В XVIII столетии среди владельцев земель на Петергофской дороге, проложенной велением Петра I по южному берегу Финского залива от Петербурга до Красной Горки в нынешнем Ломоносовском районе, было немало представителей старинной династии Голицыных. Девиз с родового герба князей Голицыных: ‘VIR EST VIS’ означает: «САМ ЧЕЛОВЕК – СИЛА». Род князей Голицыных известен всему миру. Голицыны были участниками исторических событий, которые разворачивались на полях сражений и в кулуарах дворцов. Этот род дал России военачальников и дипломатов, деятелей науки и культуры.
Продолжение. Начало в № 1 от 5 января 2024 года.
Фраза о принадлежности той земли «восьми или десяти членам» семьи Голицыных – явное преувеличение, свойственное высказываниям этой персоны, ориентированным на последующие поколения читателей её мемуаров. Наследником «голицынской дачи» стал племянник Петра Михайловича: это старший сын старшего его брата. Тайный советник, сенатор Алексей Дмитриевич Голицын (1697-1768) уступил наследуемый участок великой княгине Екатерине Алексеевне. Алексей Дмитриевич – сын ссыльного «верховника» Дмитрия Михайловича Голицына – сам прожил в ссылке немало лет и был счастлив оказать услугу будущей императрице. В ту пору клан Голицыных надолго распался на два лагеря: сторонников великого князя Петра Фёдоровича и тех, кто поддерживал его супругу. Нечто подобное уже было, когда Голицыны делали выбор между царевной Софьей и царевичем Петром Алексеевичем.
Земля, от которой отказался Алексей Дмитриевич Голицын, стала частью территории Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны, но даже спустя несколько десятилетий в обиходе всё ещё именовалась «голицынской дачей». Там выстроили Катальную горку и Голландский домик, известный в дальнейшем как Китайский дворец.
ГОЛИЦЫНА МЫЗА
В нескольких верстах к западу от Ораниенбаума находилась «Голицына мыза» – участок, принадлежавший Ивану Алексеевичу Голицыну (1651-1722). Боярин Иван Алексеевич – старший брат боярина Бориса Алексеевича Голицына (1653-1714), который был воспитателем царевича Петра и одним из инициаторов возведения его на престол. После смерти Ивана Алексеевича ту мызу унаследовали его сыновья: Фёдор (1700-1759) и Алексей (1707-1739). В итоге, эти земли достались вдове Алексея Ивановича – Дарье Васильевне, урождённой княжне Гагариной (1708-1774) и второму сыну генерал-майора Фёдора Ивановича Голицына – Ивану Фёдоровичу (1731-1798). Иван с юных лет состоял при малом дворе и входил в круг приближённых великого князя Петра Фёдоровича.
В конце 1750-х годов императрица Елизавета Петровна распорядилась поделить на участки заболоченные территории на малоосвоенной дистанции Петергофской дороги: от реки Таракановки до речки Красненькой (точнее, до популярного злачного места – постоялого двора «Красный Кабачок» на 10-й версте). Дачи в этой местности получили любимцы Елизаветы Петровны и новая знать. Среди лиц, пожалованных теми землями, был престарелый адмирал Михаил Михайлович Голицын (1684-1764), его сын Михаил (1731-1807) и их родственник Иван Фёдорович Голицын – фаворит Петра III. Благополучие Ивана Фёдоровича и молодого Михаила Михайловича закончилось с окончанием недолгого царствования Петра III.
Иван Фёдорович удостоен нелестной характеристики в «Записках» Екатерины II, отметившей, что у её супруга появилось «…множество новых фаворитов, между прочими капитан-поручик полку Преображенского, князь Иван Фёдор. Голицын, на которого вдруг налепил орден святой Анны, а до того дня мало кто его и знал».
Орден святой Анны, не относившийся к числу высших наград Российской империи, мог вызвать зависть молодых придворных, но уж никак не великой княгини. Похоже, что Екатерину Алексеевну взбесил не столько сам орден, сколько орденский девиз: «Любящим правду, благочестие и верность». Эти достоинства не входили в число её добродетелей. Из всех приближённых своего супруга Екатерина II с особой неприязнью выделяла именно генерал-адъютанта Ивана Голицына – и в 1763 году он был отправлен в отставку. Иван Голицын покинул Петербург, продав свои земельные владения. Несклонный к геройству и подвигам, этот «паркетный» генерал хранил верность своему государю все годы после его гибели. Эту преданность оценил император Павел I: в 1796 году он вернул состарившегося Ивана Голицына на службу, пожаловав ему чин генерал-аншефа. А двоюродный брат Ивана Фёдоровича – Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) был обласкан Екатериной II, отличившись на дипломатическом поприще, проводя её инициативы в отношениях с западом.
Родственник тех Голицыных, флота капитан и капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка Яков Алексеевич (1697-1749) – один из внуков воспитателя Петра I боярина Бориса Алексеевича Голицына (1653-1714). В 1715 году Яков женился на дочери графа Петра Матвеевича Апраксина. Пётр Апраксин (1659-1728) владел «приморским двором» возле деревни Мартышкино неподалёку от Ораниенбаума. Эта усадьба ещё при жизни Петра Матвеевича перешла к его зятю – вероятно, как подарок по случаю рождения наследника, наречённого Петром из дальновидных соображений. Пётр Яковлевич Голицын (1719-1767) выслужился до генерал-майора.
Территории к востоку от дворцового имения Ораниенбаум (в сторону Мартышкино) до начала 1760-х годов составляли «государеву дачу». Великий князь Петр Фёдорович намеревался раздать часть этого резерва своим приближённым. Среди пожалованных в 1762 году новыми дачами был Михаил Михайлович Голицын (1731-1807) – один из пяти сыновей елизаветинского адмирала Михаила Михайловича Голицына (1684-1764).
В XVIII столетии имя Михаил было чрезвычайно популярно у Голицыных. Так звали их легендарного родоначальника – воеводу Михаила Ивановича Булгакова по прозвищу «Голица», боярина, проведшего тридцать восемь лет в польском плену, не сломленного поляками и возвращённого в Россию Иваном Грозным. Михаил Иванович Булгаков (он принял постриг в Троице-Сергиевой обители и скончался там не позднее августа 1558 года) получил боевое прозвище за привычку надевать «голицу» (рукавицу доспеха) только на одну руку. Михаил Иванович состоял с Иваном Грозным (1530-1584) в четвероюродном родстве по женской линии. У Михаила Булгакова-Голицына был единственный сын – Юрий, потомки которого звались просто Голицыными. Имя Юрий тоже стало популярным у Голицыных.
Историки, отчаявшись именовать Михаилов Михайловичей Голицыных «старшими» и «младшими», пробовали «нумеровать» видных представи-телей этого рода: так, например, генерал-фельдмаршал Михаил Михайлович стал «Первым», его брат-адмирал – «Вторым». В числе их потомков тоже есть «Михал Михалычи» и другие полные тёзки важных исторических фигур, но они не столь колоритны в сравнении с отцами, дедами и пращурами.
Кстати, вопреки бытующим у нас представлениям, в знатных дворянских семьях далеко не всегда соблюдали правило именовать новорожденных в соответствии со святцами. Святцев придерживалось простонародье и провинциальные дворяне. А дворяне столичные нарекали детей в память об особо почитаемых предках и своих прославленных родственниках, а также в честь представителей правящей династии. Непросто разобраться в ветвях и причудливых разветвлениях Голицынского рода: повторяются не только имена-отчества, но и судьбы – повторяются целые этапы жизни.
Повороты истории закономерно отражались и на судьбах усадеб Петергофской дороги. Царская дорога – зеркало нашей истории эпохи дворцовых переворотов. Первых владельцев приморских дач (тех самых «птенцов гнезда Петрова») изрядно потеснили хищные ястребы времён Анны Иоанновны, а вольных Елизаветинских соколов сменили могучие орлы «золотого века» Екатерины II. И весь XVIII век там, образно говоря, ещё и разные «коршуны» кружили.
ИМЕНИЕ ГОСТИЛИЦЫ
Дворцовый переворот 1762 года изменил жизнь и государства, и многих дворян. Одно из не самых очевидных его последствий – массовая смена хозяев усадеб на Петергофской дороге. Сторонники покойного Петра III продавали свои земли, намереваясь уехать подальше от Петербурга – как, например, Иван Фёдорович Голицын. Также оставаясь приверженцем Петра III, Михаил Михайлович Голицын-3-й (1731-1807) не стал взывать к милости самозваной императрицы. С воцарением Павла I тот Михаил Голицын получил чин генерал-поручика, а его сын Александр (1770-1821) был определён ко двору Елизаветы Алексеевны (1779-1826) – супруги наследника престола великого князя Александра Павловича (1777-1825).
О. Бардышева,
2023 год.
Фото сверху: Храм Архангела Михаила в Ломоносове, где отпевали Георгия Голицына и где находится его мемориальная могила.
Продолжение в следующем номере.
“Балтийский луч”, №2 от 12 января 2024 года