Home Публикации Капитаны над портом Святого Петра (главы из книги) — 8

Капитаны над портом Святого Петра (главы из книги) — 8

0 comment

Капитан порта – должностное лицо, осуществляющее надзор за безопасностью мореплавания, порядком в порту, дипломированием лиц командного состава судов, а также выполняющие другие функции, связанные с безопасностью судов.

Капитаны над Кронштадтским портом

Продолжение. Начало см.: 03 апреля 2023 года05 апреля 2023 года10 апреля 2023 года19 апреля 2023 года26 апреля 2023 года12 мая 2023 года, 30 мая 2023 года

Князь Степан Михайлович Мещерский

25 декабря 1755 (5 января 1756) года высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны капитан 1 ранга князь Степан Михайлович Мещерский был назначен капитаном над Кронштадтским портом[1].

Капитаны над портом Святого Петра (главы из книги) - 8, изображение №2

Князь Степан Мещерский в русском военно-морском флоте начал службу, поступив гардемарином, в 1717 году при Петре Первом[2]. Служебная лестница будущего адмирала, зафиксированная классическим трудом «Общий морской список», отмечает стабильное продвижение в чинах: унтер-лейтенант (1721), секретарь 1-го ранга (1724), лейтенант (1727). К сожалению, места службы в эти годы не указаны. В январе 1733 года, по новому штату, был написан в лейтенанты майорского ранга.

С этого времени известно об исполнении С.М. Мещерским конкретных обязанностей во флотских структурах. В 1734 году он назначен в экипажескую контору «к материальным счетам». В 1735 году был советником при конторе генерал-кригс-коммиcсара; в апреле этого же года находился при наведении моста через реку Неву с Адмиралтейского на Васильевский остров. В январе 1736 года был командирован в Казань для сплава к Санкт-Петербургскому адмиралтейству корабельных лесов.

В капитаны полковничьего ранга произведен в ноябре 1740 года. С этого времени служба С.М. Мещерского шла на боевых кораблях Балтийского флота.

12 мая 1741 года С.М. Мещерский командовал линейным кораблем «Счастие» [3] при спуске на воду на Соломбальской верфи в Архангельске.

В 1742 году получил под свою команду линейный корабль «Святой Исаакий». 19 июля «Святой Исаакий» в составе отряде вице-адмирала П.П. Бредаля вышел из Архангельска для перехода в Балтийское море. В августе у мыса Нордкап эскадра выдержала жестокий шторм. Из- больших повреждений на кораблях была вынуждена остаться на зимовку в Екатерининской гавани, хорошо защищённой бухте Северного Ледовитого океана. (бухта тогда называлась – Корабельная[4]).

В ноябре 1743 года «Святой Исаакий», уже в составе отряда Виллима Люиса прибыл в Ревель. Ответственность за столь длительный по времени перевод кораблей из Архангельска на Балтику был возложен на командира эскадры капитана 1 ранга В.Ф. Люиса, отданного под суд, которым был оправдан. К командирам кораблей претензий не было предъявлено.

В последующие годы Степан Мещерский командовал линейными кораблями Балтийского флота: в 1744 году – «Святая Екатерина» в плавании с флотом в Финском заливе, 1745 год – «Кронштадт», стоявшим на кронштадтском рейде, в 1746 году – вновь на линейном корабле «Святая Екатерина» в плавании с флотом до Рогервика, в 1748-50 годы – на нем же ежегодно плавал с флотом в Балтийском море.

Корабль «Евстафий Плакида», один из серии кораблей типа «Слава России», на российской марке 1996 года. Такой был линейный корабль «Святая Екатерина».
Корабль «Евстафий Плакида», один из серии кораблей типа «Слава России», на российской марке 1996 года. Такой был линейный корабль «Святая Екатерина».

Не всегда выходы в море были благополучными. 3 (14) июля 1748 года при выходе с Ревельского рейда «Святая Екатерина» ударилась днищем о камень у острова Нарген и вынуждена была из-за открывшейся течи вернуться в Ревель. Известно также об имевшем месте в кампанию 1750 года столкновении во время лавирования кораблей «Святая Екатерина» и «Кронштадт, по факту полученных повреждений было начато расследовании, затянувшееся на долгие годы.

Тем не менее, в сентябре 1751 года «зачислен» в капитаны 1-го ранга.

25 декабря 1755 года Высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны князь С.М. Мещерский «назначен в должность капитана над кронштадтским портом, ранга бригадирского»[5].

