Home Публикации Суровый Синус Финикус: Николай Павлович «закручивает гайки»

Суровый Синус Финикус: Николай Павлович «закручивает гайки»

0 comment

Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года04 апреля 2023 года07 апреля 2023 года14 апреля 2023 года22 апреля 2023 года2 мая 2023 года17 мая 2023 года5 июня 2023 года14 июля 2023 года14 августа 2023 года, 08 сентября 2023 года.

См. также: «Морской хронограф»

Навигации второй половины 20-х годов в Финском заливе были отмечены несколькими крупными авариями с гибелью кораблей. Причины самые разные: от ошибки в счислении до непреодолимой силы осенних штормов. В каждом случае результаты разбора обстоятельств потери кораблей докладывали императору Николаю Павловичу. И не всегда эти обстоятельства были достаточными, чтобы командир и его офицеры были оправданы.

1826, 28 августа (8 сентября) – У острова Соммерс в Финском заливе сел на мель и разбит транспорт «Мезень»[1].

Транспорт «Мезень» под командованием капитан-лейтенанта И.Н. Бернатского[2] вышел с кронштадтского рейда в Ревель с «лесами»; в 8 часов вечера 27 августа благополучно миновал лондонскую веху и прошли около пятидесяти миль почти одним курсом, – WNW, потом WNW½W с свежим попутным ветром, но «в пасмурность», по 8 и 9, потом по 6½ узлов. В 3 часа утра вместо ожидаемого по правой руке острова Соммерс наскочили на камни Аспэ-Гэдан, в шхерах, 6 миль севернее этого острова. Транспорт проломился, наполнился водою и потом разбит.

Команда снята на проходившее мимо в тоже самое утро английское купеческое судно и благополучно доставлена в Кронштадт на третий день по выходе оттуда. Шкипер за оказанную помощь награждён медалью, и команде его дано по десять червонцев.

Английское судно, спасшее команду, фактически спасло и командира от наказания за гибель транспорта. Англичане также допустили ошибку в счислении, – «само было заблудившись, считая себя по южную сторону Гогланда». От неминуемой гибели спасли выстрелы с нашего разбивавшегося судна. Ошибки в счислении были вызваны «необыкновенной силы течения». Это подтвердил английский шкипер, чье судно было снесено далеко к северу.

Командир транспорта был оправдан.

Надо отметить, что капитан-лейтенант И.Н. Бернатский[3] имел большой опыт плаваний в Финском заливе, командуя различными кораблями уже почти двадцать лет. В январе 1829 года произведен в капитаны 2 ранга, через два года – в капитаны 1 ранга. Уволен со службы в декабре 1853 года с производством в генерал-майоры. Российскому флоту было отдано 60 лет службы.

Иосиф Никитич Бернатский скончался 2 марта 1863 года.

1826, 11 сентября (23 сентября) – Гибель бота №17 на Лондонской мели.

С гибелью «Мезени» связана утрата еще одного судна, – бота №17, посланного из Кронштадта для снятия разбившегося транспорта[4]. 10 сентября при самом выходе, у Лондонской мели, от «скрепчавшего и зашедшего к N ветра» бот был вынужден стать на два якоря, с которых «подёргивало во всю ночь». На берегу жители соседних деревень слышали выстрелы бедствующего, но никакой помощи не могли подать. «Находчивый таможенный объездчик» на фалконетные выстрелы бота ответил пистолетными выстрелами, давая знать о присутствии помощи.

11 сентября, в 8 часов утра, бот выбросило на Лондонскую мель. Удары были так сильны, что невозможно было держаться на ногах, и «волны ходили через». Срубив мачту, несколько облегчили удары; но буруны не переставали заливать. Команда укрывалась у бушприта под брезентом. После полудня часть команды была свезена на своём ялике; а остальные, в том числе командир, на рассвете следующего. Бот разбился.

Командир, лейтенант В.И. Кречетников, был оправдан. Служил на флоте до 28 июля 1858 года, когда генерал-майор Валериан Ильич Кречетников был «выключен из списков умершим»[5].

1827, 3-6 (15-18) июля – На камнях банки Девельсей в Финском заливе погиб фрегат «Вестовой».

44-х пушечный Фрегат Балтийского флота «Вестовой» был построен на Соломбальской верфи в мае 1822 году. Пережил катастрофическое наводнение 7 ноября 1824 года: фрегат стоял в Военной гавани, был сорван с якоря и отнесен на отмель у Северной стенки. Тогда обошлось, каждую следующую навигацию фрегат был в практическом плавании.

Фрегат «Аврора» (худ. П.Т. Борисополец). Таким был фрегат «Вестовой»
Фрегат «Аврора» (худ. П.Т. Борисополец). Таким был фрегат «Вестовой»

В кампанию 1727 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта П.Б. Домогацкого должен был следовать в составе эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море (к Наварину)[6]. 22 мая 1827 года вышел на Кронштадтский рейд, где участвовал в императорском смотре. Эскадра ушла в море, а «Вестовой» задержался на рейде. 18 июня фрегат вышел в море, чтобы догнать эскадру.

Задержка с выходом в плавание была обусловлена отдельным поручением – отвезти в Ревель семейство графа В.П. Кочубея, председателя Государственного совета и Комитета министров. 21 июня встреченный при самом выходе свежим противным ветром, отстаивался за Сескаром; потом, «по приказанию пассажира» спустился от Гогланда обратно в Кронштадт, где семейство графа съехало с несчастливого фрегата, оставив на нём только свою прислугу и имущество.

