Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 22 апреля 2023 года, 2 мая 2023 года, 17 мая 2023 года, 5 июня 2023 года, 14 июля 2023 года, 14 августа 2023 года
Первый век активного русского мореплавания в балтийском регионе, условно закончившийся с началом 20-х годов XIX века, вычеркнул с карты Финского залива многие «белые пятна». Береговая черта его южного берега была уже хорошо прорисована, шхеры северного уже не были вотчиной финских лоцманов.
И чем более «своим» становился Финский залив, тем более требовательным становился анализ действий моряков, в первую очередь, – командиров кораблей, в ситуациях, приведших к авариям и катастрофам.
Две поучительные истории произошли осенью 1824-го года.
Но вначале несколько слов о событии, которое произошло годом ранее. История сохранила нам имя моряка, личный героизм которого спас жизни его товарищам.
1823, 5 (17) октября – Гибель коттера «Атис» на гангутском рейде.
Бывший шведский катер, взятый в плен в кампанию 1808 года, был включен в состав Балтийского флота. После окончания войны со шведами, в 1811-18 годах занимал брандвахтенный пост в Свеаборге, а в 1819-23 годах выполнял опись шхер у юго-западного побережья Финляндии. В 1823 году занимал брандвахтенный пост у полуострова Гангут. Командовал катером лейтенант Николай Макаров.
Стоя на гангутском рейде на двух якорях и со спущенным рангоутом, вечером 5 октября, катер усилившимся с утра от SW ветром был сорван с якорей и прижат к острову Нут-Гольм.
Скупые строки из Летописи Александра Соколова сохранили имя моряка, которому обязаны жизнью члены экипажа катера: «Перебирались на берег по сброшенному рангоуту с большим трудом, много обязанные матросу Савелью Михайлову, первым перешедшему на берег и закрепившему на нём перлинь»[1].
К утру моряки были перевезены в город на присланном оттуда гребном судне. Спустя три дня полуразбитое судно было сброшено на глубину и затонуло.
Потеря коттера «Атис» была оценена в 8 932 рубля. Комиссия Военного суда только заметила, что на будущее время полезно бы было «отпускать для брандвахты гангутского рейда якорей не по два, а более, и канаты для тех якорей давать прочные; да и самые суда, назначать благонадёжные»[2].
Командир по суду был оправдан.
В декабре 1826 года Н.П. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, в 1829 году переведен в Черноморский флот, где плавал на бриге «Орфей». В апреле 1830 года уволен от службы чином капитана 2-го ранга[3].
Дальнейшая биография матроса Савелия Михайлова не прослеживается.
А теперь об «ошибке в счислении».
1824, 23 сентября (5 октября) – Крушение транспортной яхты «Надежда» на восточном берегу Нарвской губы.
Транспортная яхта «Надежда» была приобретена для Балтийского флота в 1812 году. Активно использовалась для доставки провианта и других грузов отрядам гребного флота, действовавшим в Финском и Рижском заливах и у Данцига в войне с наполеоновской Францией. В 1814-24 годах яхта перевозила грузы между портами Финского залива.
В 1824 году яхта была под командованием лейтенанта Я.Я. Повало-Швейковского, пятый год причем.
Следуя из Ревеля в Нарву за грузом леса, на подходе к порту назначения, в пять часов утра 23 сентября «набежал, по ошибке в счислении, на восточный берег губы и стал на мель». На другой день экипаж переехал на берег, судно было разгружено и, есть версия, в следующем месяце было снято.
А вот с лейтенантом Я.Я. Повало-Швейковским не все оказалось так просто. Как «Летопись крушений…» оставила потомком скупую, но нелицеприятную, о нем запись: «Командир, сперва иначе объяснявший причину своего бедствия, но потом сознавшийся во лжи, получил от Коллегии строжайший выговор при команде, и было определено впредь не вверять ему в командование судна»[4].
«Общий морской список» не отражает факт крушения яхты «Надежда» в биографии Якова Повало-Швейковского. Её флотские страницы закончились записью: «1825 г. февраля 28. Уволен от службы, без награждения чином»[5].
1824, 6 (28) октября – У острова Нерва в Финском заливе сел на мель и разбит волнами шлюп «Свирь».
18-пушечный шлюп «Свирь» (типа Пирам») был построен на Лодейнопольской верфи, спущен на воду в 1806 году и вошел в состав Балтийского флота. К сожалению, статья не о героической биографии этого корабля, а о ее последней странице.
В 1820-24 годах шлюп выполнял опись берегов Финского залива. В кампанию 1824 года им командовал капитан-лейтенант И.П. Епанчин.
Современный справочник лаконичен: «6.10.1824 из-за ошибки в счислении сел на мель у о-ва Нерва, не смог сняться и был разбит волнами. Экипаж был спасен БР «Олимп»»[6].
Александр Соколов, подготовивший свою «Летопись…», когда командир «Свири» И.П. Епанчин еще продолжал службу в российском военно-морском флоте, – «ныне вице-адмирал», описал гибель корабля намного подробнее:
«Шлюп «Свирь»… Находясь при съёмке, 4 октября отправился из Ревеля в Кронштат с попутным юго-западным ветром; вечером следующего дня определился пеленгами Гогландского и Соммерского маяков, от последнего на SW в восьми милях; потом ветер стал заходить от S и SO, а с полуночи с нашедшим шквалом опять подул от SSW; в начале второго часа, когда считал себя в четырёх с половиной милях на ветре от острова Нервы, держась на правом галсе, увидел башню этого острова, которую вначале сочли за судно, стал поворачивать и при самом повороте остановился у берега. Удар был довольно силён. Пробуждённые им офицеры и команда бросились наверх во все люки. Старшего лейтенанта Теглева, капитан встретил словами: «Мы на Нерве, крепите паруса у грот-мачты!» Второй лейтенант получил приказание убирать паруса у фок-мачты. Старший мичман у бизань-мачты. Капитан распоряжался всеми работами: бросил якорь, чтоб не сбивало к берегу, спускал гребные суда, приказывал доставать завозы. Шлюп был прижат к мели только левою стороною; с правой же стороны и с носу было глубоко; руль на свободе. Ветер дул почти с носу, судно стояло прямо, удары не были сильны. Капитан и офицеры не сомневались в возможности сняться; но случилось иначе: завозивший завоз штурман, снесённый к восточной стороне, долго не мог выгрести, и только к трём часам утра был положен верп. Едва успели принять завоз, как ветер перешёл к W и скрепчал. Шлюп прижало ближе к берегу, крутому и каменистому; удары сделались чаще и сильнее; вода полилась в трюм. Тяга не помогала, и в 8 часов утра стали всплывать обломки подводной части. Тогда срубили мачты. Удары сделались легче. Мачты упали к берегу; но на берегу никого не было, чтобы принять леер, а без леера в сильных бурунах не верна борьба. Удалось однако ж, посадив одного ловкого матроса на баркас, сдать его по тросу на берег, где он и закрепил конец. Державшийся у борта рангоут много препятствовал спасающимся, ушибая их; а судно, переваливаемое волнами с боку на бок, то обращалось палубою к морю, то становилось прямо. Офицеры и командир последними оставили шлюп. Шлюп ещё долго оставался у берега, на боку; а потом унесён в море…»[7]
Благодаря профессиональным действиям командира и офицеров шлюпа обошлось без потерь, команда перебралась на пустынный островок, на котором спасались: «люди были сняты через два дня присланным из Кронштата бригом, по сделанному уведомлению купцов, заметивших развевающийся на башне военный флаг. Пресную воду, к счастью, нашли в яме, довольно правильным параллелограммом образовавшейся в одной скале, дождевую; без этого, пришлось бы терпеть жажду. Одни укрывались в старой деревянной башне маяка, другие в палатках».
Командир капитан-лейтенант И.П. Епанчин был оправдан, гибель шлюпа приписана «переменным свежим ветрам, со шквалами и густою пасмурностью, с дождём и снегом; также дурным качествам самого судна, которое не могло поворотить оверштаг и вообще имело большой дрейф».