«Материалы по истории русского флота» сохранили информацию о том, что кандидатура С.М. Мещерского рассматривалась Адмиралтейств-коллегией на указанную дожность еще в апреле 1753 года: «вице-адмирал Мишуков предлагал… о князе Степане Мещерском, достойным представлен к производству в капитаны над портом кронштадтским»[6]. В мае 1755 года документом отмечено, что князя Степана Мещерского «коллегия представляет в капитаны над портом кронштадтским»[7].

Через полтора года после назначения на должность, 8 мая 1757 года, князь С.М. Мещерский произведен в контр-адмиралы[8]: «… объявлено произвождение флагманов и других чинов… капитану над кронштадтским портом князю Степану Мещерскому остаться при том отправлении с контр-адмиральским чином, жалованьем и старшинством»[9].

В августе 1757 года контр-адмиралу С.М. Мещерскому велено было исполнять обязанности главного командира Кронштадтского порта: контр-адмирал А.И. Полянский по указу коллегии «главную команду над кронштадтским портом контр-адмиралу князю Мещерскому отдал и с первым благополучным ветром в поведенный путь во флоту следовать имеет»[10].

В ноябре 1759 года в стенах Адмиралтейств-коллегии имел место скандал, отголоски которого были слышны несколько лет.

Дабы не пересказывать первоисточник, представим читателю два достаточно обширных текста из «Материалов по истории русского флота».

29 ноября 1759 года: «В адмиралтейств-коллегию вошел контр-адмирал князь Мещерский, в адмиралом 3axapием Даниловичем Мишуковым спрошен: какое он контр-адмирал имеет до коллегии дело, на что доносил, что от него многие есть в коллегии представления, а указов на то неполучено; и на оное ему адмиралом объявлено, что надлежало ему представления чинить главному в кронштадтском порте командиру, а не коллегию утруждать, и в том он прав не будет; на что он контр-адмирал объявлял, что он главному в Кронштадте командиру не вовсем подчинен, понеже должность оного командира в 30-ти, а капитана над портом, которого дело отправляет он, в 80-ти пунктах, о чем в коллегию и главному командиру представлял, и чтоб на нем взыскано не было; и на то ему контр-адмиралу от адмирала объявлено, чтоб вышел вон, а представления его коллегия рассмотрит, с чем он и вышел; приказали: вышеписанное обстоятельство записать в протокол н какие от него контр-адмирала имеются в коллегию представления, по оным в первое полное собрание доложить»[11].

Трудно даже предположить, чтоб Захарий Данилович Мишуков (кстати, редкий случай, когда в «Материалах…» полностью называли ту или иную персону полностью по имени отчеству) не помнил петровских артикулов. В его послужном списке – исполнение обязанностей главного командира Кронштадтского порта (1743-45), а еще ранее на той же должности в Астрахани (1726-30). Впрочем, можно было бы списать что-то на возраст, адмиралу уже минуло 75 годиков. Но вряд ли в этом причина.

Раздражение престарелого адмирала, видимо, было связано с недавним освобождением от командования Балтийским флотом в ходе военных действий в проходившей войне, именуемой ныне Семилетней. В знак уважения к старым заслугам его назначили членом Адмиралтейств-коллегии. Здесь его раздражение и нашло выход на чересчур энергичном «молодом» контр-адмирале, которому в свое время, кстати, он дал хорошие рекомендации для занятия исполняемой им должности.

Князь Семен Мещерский происшедшее подобное обращение с ним счел личным оскорблением.

Впрочем, посмотрим еще один текст из «Материалов»:

22 марта 1761 года: «Адмиралтейств-коллегия имела разсуждение, что по поданному от контр-адмирала князя Мещерского на адмирала Мишукова челобитью, коим просит оный князь Мещерский о спросе его в присутствии коллегии им Мишуковым с великим криком для чего он князь Мещерский главного командира в порте не слушает, и на ответ до его Мещерского оный-же Мишуков с великим криком сказал: пошел вон, будешь виноват; противу чего оный князь Мещерский представляет: во освященном месте и не в силу о челобитчивах с настольными Ея И. В. указами в претерпении неучтивых слов просить милостивого решения; а оный адмирал Мишуков поданным же в коллегии доношением просит против того челобитья учредить комиссию и произвесть суд. А секретарь Шенин доносил словесно, что по приказу коллегии генерал-адмиралу князю Голицыну по вышеписанным челобитью и доношению присутствовать изволитъ-ли, докладывал, на что приказал коллегии предложить: понеже, как и коллегии известна, что находится в болезни не малое время и не токмо в коллегии, но и в учрежденную при дворе Ея И. В. конференцию в присутствие не ездит, и затем и по упомянутому делу присутствовать не может; в тако к тому суду быть президентом в присутствии кроме его генерал-адмирала других старее адмирала Мишукова при адмиралтейской коллегии нет; приказали: с прописанием выше объявленного обстоятельства в правительствующий сенат представить доношением и притом донести: ежели потому челобитью повелено будет к произвождевию суда учредить комиссию, то в присутствие оной преэусом старее адмирала Мишукова, за болезнию генерала-адмирала, другому быть некому, а в присутствие ж ассесорами адмиралтейств-коллегия наполнить может, и в том требовать повелнтельного указа»[12].

За полтора года между двумя заседаниями Адмиралтейств-коллегии произошли следующие события. Адмиралу З.Д. Мишукову вновь доверили Балтийский флот (и даже отметили орденом Андрея Первозванного). Однако, по провальным результатам осады Кольберга в кампанию 1760 года была создана комиссия, которая признала З.Д. Мишукова виновным. Он был снят с командования флотом и опять определен в Адмиралтейств-коллегию. Именно в это время и было продолжено рассмотрение «челобитной» князя С.М. Мещерского. Вступивший на престол Пётр III в мае 1762 года отправил З.Д. Мишукова в отставку без пенсии.

А князь С.М. Мещерский «за ревностную службу» в апреле 1762 года был произведен в вице-адмиралы с назначением членом Адмиралтейств-коллегии. Через месяц 2 мая – назначен главным командиром кронштадтского порта. Одновременно, 7 мая, князю С.М. Мещерскому пожалован орден Св. Анны.

В этой должности прослужил два года: 4 мая 1764 года «уволен от службы с чином адмирала и с пенсионом по смерть»[13].

История умалчивает дату смерти князя Степана Михайловича Мещерского и место его захоронения.

Последнее упоминание о адмирале в «Материалах по истории русского флота» относится к 1769 году. Адмиралтейств-коллегия закрыло дело по столкновению линейных кораблей «Св. Екатерина» и «Кронштадт» «во время лавирования» в далеком 1750 году. Как помним «Св. Екатериной» командовал князь С.М. Мещерский[14].

Не будем давать оценку его деятельности на пользу Отчизны и российского военно-морского флота. Это достаточно сложно. С одной стороны князя С.М. Мещерского с большой натяжкой можно назвать флотоводцем. С другой – он прошел весь путь русского морского офицера от гардемарина до адмирала, отдав флоту почти полвека.

В любом случае, его место в истории флота достаточно заметно, – последний капитан и главный командир Кронштадтского порта при императрице Елизавете Петровны из петровских моряков и, – первый главный командир Кронштадтского флота при Екатерине Великой, точнее при императоре Петре Третьем[15].

[1] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.295.

[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. – Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.356.

[3] До восшествия на престол императрицы Елизаветы – «Генералиссимус Российский». Был назван так в честь принца Антона Ульриха Брауншвейгского, супруга правительницы России Анны Леопольдовны, получившего этот чин 11 ноября 1740 года.

[4] Екатерининской она была наречена В.Я. Чичаговым в 1764 году.

[5] Общий морской список от основания флота до 1917 г. – Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.357.

[6] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.225.

[7] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.283.

[8] Авторы книги «Здесь град Петра и флот навеки слиты» (Санкт-Петербург, 2004) В.К. Красавкин и Ф.С. Смуглин сделали ошибку, указав, что князь С.М. Мещерский при назначении на должность капитана кронштадтского порта был в чине контр-адмирала. При этом ссылку делают на «Материалы для истории русского флота» (часть Ч, с.295), где данный факт не подтверждается.

[9] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.409.

[10] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.354, 402.

[11] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.525.

[12] Материалы для истории русского флота. Том X. – Санкт-Петербург: 1883, с.633-634.

[13] Общий морской список от основания флота до 1917 г. – Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.357.

[14] Материалы для истории русского флота. Том XI. – Санкт-Петербург: 1886, с.487.

[15] Императрица Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 (5 января 1762) года. Сменивший его Петр Третий «погиб при невыясненных обстоятельствах» 28 июня (9 июля) 1762 года, оставив трон Екатерине Алексеевне, в будущем Великой.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика