Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 22 апреля 2023 года, 2 мая 2023 года, 17 мая 2023 года, 5 июня 2023 года
К ноябрю 1812 года русский корабельный флот в составе 15 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 корветов и других (всего около 30 вымпелов) под общим командованием адмирала Е.Е. Тета сосредоточился в Англии для совместных с английским флотом действий против Англии[1]. На Балтике остались мелкие парусные суда и гребной флот – более 500 судов, в том числе 306 канонерских лодок, 60 из которых было в спешном порядке построено на Охтинской верфи Санкт-Петербурга[2].
Не сложно сделать вывод, эти два фактора серьезным образом отразились на «кадровой политике», – на должности командиров судов выдвигали или молодых морских офицеров, или моряков из штурманского состава. И те и другие, подчас не имели должного опыта и навыков командования в сложных условиях, что приводило к авариям и гибели кораблей.
1812, 30 октября (11 ноября) – лоц-гукор «Корнелия» на ревельском рейде шквалом выброшен на стенку гавани.
Срубленная грот-мачта гукора уперлась в саму стенку, что и помогло спасению команды. Сам гукор был полностью разбит. Командир корабля штурман А.М. Чекин был оправдан[3].
Через год в Балтийском море погибла другая «Корнелия»:
1813, 3 (12) октября – у острова Нерсгольм (к востоку от острова Готланд) сел на камни транспорт «Фрау Корнелия».
Транспорт «Фрау Корнелия» Балтийского флота, бывший шведский из числа взятых в плен в 1808 году[4], участвовал в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году под командованием лейтенанта Е.Ф. Тыртова перешел из Свеаборга в Ригу, а затем прибыл на Данцигский рейд, где присоединился к эскадре капитана 1-го ранга графа Л.П. Гейдена, блокирующей крепость.
1 октября от Данцига пошел в Свеаборг «в первые сутки с свежим попутным ветром, а на другие с противным, столько же свежим». 3 октября из-за противного ветра ошибся в счислении на 16 миль и в 11 часу вечера сел на камни у острова Нерсгольм (к востоку от острова Готланд) и разбился, команда свезена на берег. «Командир оправдав; неверность счисления приписана течению и неточности карты Нагаева против карты Сарычева, которой не было».[5]
Лейтенанта Е.Ф. Тыртова нельзя назвать малоопытным моряком, ко времени катастрофы он имел за плечами 20 лет службы на кораблях Балтийского флота, причем почти каждую кампанию находился в плавании. Гибель «Фрау Корнелия» не была поставлена ему в вину, уже в феврале 1814 года он произведен в капитан-лейтенанты. Но карьера его на этом фактически оборвалась. «Общий морской список» не указывает места и должности его службы до 1826 года: «Переименован в подполковники, с определением в 8-й рабочий экипаж». В декабре 1832 года скончался[6].
В отличие от командира «Фрау Корнелия» лейтенанта Е.Ф. Тыртова мичман Ф.Г. Титов, командир бота №21, произведенный в офицеры в декабре 1810 года, никакого существенного опыта не имел.
1813, 2 (14) сентября – у острова Вормса в Балтийском море погиб бот №21 Балтийского флота.
В мичмана Федор Титов был произведен в конце 1809 года, последующие два года на люгере «Ящирица» был «в кампании на кронштадтском рейде». В 1812 году – командирован в Нарву. А в следующую кампанию, в 1813 году, получил в командование плавучую батарею № 17, опять же находясь на ревельском рейде, а уже – бот №21 в Риге, который должен был перейти в Данциг. Как видим, Ф. Титов в офицерском чине не сделал ни одной в море кампании[7].
В пути образовалась течь, бот был принуждён идти в Ревель. Простояв у острова Вормса за противным ветром семь дней, 2 сентября при обходе банки Штапель-боттен у этого острова, под руководством лоцмана, от крепчавшего от NW ветра и сломившейся реи был поставлен на эту банку, затем затонул. Команда в тот же вечер свезена на остров.
В гибели корабля обвинили командира и лоцмана, бывшего на этом судне: «первого в малоопытности, другого в неосторожности, что заблаговременно не спустились от ветра или не стали на якорь; командир показывал при этом, будто лоцман струсил и хотел броситься в воду; но лоцман напротив доказывал, что он ещё заблаговременно предлагал командиру спуститься или стать на якорь»[8]. Оба освобождены от взысканий по манифесту 30 августа 1814 года («Всех находящихся ныне под следствием и судом по разным местам чиновников и всякого звания людей по делам, не заключающим с себе смертоубийства, разбоя и грабежа, учинить от суда и следствия свободными»).
Только после этого было предписано всем командирам портов, чтобы впредь поручались суда «опытнейшим офицерам, таким, которые сделали на море по крайней мере не менее трёх или двух кампаний».
В следующую кампанию 1814 года Синус Финикус собрал урожай из четырех кораблей Балтийского флота.
1814, 15 (27) июня – у острова Большой Тютерс сел на камни и разбился транспорт «Ейнихкейт».
Транспорт Балтийского флота «Ейнихкейт», бывший шведский, взятый в плен в августе 1808 года, в 1814 года под командованием мичмана А.В. Теглева перевозил грузы между портами Финского залива. 14 июня, следуя из Кронштадта в Ревель с провиантом, между островами Гогланд и Большой Тютерс «встретил свежий противный ветер с ненастьем и, лавируя целые сутки, поутру следующего дня стал на каменную гряду, у северной стороны последнего»[9] и утром 15 июня разбился. Экипаж, груз и часть вооружения были спасены.
По следствию командир признан не виновным. На карьеру мичмана эта авария не повлияла. Алексей Васильевич Теглев закончил службу на флоте в 1851 году генерал-майором[10].
1814, 18 (30) сентября – у острова Гогланд в Финском заливе в штормовых условиях погибла транспортная яхта «Феодосия».
Судно было куплено для Балтийского флота в 1814 году и под командование штурмана Порядина перевозило грузы между портами Финского залива. Отправленный из Нарвы в Ревель с лесом, «стоял за противным ветром по восточную сторону острова Гогланда, против верхнего маяка»[11]. 18 сентября внезапно изменившим направление ветром была прижата к мели, не смогла отойти мористее, вечером был прижат к мели. Крепкий ветер продолжался ещё двое суток; судно было наполнено водою, замыто песком, и потому его нельзя было снять. К 20 сентября затонуло, команду и вооружение сняли. Дальнейшая судьба командира не известна.
1814, 19 сентября (1 октября) – в Нарвском заливе в штормовых условиях погибла транспортная яхта «Благодать».
Судно также было куплено для Балтийского флота в 1814 году, командиром был назначен штурманский помощник 14 класса Круглых.
В «Летописи» Александра Соколова это крушение описано следующим образом:
«Нагруженный в Нарве лесами, назначенными для строившейся в Ревеле гавани, по выходе из реки 16 сентября встретил свежий противный ветер и стал на якорь у западного нарвского берега, против кирки Св. Николая, мызы Перде, на глубине 18 сажен, глинистый грунт. Восемнадцатого того же месяца от большего волнения при нашедшем от NO шквале сначала лопнули руль-тали, а потом переломился и румпель у самой головы руля. От сильного ветра и большой качки «никаких исправлений не могли сделать» доносил командир. В 3 часа утра следующего дня транспорт сорвало с двух якорей, на которых стоял он, и командир «вынужден был с согласия команды спуститься в берег, избирая лучшее место для спасения судна и команды»; причём, для облегчения выхода на берег срубил грот-мачту. В 5 часов остановился на глубине четырёх с половиной футов, в расстоянии 25 сажен от берега. Посланный на берег за помощью ял с двумя матросами был разбит в бурунах, и команда, состоявшая из двух штурманских учеников и шести матросов, перевезена на плоту, уже 20 сентября, на другой день крушения. Помещик мызы, у которой совершилось это крушение, господин Эссен, оказывал спасшимся всевозможное пособие»[12].
Командир судна был оправдан исследовавшим это дело флотским в Ревеле начальником над морскими командами, контр-адмиралом А.В. фон Моллером, что и было утверждено Адмиралтейств-коллегией 28 января 1815 года. К сожалению, не обошлось без жертв, – погибли два матроса.
1814, 19 сентября (1 октября) – у Ревеля в штормовых условиях погиб гальот «Иоанн».
Контр-адмиралу А.В. фон Моллеру пришлось разбирать обстоятельства гибели гальота «Иоанн», также купленного для Балтийского флота в 1814 году.
10 сентября гальот под командой штурманского помощника 14 класса Богачёва шел из Нарвы с погруженными для ревельской гавани лесами. Обстоятельства крушения Александр Соколов описывает следующим образом:
Шли «при попутном от ONO ветре в 8 часов утра 10 сентября, в 10 часов вечера того же дня встретил крепкий NO, которым до того стало кренить, что борта погружались в воду; потому командир, закрепив марсель и спустив фор-стеньги-стаксель, остался под одним штормовым фок-стакселем; но от продолжавшегося крепкого ветра и большего волнения качка была так велика, что начали расходиться крайние от бортов пазы и вода, поддаваемая в них волнами, вливалась в судно в большом количестве, до того что в 4 часа после полудня 11 сентября, даже при беспрерывном отливании двумя помпами, её было до сорока дюймов; к большему же несчастью, в начале пятого часа силою волнения оторвало руль и унесло вместе с руль-талями к южному берегу. Тогда, склоняемый под ветер еще более, в 5 часов командир стал на два якоря, на глубине пяти сажен, грунт ил с песком, от мыса Факенгов на WtN½W в семи с тремя четвертями милях. Канатов было вытравлено по восьмидесяти сажен. Здесь, в течение целых девяти суток, до 4 часов вечера 19 сентября команда беспрерывно занималась откачиванием воды, налившейся уже по самую палубу; но вода нимало не убавлялась. Между тем люди не только что изнурились, но беспрерывно обливаемые волнением при сырой и холодной погоде, с крепким северным (NNO) ветром, не имея притом никакого подкрепления пищею, уже промоченною, совершенно выбились из сил. Наконец волнение стало раздёргивать судно, и к спасению его не оставалось никакой надежды. Тогда командир «по единогласному и усильному убеждению команды», отрубив канаты, спустился к берегу, и в 6 часов вечера остановился на мели, в расстоянии от него не более четырёх кабельтовых (около версты). Но и тогда по наступившей темноте и большому волнению перевозить команду на берег не было никакой возможности. В следующее утро, хотя погода стояла прежняя, однако ж, видя своё судно уже не далее полутора кабельтова от берега, командир приказал спустить ял на воду и послал на нём штурманского ученика с тросом для утверждения на берегу завоза; однако ж посланный, не найдя удобного места для закрепления троса, просил помощи у жителей ближней деревни Сано, которые и перевезли всех бедствующих на своей лодке, в два раза. В течение следующего октября месяца всё судно было разломано на семь частей; некоторые из них были унесены в море, а другие сожжены для сохранения железа. Везённые же леса частью разнесло по морю, а частью прибило к берегам в разных местах, из которых вытащено 200 дерев и 171 доска»[13].
Событие это случилось около мызы Майдель, помещик которого, Врангель, оказывал спасшимся все возможные пособия. Командир был оправдан разбиравшим это дело контр-адмиралом А.В. фон Моллером, решение было утверждено Адмиралтейств-коллегией 28 января 1815 года.
Дальнейшая судьба командира гальота «Иоанн» Богачева неизвестна, история не сохранила даже его инициалов, как впрочем и его коллеги с яхты «Благодать» Круглых.
[1] После поражения наполеоновской Франции в 1814 году корабельный флот выполнил почетную миссию, доставив в Россию из французских портов победоносную русскую гвардию, в том числе моряков Гвардейского экипажа. (Три века российского флота. В трех томах. Том первый. – Санкт-Петербург: «LOGOS», 1996, с.168).
[2] Монаков М.С., Родионов Б.И. История российского флота в свете мировой политики и экономики (X-XIX вв.). – Москва: Кучково поле, 2006, с.431-432.
[3] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.85-86.
[4] Кстати, первым командиром после зачисления в Балтийский флот шведского транспорта был молодой мичман О.Е. Коцебу.
[5] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.86-87.
[6] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.211.
[7] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть VIII. – Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.274.
[8] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.87-88.
[9] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.88.
[10] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.261-262.
[11] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.88.
[12] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.277-278.
[13] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.278-279.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет–магазин «Морское наследие».