Снялись вторично из Кронштадта 28 июня, однако фрегат был прижат к цитадели и простоял у неё целую ночь. На пути к Ревелю, с 29 июня до 2 июля, снова отстаивался за Сескаром. Вечером 3 июля, входя на ревельский рейд между банок Ревельстейн и Девельсэй по SW восемью румбами от ветра (NW) довольно тихого (брамсельного) «при ясной погоде, но с пасмурностью по берегам», в половине десятого часа стал на камни банки Девельсэй[7].

Дальнейшие события в изложении «Летописи…» А. Соколова:

«В течение следующих трёх с половиною суток стояния фрегата на банке капитан, офицеры и команда находились почти в беспрерывной работе. Были предпринимаемы все возможные меры для спасения; средства даны большие, и погода благоприятствовала. Но всё оказывалось тщетным, ибо фрегат засел в самые камни; и только продолжительность тихой погоды способствовала спасению команды и большей части груза. С полудня шестого числа ветер стал свежеть, и фрегат вскоре наполнился водою; тогда начали свозить команду, и к утру следующего дня последними съехали командир и штурман. Днище фрегата впоследствии было сброшено с камней, принесено к острову Экгольму и там разобрано…»

Расследованием были названы причины катастрофы: «Течение, изменившее курс, вечерняя мгла, не позволявшая ясно различать берегов, и сорванные с вех флаги – таковы были причины этого странного крушения».

Суд обвинил командира «в пренебрежении пеленгами, которыми он мог бы определить своё место», и приговорил «к написанию в рядовые до отличной выслуги». Штурмана Козлова признал «столько же виновным, но не положил сентенции», а вахтенного лейтенанта Д. Сиповского, по бытности командира наверху, освободил от ответственности. (Дмитрий Иванович Сиповский прослужил в российском флоте еще тридцать лет, в августе 1858 года произведен в капитаны 1-го ранга «с увольнением от службы»[8]).

Между тем, как отмечает «Летопись…», «последовали жалобы командира на дурные познания и неприличное поведение его старшего лейтенанта Челищева, подговаривавшего других офицеров к ложным показаниям, объясняя им, что «из троих лучше одному надеть (матросскую) куртку». Аудиториатский департамент смягчил приговор суда, определив: командиру «не вверять впредь до отличной заслуги команды на море и обходить при производстве»; штурмана Козлова «не назначать старшим до особой рекомендации и обходить при производстве»; а лейтенанту Челищеву «сделать выговор».

Государь император Николай Павлович остался недоволен результатами расследования и собственноручно конфирмовал: «Капитан-лейтенанта Домогацкого отставить от службы. Лейтенанта Челищева и штурманского офицера предать суду».

Оказавшиеся по суду виновными: над штурманом утверждён прежний приговор Аудиториатского департамента; лейтенант Артемий Челищев был «отставлен от службы, за подговор офицеров к ложным показаниям по делу о крушении фрегата «Вестовой»[9].

Император Николай Павлович
Император Николай Павлович

Недовольство император объяснимо, в капанию 1827 года Балтийский флот потерял три судна. Причем потерял по причине низкой дисциплине командного состава.

На свеаборгском рейде в ночь на 20 октября сильным шквалом от юго-востока был выброшен на камни и разбит бот №20[10]. Командир, – штурман Шевкунов (история не сохранила его имени, он же из штурманов, а они в «Общий морской список» не включались), был отставлен от службы ещё прежде суда по крушению, «за дурное поведение», и потому не был преследуем.

Суд выдвинул обвинения против представителей береговой администрации: главного командира Свеаборгского порта «за упущение приказанием тотчас же по приходе судна ввести его в гавань» и инспектора Корпуса флотских штурманов «за назначение командиром судна неблагонадёжного офицера». Но Аудиториатский департамент и Адмиралтейств-совет отклонили эти обвинения: «первое, что для отдания приказа ко вводу в гавань не было времени (судно пришло на рейд в шестом часу вечера); и второе, что не было других наличных офицеров; притом в знании морского дела Шевкуновым не находилось сомнения».

За две недели до этого в Рижском заливе по выходе из рижских бакенов, утром 5 октября попал на риф острова Кино и разбит транспорт «Дер Юнг Иоанн», которым командовал лейтенант П.И. Талызин.

Александр Соколов не мог не включить информацию об этой катастрофе в свою «Летопись», потомки должны были знать, за что наказывал Николай Павлович (Палкин!!!) своих офицеров:

«Командир и штурман (унтер-офицерского чина) были подгулявши и поссорившись; последний угрожал посадить судно на какой бы то ни было камень. Со стороны командира оказались разные злоупотребления, в которых участвовала и команда. За всё это командир был «разжалован в матросы навечно»; штурман и артиллерийский унтер-офицер «прогнаны сквозь строй»; а из матросов более виновные наказаны «кошками»»[11].

О Петре Талызине в «Общем морском списке» осталась последней запись, датированная 31 декабря 1828 года: «За потерю судна и законопротивные поступки разжалован в матросы без выслуги»[12].

[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.113-114.

[2] В Летописи А. Соколова – «Бернадский». В некоторых других источниках встречается «Бернацкий».

[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф. Веселаго. Царствование Павла I и царствование Александра I. Часть VI. – СПб: Атлант, 2013, 358-359.

[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.114.

[5] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.285-286.

[6] Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. – Москва: «Вече», 2017, с.22; Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.1. – Москва: Воениздат, 1997, с.231-232.

[7] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.115-117.

[8] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.193-194.

[9] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.380.

[10] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.117-118.

[11] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.118.

[12] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.253.

Продолжение следует

Суровый Синус Финикус: Николай Павлович «закручивает гайки», изображение №4

Внимание!

Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернетмагазин «Морское наследие».

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика