Home Публикации Суровый Синус Финикус: Ошибка в счислении, – судьбы двух командиров 

Суровый Синус Финикус: Ошибка в счислении, – судьбы двух командиров 

0 comment

Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года04 апреля 2023 года07 апреля 2023 года14 апреля 2023 года22 апреля 2023 года2 мая 2023 года17 мая 2023 года5 июня 2023 года14 июля 2023 года, 14 августа 2023 года

Первый век активного русского мореплавания в балтийском регионе, условно закончившийся с началом 20-х годов XIX века, вычеркнул с карты Финского залива многие «белые пятна». Береговая черта его южного берега была уже хорошо прорисована, шхеры северного уже не были вотчиной финских лоцманов.

И чем более «своим» становился Финский залив, тем более требовательным становился анализ действий моряков, в первую очередь, – командиров кораблей, в ситуациях, приведших к авариям и катастрофам.

Две поучительные истории произошли осенью 1824-го года.

Но вначале несколько слов о событии, которое произошло годом ранее. История сохранила нам имя моряка, личный героизм которого спас жизни его товарищам.

1823, 5 (17) октября – Гибель коттера «Атис» на гангутском рейде.

Бывший шведский катер, взятый в плен в кампанию 1808 года, был включен в состав Балтийского флота. После окончания войны со шведами, в 1811-18 годах занимал брандвахтенный пост в Свеаборге, а в 1819-23 годах выполнял опись шхер у юго-западного побережья Финляндии. В 1823 году занимал брандвахтенный пост у полуострова Гангут. Командовал катером лейтенант Николай Макаров.

Стоя на гангутском рейде на двух якорях и со спущенным рангоутом, вечером 5 октября, катер усилившимся с утра от SW ветром был сорван с якорей и прижат к острову Нут-Гольм.

Скупые строки из Летописи Александра Соколова сохранили имя моряка, которому обязаны жизнью члены экипажа катера: «Перебирались на берег по сброшенному рангоуту с большим трудом, много обязанные матросу Савелью Михайлову, первым перешедшему на берег и закрепившему на нём перлинь»[1].

К утру моряки были перевезены в город на присланном оттуда гребном судне. Спустя три дня полуразбитое судно было сброшено на глубину и затонуло.

Потеря коттера «Атис» была оценена в 8 932 рубля. Комиссия Военного суда только заметила, что на будущее время полезно бы было «отпускать для брандвахты гангутского рейда якорей не по два, а более, и канаты для тех якорей давать прочные; да и самые суда, назначать благонадёжные»[2].

Командир по суду был оправдан.

В декабре 1826 года Н.П. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, в 1829 году переведен в Черноморский флот, где плавал на бриге «Орфей». В апреле 1830 года уволен от службы чином капитана 2-го ранга[3].

Дальнейшая биография матроса Савелия Михайлова не прослеживается.

А теперь об «ошибке в счислении».

1824, 23 сентября (5 октября) – Крушение транспортной яхты «Надежда» на восточном берегу Нарвской губы.

Транспортная яхта «Надежда» была приобретена для Балтийского флота в 1812 году. Активно использовалась для доставки провианта и других грузов отрядам гребного флота, действовавшим в Финском и Рижском заливах и у Данцига в войне с наполеоновской Францией. В 1814-24 годах яхта перевозила грузы между портами Финского залива.

В 1824 году яхта была под командованием лейтенанта Я.Я. Повало-Швейковского, пятый год причем.

Суровый Синус Финикус: Ошибка в счислении, - судьбы двух командиров, изображение №2

Следуя из Ревеля в Нарву за грузом леса, на подходе к порту назначения, в пять часов утра 23 сентября «набежал, по ошибке в счислении, на восточный берег губы и стал на мель». На другой день экипаж переехал на берег, судно было разгружено и, есть версия, в следующем месяце было снято.

А вот с лейтенантом Я.Я. Повало-Швейковским не все оказалось так просто. Как «Летопись крушений…» оставила потомком скупую, но нелицеприятную, о нем запись: «Командир, сперва иначе объяснявший причину своего бедствия, но потом сознавшийся во лжи, получил от Коллегии строжайший выговор при команде, и было определено впредь не вверять ему в командование судна»[4].

«Общий морской список» не отражает факт крушения яхты «Надежда» в биографии Якова Повало-Швейковского. Её флотские страницы закончились записью: «1825 г. февраля 28. Уволен от службы, без награждения чином»[5].

1824, 6 (28) октября – У острова Нерва в Финском заливе сел на мель и разбит волнами шлюп «Свирь».

Шлюп «Парим» - таким был шлюп «Свирь». Художник А.В. Карелов
Шлюп «Парим» – таким был шлюп «Свирь». Художник А.В. Карелов

18-пушечный шлюп «Свирь» (типа Пирам») был построен на Лодейнопольской верфи, спущен на воду в 1806 году и вошел в состав Балтийского флота. К сожалению, статья не о героической биографии этого корабля, а о ее последней странице.

В 1820-24 годах шлюп выполнял опись берегов Финского залива. В кампанию 1824 года им командовал капитан-лейтенант И.П. Епанчин.

Современный справочник лаконичен: «6.10.1824 из-за ошибки в счислении сел на мель у о-ва Нерва, не смог сняться и был разбит волнами. Экипаж был спасен БР «Олимп»»[6].

Александр Соколов, подготовивший свою «Летопись…», когда командир «Свири» И.П. Епанчин еще продолжал службу в российском военно-морском флоте, – «ныне вице-адмирал», описал гибель корабля намного подробнее:

«Шлюп «Свирь»… Находясь при съёмке, 4 октября отправился из Ревеля в Кронштат с попутным юго-западным ветром; вечером следующего дня определился пеленгами Гогландского и Соммерского маяков, от последнего на SW в восьми милях; потом ветер стал заходить от S и SO, а с полуночи с нашедшим шквалом опять подул от SSW; в начале второго часа, когда считал себя в четырёх с половиной милях на ветре от острова Нервы, держась на правом галсе, увидел башню этого острова, которую вначале сочли за судно, стал поворачивать и при самом повороте остановился у берега. Удар был довольно силён. Пробуждённые им офицеры и команда бросились наверх во все люки. Старшего лейтенанта Теглева, капитан встретил словами: «Мы на Нерве, крепите паруса у грот-мачты!» Второй лейтенант получил приказание убирать паруса у фок-мачты. Старший мичман у бизань-мачты. Капитан распоряжался всеми работами: бросил якорь, чтоб не сбивало к берегу, спускал гребные суда, приказывал доставать завозы. Шлюп был прижат к мели только левою стороною; с правой же стороны и с носу было глубоко; руль на свободе. Ветер дул почти с носу, судно стояло прямо, удары не были сильны. Капитан и офицеры не сомневались в возможности сняться; но случилось иначе: завозивший завоз штурман, снесённый к восточной стороне, долго не мог выгрести, и только к трём часам утра был положен верп. Едва успели принять завоз, как ветер перешёл к W и скрепчал. Шлюп прижало ближе к берегу, крутому и каменистому; удары сделались чаще и сильнее; вода полилась в трюм. Тяга не помогала, и в 8 часов утра стали всплывать обломки подводной части. Тогда срубили мачты. Удары сделались легче. Мачты упали к берегу; но на берегу никого не было, чтобы принять леер, а без леера в сильных бурунах не верна борьба. Удалось однако ж, посадив одного ловкого матроса на баркас, сдать его по тросу на берег, где он и закрепил конец. Державшийся у борта рангоут много препятствовал спасающимся, ушибая их; а судно, переваливаемое волнами с боку на бок, то обращалось палубою к морю, то становилось прямо. Офицеры и командир последними оставили шлюп. Шлюп ещё долго оставался у берега, на боку; а потом унесён в море…»[7]

Благодаря профессиональным действиям командира и офицеров шлюпа обошлось без потерь, команда перебралась на пустынный островок, на котором спасались: «люди были сняты через два дня присланным из Кронштата бригом, по сделанному уведомлению купцов, заметивших развевающийся на башне военный флаг. Пресную воду, к счастью, нашли в яме, довольно правильным параллелограммом образовавшейся в одной скале, дождевую; без этого, пришлось бы терпеть жажду. Одни укрывались в старой деревянной башне маяка, другие в палатках».

Командир капитан-лейтенант И.П. Епанчин был оправдан, гибель шлюпа приписана «переменным свежим ветрам, со шквалами и густою пасмурностью, с дождём и снегом; также дурным качествам самого судна, которое не могло поворотить оверштаг и вообще имело большой дрейф».

