канаты, под руководством оставленного лоцмана пошёл к берегу, у которого и затонул. К счастью, команда была спасена.

Суровый Синус Финикус, изображение №3

Александр Соколов в свое «Летописи» пишет: «Командир и лоц-инспектор оправданы комиссией Военного суда, ибо камни, о которые стукнулись, не были известны, и по остроконечности их с трудом после отысканы: первый под глубиною 15 футов, второй 11¾; а как в день крушения была необычайная убыль воды, на пять футов, теперь же оставалось её только на 2 фута, то и заключили, что во время прохождения транспорта над этими камнями было глубины 12 и 9 футов. Тонкие оконечности этих камней укрывали их от самых частых промеров; «лот скользил», скатывался, попадая на них, и только посредством шеста они могли быть найдены. Этим фарватером, замечал лоц-капитан Фон Дезин, не раз проходили фрегаты, и ему делались многие промеры, последний зимою 1796 года, по льду, через пять сажен; но никогда не подозревали этих камней»[3].

Впрочем, Адмиралтейств-коллегия не согласилась с приговором комиссии, настаивала на вторичном исследовании этого дела, оставаясь при своём прежнем мнении: «Лоц-капитан, – писала она, – по своей должности и званию должен знать совершенно все опасности и подводные камни Роченсальмского прохода; следовательно, приключившееся судну несчастье остаётся на его ответе. Такое несправедливое оправдание (незнанием) подаёт повод прочим лоцманам не радеть своей должности»[4].

К командиру претензий не было. Он, кстати, продолжил командовать транспортом «Обсерваториум», который был поднят посредством двух плавучих батарей по проекту лоц-капитана Фон Дезина.

В «Общем морском списки» факт крушения судна, которым командовал Сергей Федорович Байков, не зафиксирован. Однако, его карьера вскоре оборвалась, в 1804 году он скончался[5].

К этой истории добавим еще один факт: упомянутый в тексте «лоц-капитан в Финляндии» капитан-лейтенант Петр Фондезин, поднявший транспорт летом 1800 года, в марте 1801 года был произведен в капитаны 2 ранга[6].

[1] Волков А.Б., Скок Ю.М. Суровый Синус Финикус. – Санкт-Петербург: Морская энциклопедия, 2022, с.86.

[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. III. – СПб: Атлант, 2013, с.89-90.

[3] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.53-54.

[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.54.

[5] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. III. – СПб: Атлант, 2013, с.90.

[6] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V. – СПб: Атлант, 2013, с.246.

Продолжение следует

Внимание!

Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО.

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2023 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика