Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 22 апреля 2023 года, 2 мая 2023 года, 17 мая 2023 года, 5 июня 2023 года, 14 июля 2023 года, 14 августа 2023 года, 08 сентября 2023 года, 17 октября 2023 года.
См. также: «Морской хронограф»
1828, 5-7 (12-19) октября – На рейде Ревеля погиб бриг «Охтенка».
Историограф российского флота капитан 2 ранга Александр Петрович Соколов в своей «Летописи крушений и пожаров…» оставил для потомков подробное описание[1] обстоятельств гибели брига «Охтенка» на рейде Ревеля в начале октября 1828 года. И, при этом, оставил одну загадку… Впрочем, по порядку.
16-ти пушечный бриг типа «Аякс» был построен на Охтенской верфи, после спуска на воду в октябре 1821 года вошел в состав Балтийского флота. В 1822-27 годах находился в практических плаваниях в Финском заливе. В навигацию 1828 года бриг под командованием капитан-лейтенанта Я.М. Вальховского занял брандвахтенный пост в Ревеле.
Бриг с начала осени поставили на швартовы в восточных воротах новой военной гавани. В тот трагичный день командир по нездоровью жены находился на берегу, старшим офицером на бриге оставался мичман Крупенников. (К несчастью для нас, потомков, наши предки литераторы не утруждали себя написанием имен или хотя бы инициал своих героев, считая их хорошо знакомыми для своих современников. К каким грустным последствиям это привело в нашей истории можно будет узнать в конце этого рассказа).
Буря от NNO, начавшаяся поздно вечером 5 октября, с градом и снегом, установившаяся потом от NNW, сорвала корабль с носовых швартовов, кормою прижало к стенке гавани, с переменившимся направлением ветра его вынесло на рейд. Отданные якоря не задержали, и бриг остановился на мелководье у екатеринентальского берега (ныне парк Кадриорг в Таллине, ранее парковый комплекс с дворцом Екатерины Первой в окрестностях Ревеля). Мачты были срублены для облегчения ударов, но это не помогло и даже повредило поскольку бриг всё-таки затонул по палубу. Спасаться было не на чём. вся команда столпилась на баке и бушприте, «обливаемые волнами, оледенелые, теснимые друг другом, несчастные умирали страдальчески».
Тем же самым шквалом сломило в гавани пал, за который была закреплена корма шлюпа «Мирного», того самого который десять лет назад ходил к далеким берегам Антарктиды, Затем лопнули остальные швартовы, шлюп был также прижат кормою к каменьям, поэтому на нём была срублена бизань-мачта, а потом и остальные, и «беспрерывно отливаемая вода едва могла быть удерживаема на двадцати семи дюймах». На этом шлюпе, кстати, служил лейтенант Лука Вальковский[2], родной брат командира «Охтинки» Якова Михайловича.
Как развивались дальнейшие события «Летопись» А. Соколова рассказывает следующим образом: «К утру небо прочистилось; но ветер не утихал. Высланные из города гребные суда на помощь не могли преодолеть жестоких бурунов, чтобы пристать к бригу, и сами были выброшены на берег. Только две рыбацкие лодки, издалека перевезённые к пристани, долго боровшись с волнами, наконец пристали к бригу и успели снять с него шестерых человек нижних чинов; третья, такая же лодка, подъезжая к бригу перевернулась, и бывшие на ней четыре человека погибли. Спасители были осыпаны благодарностями, и вдовам погибших тогда же собрано до семисот рублей. В сумерки подъехал командир на баркасе с своим братом (лейтенантом) и с одиннадцатью матросами из охотников и, спускаясь по верпу, был уже так близко к бригу, что называл своих подчинённых поимённо, умоляя их кидаться в воду — ибо пристать было нельзя за грудою под ветром срубленного рангоута и ходящим по палубе бурунам; но никто не мог кинуться: все были оледенелы. Баркас Вальховского тоже выбросило на берег, и он едва не погиб в бурунах. Все средства были перепробованы; но всё напрасно: ветер не утихал и мороз усиливался. Оставалась одна надежда на бога. Весь город был опечален и озабочен участью брига. Страшная драма тогда разыгрывалась на нём».
К утру на третий день старанием ревельского купца Жирарда выехали наргенские лоцмана и мичман Бодиско с гребными судами. Ветер стихал. Лоцмана привезли десять человек, подававших признаки жизни; Бодиско — 27 трупов, в числе их мичмана Крупенникова и констапеля Чагина, «найденных на палубе, крепко обнявшимися, избитыми ударами о борта». Потонуло 14 человек на месте крушения; в том числе лейтенант Розенбах и мичман Бефани. О последнем рассказывал денщик его, что «стиснутый толпою других на бушприте, он жаловался на тесноту, говоря «мне душно здесь» и умоляя о спасении; потом слез на бак и сброшен волною в море». Труп его впоследствии найден затянутым в илистый грунт так крепко, что не могли его вытащить. Таким образом, погибли все офицеры брига и 37 нижних чинов; последних спаслось только 16.
На всеподаннейшем докладе морского министра об этом бедствии государь император написал собственноручно: «Предоставляю вам представить о приличных наградах заслужившим» (принимавшим участие в спасении). Отдельно дал команду «…и рассмотреть, не виновен ли командир?»
«Несчастный командир» капитан-лейтенант Яков Вальховский виновным признан не был; но на представление его к награде за участие в спасении команды Адмиралтейств-совет определил, что «нельзя ему присудить никакого награждения как начальнику судна потерпевшего бедствие, хотя бы и на оном находился во время бури».
В следующую навигацию ему доверили командование брандвахтенным гальотом «Олень» на том же ревельском рейде. Однако, как отмечает А. Соколов: «Остальные десять лет своей жизни он провёл страдальчески, совершенно расстроенный в здоровье». В марте 1836 года Я. Вальковский был переведен в 3-й ластовый экипаж, «с переименованием в майоры». Через год его служба была отмечена орденом Св. Георгия 4 класса за 25 лет службы в офицерских чинах. Но… 26 сентября 1838 года русский морской офицер Яков Михайлович Вальховский ушел в мир иной[3]. (Его брат Лука Вальховский, столь деятельно принимавший участие в спасении экипажа «Охтинки», службу закончил в 1857 году «чином подполковника»[4]).
Историограф российского флота А. Соколов подводит итого спасательной операции: «Все участвовавшие в спасении были щедро награждены: офицеры перстнями и жалованьем; нижние чины и вдовы погибших деньгами, от двадцати пяти до ста рублей; лоцмана и рыбаки деньгами и медалями».
И… оставил потомкам загадки. Первая: «матери лейтенанта Розенбаха назначена пенсия третного жалованья». Загадка не в том, о ком идет речь. Это — лейтенант Владимир Карлович фон Розенбах. Запись в «Общем морском списке»:. «1828 г. февраля 22.произведен в лейткенанты. На брандвахтенном бриге «Охтенки» был в кампании на ревельском рейде. Октября 5, утонул при крушении брига на том же рейде»[5]. Для чего А. Соколову нужно было оставлять несколько слов, которые рассказывая о Розенбахе, и формируют саму загадку: «находившийся под арестом». Эту загадку нам пока не разгадать.
Так же как и следующую.
Одним из героев спасения «охтенцев» был «мичман» Бодиско. Чин морского офицера выделен курсивов по причине того, что это единственная связка, которая могла бы помочь найти участника тех драматических событий. Инициалов нет. Нет у А. Соколова в «Летописи…»
Обычно, что бы найти строчку в биографии русского морского офицера обращаются к «Общему морскому списку». Мы же по «Списку» искали нужного нам офицера. И…
Шестой том «Списка», где присутствовала буква фамилии героя нашего поиска, включает морских офицеров, начавших службу в царствование императора Александра I. Листаем страницы[6].
Мичман Владимир Бодиско – скончался в 1821 году.
Мичман Михаил Бодиско в 1826 году «за государственное преступление сослан в крепостные работы». За компанию с ним «разжалован в матросы» Борис Бодиско. Нам они известны как декабристы. В любом случае они не могли оказаться в 1828 году на ревельском рейде.
Федор Бодиско в декабре 1826 года был произведен в лейтенанты, ушел на фрегате «Константин» в Архипелаг; за участие в наваринском сражении награжден орденом Св. Владимира IV степени с бантом. Вернулся в Кронштадт в 1830 году.
Остается надежда, что это Леонтий Бодиско, вернувшийся из кругосветного плавания на транспорте «Моллер» (1826-1827). Однако, из кругосветки он вернулся лейтенантом. Но в памяти участников спасения «Охтинки» он мог сохраниться в чине мичмана. При этом, необходимо отметить, что данных о его службе в 1828 в «Списке» нет. Это позволяет высказать предположение, что в тексте А. Соколова речь идет о Леонтии Бодиско[7]. Но утверждать это в полной мере пока не возможно.
Успокаивает самолюбие только то, что имя героя не нашли и другие исследователи, оставив его как «мичман Бодиско»; в частности, историк А.А. Чернышев в своих капитальных работах о российском военно-морском флоте не смог указать его имя (инициалы)[8].
[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.121-123.
[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.439.
[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.440-441.
[4] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.439.
[5] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.121.
[6] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VI. — СПб: Атлант, 2013, с.374-377.
[7] Если это так, можно выстроить одну интересную цепочку: В 1866 году с предложением создания Общество спасения на водах выступил капитан 1 ранга Андрей Васильевич Фрейганг (1809-1880), имевший к тому времени большой опыт морских походов. В юности А.В. Фрейганг бывал в Арктике: он совершил переход из Архангельска до Нордкапа на парусной шхуне «Метеор». Командовал шхуной молодой командир капитан-лейтенант Леонтий Николаевич Бодиско. Возможно, именно в этом плавании А.В. Фрайберг слышал о гибели брига «Охтенка» и подробностях спасательной операции на ревельском рейде.
[8] Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. — Москва: «Вече», 2017, с.22-23; Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2002, с.83.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет—магазин «Морское наследие».
Электронную версию можно найти на Литрес