Авторский подход педагога Юлии Сергеевой помогает детям творить и делать открытия
Учитель изобразительного искусства, черчения и мировой художественной культуры Юлия Сергеева из Гатчины получила звание Почетного учителя Ленинградской области. Награду вручил лично губернатор Александр Дрозденко на торжественной церемонии в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в День учителя 5 октября.
Мы поговорили с Юлией Алексеевной о её методах преподавания и роли творчества в жизни школьников.
Меня сформировали Бондарики и Кимы
– Я пришла в школу, потому что очень люблю детей, – с этих слов Юлии Сергеевой началась наша беседа. – Сама школьная среда производила на меня впечатление ещё в детские годы, и мне очень хотелось вернуться в школу уже в качестве учителя.
Юлия Алексеевна родом из Выборга. Здесь встретились и поженились её родители, Алексей Алексеевич и Людмила Дмитриевна Кривовы. Обе их дочери — Юлия и Янина — стали педагогами. Как считает Юлия Алексеевна, во многом благодаря художественной школе Выборга, где учились обе девочки.
– В то время там преподавала совершенно уникальная семейная пара – Леонид Иванович и Ксения Михайловна Бондарики, – вспоминает Юлия Алексеевна. – Детей там не только учили искусству — их ещё и воспитывали. Нас учили работать. На первом месте у них была требовательность, воспитание работоспособности у детей.
Когда Юлия закончила четвёртый класс, семья Кривовых переехала в Гатчину.
– Я узнала, что здесь есть художественная школа, сама пошла к её директору, принесла ему свои рисуночки и попросила взять к себе, – рассказывает Юлия Алексеевна. – И снова мне повезло — моим педагогом стал Виталий Ким, прекрасный акварелист. Мы очень сошлись характерами. Виталий Чем-Минович и его супруга Ангелина Борисовна стали моими наставниками. Можно сказать, что меня как личность сложили две семьи — Бондарики и Кимы.
После десятого класса Юлия поступила в Московский педагогический университет на художественно-графическое отделение. Закончила его в 1994 году, получив профессию учителя изобразительного искусства и черчения. Вернулась в Гатчину, где устроилась на работу в гимназию им. К.Д. Ушинского.
Гатчинская гимназия является правопреемницей Гатчинского сиротского института, основанного в 1803 году императрицей Марией Фёдоровной. Именно в стенах бывшего Сиротского института Константин Дмитриевич Ушинский обрёл своё истинное призвание – здесь и были заложены основы его педагогической системы. Основные идеи Ушинского просты: чтобы воспитывать ребёнка, нужно знать его природу и народ, к которому он относится. На этих принципах и сегодня стараются строить учебный процесс в гимназии Ушинского – в том числе в творческой лаборатории Юлии Сергеевой.
Принципы наставничества
Многим взрослым уроки черчения могут помниться скучными и однообразными. Вот только современное черчение — это не просто техническая дисциплина, но ещё и полноценный творческий процесс. Более того, этот предмет может стать отправной точкой для выбора профессии. Именно так получилось с уроками Юлии Сергеевой.
– В XXI веке черчение перешло на компьютеры, и я начала изучать новые технологии, – рассказывает она. – Образовался кружок, который со временем стал студией проектной графики.
В итоге сложилось настоящее школьное конструкторское бюро, где ученики выполняют как эскизы, так и сложные 3D-модели объектов. Юлия Сергеева учит «техническому творчеству» не только детей, но и взрослых, став наставником молодых специалистов и учителей-предметников. В этом ей вновь помогли педагогические принципы Ушинского.
– Согласно его принципу народности, учиться нужно на отечественных корнях, – говорит Юлия Алексеевна. – И мы, готовясь к региональным олимпиадам, которые проводят специалисты Военмеха, вместе с детьми глубоко изучаем историю нашей космонавтики, биографии и достижения отечественных конструкторов.
Ещё один важный принцип Ушинского — наставничество. И речь идёт не только о передаче опыта, знаний и умений от педагога к ученику.
– Очень важно создать коллектив «по вертикали» — чтобы в нём были дети разных возрастов, чтобы старшие чему-то учили младших, чтобы младшие, глядя на старших, хотели бы стать такими же, – говорит Юлия Сергеева. – На самом деле, я считаю, что такое наставничество – это костяк всего воспитания на Руси. И мы должны учиться тому, что дали нам предки.
В результате традиции образования гармонично сплетаются с технологиями будущего.
– Я сама — человек творческий и всегда считала, что главная задача педагога — сформировать творческую среду для ребёнка, – говорит Юлия Алексеевна. – Технический прогресс возможен, если он основан на творчестве. Говорят, что инженер повторяет работу конструктора, но главная задача — вырастить конструктора, который умеет создавать что-то новое. Поэтому своих ребят я учу творчески подходить к конструированию.
Традиции и инновации
В творческой лаборатории Юлии Сергеевой дети осваивают 3D-моделирование, создавая как художественные объекты, так и технические разработки — вездеходы, космические корабли, квадрокоптеры и архитектурные модели. Юлия Алексеевна показывает детские «сокровища» 3D-лаборатории.
– Уже первые опыты вызывают восторг у малышей. Например, второклассник сделал в студии пуговицу: сам напечатал, побежал с ней домой: «Мама, смотри, я сделал пуговичку!» – вспоминает педагог.
Среди воспитанников Юлии Сергеевой — призёры и победители олимпиад всероссийского и международного уровней, победители Всероссийского хакатона, регионального чемпионата «Профессионалы». Выпускники поступают в художественную академию и БГТУ «Военмех», занимаются протезированием, становятся конструкторами.
– Я считаю себя настоящим патриотом своей страны — воспитываю будущих отечественных инженеров, готовлю кадры для оборонной промышленности, – серьёзно шутит она.
Юлия Алексеевна— не только талантливый и успешный педагог, но и просто счастливый человек.
– Я нашла себя и в работе, и в своих учениках, и в семье. Мне очень повезло с родителями, у меня самой сложилось прекрасная семья, у нас три чудесных дочери. Я благодарна и своим родителям, и своим учителям, и своим ученикам, – говорит она. – Может быть, дело в том, что моё детство проходило во времена, когда люди умели быть благодарными и видели свои горизонты. И тот внутренний уклад, который я получила в детстве, в художественной школе, я постаралась воспроизвести в своей жизни. Думаю, у меня это получилось…
Юлия Лиснянская
Фото: архив Юлии Сергеевой