Человеку даны обоняние, осязание, зрение, слух, вкусовые качества для того, чтобы наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Почти все эти органы чувств можно контролировать, применять по своему усмотрению. Допустим, не нравятся вид и вкус какого-то блюда – не ешь, не хочется прикасаться к чему-то неприятному – не трогай. Даже с сильным шумом можно худо-бедно справиться, заложив уши ватой. Но вот от запахов не убежишь, потому что человек не может не дышать.
Жители деревни Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области периодически обращаются в различные инстанции с жалобой на то, что им приходится дышать парами отходов производства местной птицефабрики. Форточку в квартире не открыть, свежий воздух – на вес золота, запах чувствуется даже в ванных комнатах и систематически отравляет жизнь детям и взрослым. По словам очевидцев, у некоторых детей появились астма и аллергия. Последствия видны и в самом хранилище птицефабрики. Прозрачная вода превратилась в жидкость молочного цвета. Находиться там невозможно из-за удушающего запаха. «С белой водой ситуация повторяется каждый год, никто не знает, из-за чего и какой именно сброс происходит. То же самое пару лет назад было в пруду, который вытекает в реку Стрелка», — поделилась местная жительница. По словам другого местного жителя, проблемы начались больше десятилетия назад с момента, когда птицефабрика после банкротства в конце 1990-х вновь начала работать. Запах периодически пропадал на долгие периоды, а потом наступило время, когда зловоние стало присутствовать в воздухе постоянно в течение нескольких месяцев, отравляя жизнь людям. Четыре года назад жители и администрация Горбунковского поселения обращались в надзорное ведомство с предположением, что в пруд неоднократно сливали неочищенные стоки с птицефабрики. По результатам осмотра инспекторы составили акт. Однако на момент проверки вода в канаве, впадающая в пруд, была чистая и без запаха.
Из всего этого можно сделать несколько выводов. Один из них: непрозрачная политика руководства птицефабрики «Ломоносовская» порождает много версий и предположений у граждан. Мне, к примеру, пролистав интернет вдоль и поперёк, так и не удалось найти официальный сайт предприятия, где были бы чётко прописаны технические условия производства, рассказано о системе очистки воздуха прикреплены результаты проверок надзорных органов с заключением, что всё в порядке. Можно, конечно, быть выше критики, но это при условии, что всё безупречно. А когда это не так, и токсичный воздух тому доказательство, то лучше сойти с пьедестала и вести открытый диалог с населением, честно отвечать на поставленные вопросы, какими бы неприятными они ни были. Ещё один вывод: всё выше сказанное не означает, что надо принимать такие меры как «закрыть», «не пущать», «наказать» – есть-то что будем? Мясо птицы и яйца и так уже подлетели в цене. Тут доказывать не надо: чем больше будет предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, тем дешевле для граждан будет продовольственная корзина. Вопрос состоит в том, чтобы перерабатывать отходы производства, соблюдая современные технологии, чтобы окружающая среда была экологичной и безопасной для жителей населённых пунктов, где находятся подобные предприятия. Конечно, это стоит денег. Всё стоит денег, бесплатного ничего нет. То, что сейчас дёшево обходится, на чём экономит предприятие, обернётся огромными расходами, подорванным здоровьем людей, необратимыми последствиями для окружающей природы, дарами которой будет пользоваться небезопасно. В современном мире есть немало технологий, позволяющих перерабатывать отходы производства в безопасные и даже полезные для сельского хозяйства субстанции. Можно, в конце концов, у соседей спросить. К примеру, в Тульской области на птицефабрике решили проблему с запахом с помощью специального ускорителя биологических процессов ”Биус”, который устраняет запах аммиака и других вредных газов в цехах, ускоряет перепревание помёта в компост благодаря увеличению температуры — он быстрее сохнет. И хотя в процессе перепревания запах появляется, но он не такой резкий, и больше похож на запах сенажа.
Ладно, не будем раздавать бесплатных советов с любительской точки зрения, есть специалисты, им всё это известно. Ясно одно: вопрос требует решения, сам собой он не растворится, а только усугубится.