Офицеры и команда шлюпа по положению комитета министров (29 января 1827 года), высочайше утверждённому 8 февраля, были удовлетворены за понесённые ими потери – первые полугодовым, последние годовым жалованьем, (такое вознаграждение внесено в общие законы по предметам крушений), с следующею собственноручною государя императора резолюцией: «Согласен, когда крушение произойдёт не от оплошности экипажа»[8].
Дальнейшая карьера капитан-лейтенанта Ивана Епанчина сложилась более чем удачно. Его имя вошло в историю российского флота.
В 1827 году он, командуя 48-пушечным фрегатом «Проворный», в составе эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, принял деятельное участие в Наваринском сражении, повредил и вывел из строя два турецких фрегата. В 1828-30 годах продолжал крейсерство в Средиземном море и Архипелаге, командуя 74-пушечным кораблём «Александр Невский», в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда принял участие в блокаде Дарданелл. В 1853 году вице-адмирал И.П. Епанчин был назначен Ревельским военным губернатором и главным командиром Ревельского порта. В этом же году был награждён золотой табакерской с алмазами – «За участие в Комитете о пересмотре морского Устава». Во время Крымской войны командовал шхерной флотилией для защиты берегов от Бьерке до Або. В 1856 году произведён в адмиралы и награждён орденом Белого орла – «За беспорочную выслугу 50 лет в офицерских чинах»[9].
Ушел из жизни адмирал Иван Петрович Епанчин 5 (17) августа 1875 года. Похоронен на семейном месте на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.
Не оборвалась карьера и старшего лейтенанта Алексея Васильевича Теглева, которого упоминает «Летопись крушений…»
Мы о нем, кстати, уже писали. Мичман Алексей Теглев, будучи командиром транспорта «Ейнихкейт» уже терпел бедствие в 1814 году у острова Большой Тютерс. По следствию молодой офицер был признан не виновным. На карьеру мичмана эта авария не повлияла.
Алексей Васильевич Теглев закончил службу на флоте в 1851 году генерал-майором[10]. 14 (16) июля 1854 года скончался в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище Сергиевой пустыни.
В «Летописи…» А. Соколова остался безымянным бриг, снявший команду шлюпа «Свирь» после катастрофы. А.А. Чернышев в указанных ранее работах называет его. Этим бригом был «Олимп», построенный в 1817 году на Охтенской верфи.
Кораблем командовал капитан-лейтенант П.Д. Ишкарин. Петр Ишкарин тоже имел опыт знакомства с Суровым Финикусом. О чем также рассказывала «Летопись…» Александра Соколова: Еще будучи мичманом, командуя транспортом №48 в октябре 1809 года он потерпел крушение у острова Соммерс[11].
За спасение команды транспорта «Свирь» П.Д. Ишкарин был награжден орденом Св. Владимира IV степени.
Капитан 2 ранга П.Д. Ишкарин, командуя фрегатом «Мария», был при блокаде Дарданелл. В декабре 1831 года был произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром корабля «Великий Князь Михаил». К сожалению, вскоре его жизненный путь оборвался, 28 сентября 1832 года Петр Дмитриевич Ишкарин «выключен из списков умершим»[12].
А его бриг «Олимп», которому капитан-лейтенант П.Д. Ишкарин отдал два года службы, прослужил тоже не долго. В тяжелую осень 1824 года, отмеченную катастрофическим наводнением бриг был серьезно поврежден. 7 ноября уже стоя у в Военной гавани Кронштадта, бриг был сорван с якоря и отнесен к северной стенке. 7 декабря был снят с мели. Об его дальнейших морских кампаниях информации нет. Известно лишь, что в 1827 году он был разобран в Кронштадте[13].
[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.106.
[2] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.106.
[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.407.
[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.110.
[5] Общий морской список от основания флота до 191 7 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.46.
[6] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2002, с.49. См. также: Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. – Москва: «Вече», 2017, с.22.
[7] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.108-109.
[8] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.110.
[9] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.71-74.
[10] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.261-262.
[11] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.76.
[12] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф . Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.169-170.
[13] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2002, с.80.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет–магазин «Морское наследие».