Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 22 апреля 2023 года, 2 мая 2023 года, 17 мая 2023 года, 5 июня 2023 года, 14 июля 2023 года, 14 августа 2023 года, 08 сентября 2023 года, 17 октября 2023 года, 09 ноября 2023 года.
См. также: «Морской хронограф»
1828, 22 октября (3 ноября) – На банку Рюс-грунт в Финском заливе сел и погиб транспорт «Невка».
Гибель транспорта «Невка» в финских шхерах вряд ли выделяется по свои причинам или последствиям в ряду десятков подобных драматических событий, имевших место в водах Финского залива с русскими парусными судами. Запомнится оно могло читателям «Летописи…»[1] Александра Соколова коротким красивым литературно-обработанным изложением:
«…Следуя из Роченсальма в Свеаборг шхерами между станциями Лехтсхольм и Пеллингэ под управлением лоцмана, поутру 22 октября при сделавшемся свежим WNW с густым снегом поворотил назад. Командир предлагал лоцману стать на якорь; но тот отвечал: «Не бойтесь капитан; это моя станция, и я её знаю так хорошо, как собственный дом, и вас приведу в гавань, где будете стоять покойно». Но взявши несколько севернее фарватера, в двенадцатом часу посадил на четырёх с половиной футовую банку Рюс-грунт. Несколькими ударами вышибло руль и отбило часть киля. Чтобы удержаться на месте, бросили якорь; но через час снесло с банки на глубину восемь и девять сажен, где в короткое время трюм наполнился водою; чтобы не снесло далее, отдали другой якорь. Мели, на которую было бы выгодно привести транспорт, не имелось в виду. Лоцман же, по показанию командира, до того ошалел от нечаянности крушения, что даже не мог отвечать на вопрос командира о месте крушения и около часа стоял, как окаменелый; но лоцман с своей стороны отзывался, что банка эта ему была хорошо известна, только он не мог рассмотреть её за пасмурностью, а снесло на неё течением. Не находя таким образом никаких средств к спасению судна, командир озаботился спасением команды (17 человек), которая перевезена на ближайший остров Тектор, откуда на третьи сутки переехали в крепость Швартгольм».
Таким образом, потерей груза и вооружения казне был нанесен убыток в размере 8626 рублей, частично компенсированный продажей за 400 рублей права поднятия корпуса.
Комиссия Военного суда, признавая, что «гибель транспорта последовала не от упущений, а от несчастного случая, оправдала и командира и лоцмана». Адмиралтейств-совет утвердил этот приговор 23 августа 1830 года.
Столь удачное окончание истории с гибелью транспорта для его фигурантов создает впечатление о том, что «дело» было спущено на тормозах. По какой же причине?
Одна из версий: по причине национальной принадлежности командира и лоцмана. Командир – швед, лоцман – финн.
Александр Соколов отмечает профессиональный опыт командира «Невки»: «Принятый в нашу службу из шведов в 1815 году и более служивший на брандвахте или на берегу».
«Общий морской список»[2] рассказывает об этом чуть подробнее. Из него следует, что Улоф Карлович Кронштет за тринадцать лет далее свеаборгского рейда не выходил, то брандвахта на бриге «Молния», то командование бригом «Юнона» «для обучения практике шведских (финляндских) юнгов».
В 1828 году – «Командуя транспортом «Невка», плавал по портам Финского залива». И что примечательно, — факт гибели «Невки» в этом послужном списке не фиксируется!
В январе 1831 года У.К. Кронштет произведен в в капитан-лейтенанты, а в октябре 1833-го, спустя пять лет со дня гибели транспорта «Невка», — уволен от службы чином капитана 2-го ранга.
А финский лоцман? Честно говоря, не помнится случая, чтобы из этого цеха когда-либо привлекали к ответственности за профессиональные упущения. Добрые были русские императоры!..
[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.123-124.
[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. — СПб: Атлант, 2013, с.289.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет–магазин «Морское наследие».
Электронную версию можно найти на Литрес