29 июля 1975 года генсек КПСС Леонид Брежнев посетил Выборг по дороге в Хельсинки. Среди пионеров, которые вручали букеты «дорогому Леониду Ильичу», был юный выборжец Игорь СКОПИЧЕНКО. Недавно мы встретились, чтобы вспомнить то событие, и разговор вышел за рамки заданной темы.
Окончание. Начало в №16.
— Где дедушка воевал?
— Гвардии старшина Пётр Дмитриевич Борвенко в армии с 20 октября 1929 года. Воевал сначала на советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной – на Ленинградском фронте. Он служил в 129-м гвардейском стрелковом Ленинградском полку в составе 70-й ордена Ленина стрелковой дивизии в должности командира транспортной роты полка. В 1942 году дивизия была преобразована в 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Награждён медалью «За оборону Ленинграда» в 1943 году и орденом «Красной звезды» в 1944-м.
— В каких сражениях участвовал?
— В 1975 году, к 30-летию Победы, поздравляли ветеранов, прислали приглашение, где перечислены все операции, в которых полк принимал участие. Самые ожесточённые бои осенью 1941 года, броски через Неву у Ивановских порогов и Невской Дубровки в августе-октябре 1942-го, прорыв блокады и Синявинские бои в 1943-м, прорыв от Пулковских высот к Красному Селу и Нарвский плацдарм в январе-феврале 1944-го, прорыв на Карельском перешейке и бои у Тали в июне 1944-го, освобождение советской Эстонии и бои в Курляндском котле в сентябре 1944-го, феврале-мае 1945-го. Его ни разу не ранило, только контузило, когда брали Нарву, и рядом взорвался снаряд. Дедушкина должность – командира транспортной роты – была офицерская. Командиру полка несколько раз присылали офицеров на замену, но он деда не отпускал. Умер дедушка 8 марта 1980 года в возрасте 72 лет. Бабушка – 1910 года рождения, пережила его на 10 лет.
— Сколько детей было у бабушки с дедушкой?
— Три мальчика – 33, 36 и 41 годов рождения, и мама, она родилась в 1938-м. Во время войны все выжили, но братья умерли довольно рано, очевидно, всё-таки сказались последствия тяжёлого времени. Потомки бабушки и дедушки осели, в основном, здесь, в Выборгском районе. Живём мы дружно, общаемся.
— Как семья оказалась в Выборге? Где вы жили?
— Дедушку сюда направили вместе с его родной дивизией. Сразу после переезда и до 1975 года мы жили в очень интересном месте. Это бывшее финское стрельбище за Папулой. До революции рядом была семинария, где обучали финнов русскому языку. После 1918 года финны открыли школу младших командиров и соорудили стрельбище с тирами на 100, 200, 300 метров и каменными валами, чтобы пули дальше не улетали. Рядом построили дома для обслуживающего персонала. Вот в одном из них мы и жили.
После войны стрельбище перешло в ведение Ленинградского военного округа. Соревнования проходили здесь с мая по сентябрь, стрелковые команды приезжали со всех военных округов, для них даже гостиницу построили. Но в 90-х появилось всесезонное стрельбище под Москвой, а наше закрыли. Какое-то время была охрана, потом её сняли, и там начали хозяйничать асоциальные элементы из ближайших посёлков. Всё разнесли в пух и прах. С тиров и боксов сначала сняли всё, что можно было снять, включая железо. Гостиницу сожгли и разобрали по кирпичам, и наш дом сгорел в 2022 году. Бывший санаторий по соседству закрыт и тоже разрушается. Весь берег от бухты Радуга застроен теперь частными домами.
— Как вам жилось в том финском доме?
— Дом был отличный, на бетонном фундаменте с баней, с изразцовыми печами в каждой комнате. Всё там было продумано. У меня из окна был вид на залив и крепость вдалеке. Напротив стрельбища, если перейти дорогу – окончание Сайменского канала, там все берега в граните. Я как-то нашёл на чердаке старые финские газеты и журналы. Больше всего меня заинтересовали газеты с фотографиями довоенного Выборга. Очень красивый город был. Бабушка их потом отдала волонтёрам, которые ходили по домам и собирали старые вещи для музея. Наша швейная машинка «Зингер» тоже в музее, её теперь часто на выставках показывают. Однажды я нашёл на улице шведскую эро 1634 года номиналом одна четверть. Потом оказалось, что таких много, и мы с одноклассниками ими менялись.
— Как ваша жизнь сложилась?
— Я учился в Нахимовском училище, потом закончил училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Служил в Мурманске. Это были времена холодной войны, поэтому часто ходили в автономки, как минимум один-два раза в год. В 1990 году нашу лодку для усиления Тихоокеанского флота отправили на Камчатку. Шли подо льдами через Северный Ледовитый океан. Всплыли в Чукотском море, где затонул ледокол «Челюскин». Берингов пролив проходили в надводном положении мимо мыса Дежнева, где стоит большой памятник ему. Природа там, конечно, потрясающая. На севере в Мурманске голые сопки, постоянно ветер дует, полярная ночь, а на Камчатке зимой белый снег и яркое солнце. Кстати, вы же знаете, Беринг в Выборге жил?
— Я чувствую, Выборг вас не отпускает?
— Это же город детства, малая родина, что здесь скажешь
Ольга РОГОЗИНА.