Но на этом разговор о неприятных запахах не закончился. Его продолжают жители деревни Алакюля и садоводческого товарищества «Южные высоты» Ломоносовского района, которые почти ежедневно преодолевают путь в полтора километра до деревни Яльгелево, чтобы воспользоваться общественным транспортом, магазинами и прочими благами цивилизации. Так вот, рядом с Яльгелево находятся очистные сооружения – как нереализованный проект, недострой, так и старые очистные, которые собирались выводить из эксплуатации и, соответственно, не выделяли средств на улучшение. Сегодня они по-прежнему несут на себе всю нагрузку стоков немалого населённого пункта. Пешеходы сначала не понимали, для чего с другой стороны дороги установлены бетонные колодцы. А этой весной стало понятно и наглядно, для чего. Через стыки в колодцах вытекает вода с запахом канализации, всё больше заполняя придорожные канавы. Жители захотели узнать – это так задумано или получилось случайно. Если и дальше эти воды будут разливаться вширь и вглубь, то попадут в озеро, которое находится метрах в пятистах, где люди купаются, ловят рыбу, одним словом, отдыхают.
По старой памяти я позвонила в инженерно-энергетичес-кий комплекс Ломоносовского района, но там сказали, что теперь водоотведение и холодная вода находятся не в их компетенции. С первого декабря 2023 года они переданы на баланс Леноблводоканала. Звоню в водоканал, рассказываю суть вопроса, но на предприятии не готовы сразу дать ответ – присылайте, говорят, письменный запрос. Путь письменных запросов долгий, но ничего не поделать, ограничимся пока фотофактом.
Жителям двухэтажек по Красносельскому шоссе в посёлке Ропша Ломоносовского района от канализационных паров не скрыться даже дома. Эти дома были построены в своё время таким образом, что канализационные стоки стекали в выгребную яму. Но поскольку ямы наполняются быстро, а ассенизаторская машина приезжает не так часто, излишки выливаются в канаву, которая «обрамляет» противоположную сторону дороги от памятника «Танк». Здесь также находится остановка общественного транспорта, с которой побыстрее хочется запрыгнуть в автобус, чтобы не дышать «ароматами» сточной канавы. Неистребимый запах канализации присутствует в квартирах вместе с плесенью и сыростью. И здесь живут люди.
Какая-то прямо безвыходная картина складывается. Но ведь выход всегда есть. И далеко ходить не надо. В Ломоносовском районе есть у кого поучиться работе с отходами. Во время рабочей поездки главы районной администрации Алексея Кондращова в Кипенское поселение прошлой зимой, журналисты районных СМИ посетили предприятие «Промышленная экология», которое пришло на территорию заброшенной птицефабрики не так давно, но уже успело зарекомендовать себя. Компания специализируется на сборе и обработке сточных вод, обработке и утилизации отходов. Специфический характерный запах, который всё-таки местами ощущался, руководитель предприятия Алексей Ерпулёв объяснил тем, что данные очистные сооружения – открытого типа. Они были построены в своё время по проекту для южных регионов, а при минусовых температурах микроорганизмы не перерабатывают ил. Но и из этого положения здесь нашли выход. Экологическая переработка и утилизация отходов включает в себя несколько стадий. Механическая очистка разделяет лёгкие фракции и тяжёлый ил, затем из отстойников вода подаётся на аэоротенк, обрабатывается и оттуда поступает в биопруды. Из биопрудов по коллекторам идёт на канализационные насосные станции, откуда с помощью двух мощных насосов всё это поступает на выход в реки Гатчинского района. Анализы воды соответствующие комиссии берут регулярно. А из твёрдых отходов делают почвогрунт – на предприятии есть свой перерабатывающий мини-завод. В будущем здесь планируется безотходное производство, сегодня работают над этим, проводя собственные научно-теоретические разработки. Так что поучиться всегда есть у кого, было бы желание
И.Сибирякова.
Фото автора.
Фото сверху: Административное здание птицефабрики в деревне Горбунки.