Офицеры и команда шлюпа по положению комитета министров (29 января 1827 года), высочайше утверждённому 8 февраля, были удовлетворены за понесённые ими потери – первые полугодовым, последние годовым жалованьем, (такое вознаграждение внесено в общие законы по предметам крушений), с следующею собственноручною государя императора резолюцией: «Согласен, когда крушение произойдёт не от оплошности экипажа»[8].

Суровый Синус Финикус: Ошибка в счислении, - судьбы двух командиров, изображение №4

Дальнейшая карьера капитан-лейтенанта Ивана Епанчина сложилась более чем удачно. Его имя вошло в историю российского флота.

В 1827 году он, командуя 48-пушечным фрегатом «Проворный», в составе эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, принял деятельное участие в Наваринском сражении, повредил и вывел из строя два турецких фрегата. В 1828-30 годах продолжал крейсерство в Средиземном море и Архипелаге, командуя 74-пушечным кораблём «Александр Невский», в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда принял участие в блокаде Дарданелл. В 1853 году вице-адмирал И.П. Епанчин был назначен Ревельским военным губернатором и главным командиром Ревельского порта. В этом же году был награждён золотой табакерской с алмазами – «За участие в Комитете о пересмотре морского Устава». Во время Крымской войны командовал шхерной флотилией для защиты берегов от Бьерке до Або. В 1856 году произведён в адмиралы и награждён орденом Белого орла – «За беспорочную выслугу 50 лет в офицерских чинах»[9].

Ушел из жизни адмирал Иван Петрович Епанчин 5 (17) августа 1875 года. Похоронен на семейном месте на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.

Не оборвалась карьера и старшего лейтенанта Алексея Васильевича Теглева, которого упоминает «Летопись крушений…»

Мы о нем, кстати, уже писали. Мичман Алексей Теглев, будучи командиром транспорта «Ейнихкейт» уже терпел бедствие в 1814 году у острова Большой Тютерс. По следствию молодой офицер был признан не виновным. На карьеру мичмана эта авария не повлияла.

Алексей Васильевич Теглев закончил службу на флоте в 1851 году генерал-майором[10]. 14 (16) июля 1854 года скончался в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище Сергиевой пустыни.

Бриг «Олимп». Художник А.В. Карелов
Бриг «Олимп». Художник А.В. Карелов

В «Летописи…» А. Соколова остался безымянным бриг, снявший команду шлюпа «Свирь» после катастрофы. А.А. Чернышев в указанных ранее работах называет его. Этим бригом был «Олимп», построенный в 1817 году на Охтенской верфи.

Кораблем командовал капитан-лейтенант П.Д. Ишкарин. Петр Ишкарин тоже имел опыт знакомства с Суровым Финикусом. О чем также рассказывала «Летопись…» Александра Соколова: Еще будучи мичманом, командуя транспортом №48 в октябре 1809 года он потерпел крушение у острова Соммерс[11].

За спасение команды транспорта «Свирь» П.Д. Ишкарин был награжден орденом Св. Владимира IV степени.

Капитан 2 ранга П.Д. Ишкарин, командуя фрегатом «Мария», был при блокаде Дарданелл. В декабре 1831 года был произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром корабля «Великий Князь Михаил». К сожалению, вскоре его жизненный путь оборвался, 28 сентября 1832 года Петр Дмитриевич Ишкарин «выключен из списков умершим»[12].

А его бриг «Олимп», которому капитан-лейтенант П.Д. Ишкарин отдал два года службы, прослужил тоже не долго. В тяжелую осень 1824 года, отмеченную катастрофическим наводнением бриг был серьезно поврежден. 7 ноября уже стоя у в Военной гавани Кронштадта, бриг был сорван с якоря и отнесен к северной стенке. 7 декабря был снят с мели. Об его дальнейших морских кампаниях информации нет. Известно лишь, что в 1827 году он был разобран в Кронштадте[13].

[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.106.

[2] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.106.

[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.407.

[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.110.

[5] Общий морской список от основания флота до 191 7 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.46.

[6] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2002, с.49. См. также: Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. – Москва: «Вече», 2017, с.22.

[7] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.108-109.

[8] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.110.

[9] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.71-74.

[10] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.261-262.

[11] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.76.

[12] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.169-170.

[13] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2002, с.80.

Продолжение следует

Суровый Синус Финикус: Ошибка в счислении, - судьбы двух командиров, изображение №6

Внимание!

Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернетмагазин «Морское наследие».

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика