Home Публикации Суровый Синус Финикус: Гибель линейного корабля «Саратов» 

Суровый Синус Финикус: Гибель линейного корабля «Саратов» 

0 comment

Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года04 апреля 2023 года07 апреля 2023 года14 апреля 2023 года22 апреля 2023 года2 мая 2023 года, 17 мая 2023 года

После трагичного для Балтийского флота 1809 года следующие два года были отмечены гибелью двух транспортов.

1810, 9 (21) мая – На Брячиславской банке в Финском заливе погиб транспорт «Кристина-Ульяна».

Транспорт «Кристина» под командованием лейтенанта Д.И. Ильина ходил между Ревелем и Свеаборгом. «После полудня 9 мая стал на Брячиславскую банку, сделав ошибку в 2½ милях и считая себя от Грогары на SW 38½° в тринадцати милях. Команда и большая часть груза спасены; судно разбито, и потеря его оценена в 12 414 рублей»[1]. Ошибка в счислении образовалась за восемь часов плавания. Тем не менее, командир был оправдан, «виновным оказалось течение».

1811, 21 октября (2 ноября) – У острова Родшер в Финском заливе погиб транспорт «Чапман».

Следовавший из Свеаборга в Кронштадт под командой штурмана Сорокина транспорт «Чапмен» шквалом «у острова Родшхера… сорван с якорей»[2], выброшен на остров и был разбит. Команда спасена. Судьба командира не известна.

1812, 28 октября (9 ноября) – На выходе со Свеаборгского рейда в Финском заливе ударился о камень и погиб линейный корабль «Саратов».

Гибель линейного корабля «Саратов» (командир – капитан 2 ранга Ф.И. Языков), произошедшая в результате навигационной ошибки, на фоне ранее рассказанных драматических событий выглядит воистину катастрофой.

Суровый Синус Финикус: Гибель линейного корабля «Саратов», изображение №2

Подробное описание кораблекрушения приведено в «Летописи крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853»:

«…Выходя из Свеаборга с эскадрою вице-адмирала Кроуна, причём на каждом корабле был свой лоцман, в 3½ часа после полудня 27 октября, корабль этот шёл со свежим боковым ветром ONO под двурифленными марселями и напираемый сзади следующим за ним кораблем, «Трёх Иерархов», был принуждён приспуститься, пропустив вперёд следовавший за ним корабль. В половине пятого, когда проходили Грогару, ветер зашёл к OtS, и капитан спросил лоцмана: можно ли миновать остров с настоящими парусами? Лоцман отвечал, что курс хорош и пройти можно. Но когда поравнялись с этим островом, находясь от него в полдлины корабля, ветер зашёл ещё на один румб, паруса сделались левентиг[3], и командир приказал ставить фок и грот. Не успели еще осадить галсов этих парусов, как корабль прижало к камням и волнением стало сильно бить. На палубе едва можно было держаться на ногах; потому, затрудняясь уборкою парусов, их обрезали и спустили на низ, убрав только крюйсель. Спущенный для завоза баркас повредили буруны, так что люди едва не погибли на нём; затем ограничились только посылкою в порт за вспомоществованием. Вода между тем в корабле прибывала, и к восьми часам вечера было её около девяти футов. К этому только времени подоспели присланные из порта баркас и два катера. Но тогда командир, сознавая близкое потопление корабля, приказал: поставив гребные суда между кораблём и берегом, положив на них брам-стеньги и настлав доски, перебираться на берег. Между тем корабль был прикреплён к острову кабельтовыми, чтобы не повалило набок. В ночи ветер начал стихать, но было пасмурно и чрезвычайно холодно, а к утру подмёрзло. В 8 часов утра воды в корабле было уже 14 футов. К полудню все перебрались на берег, и вода возвысилась в нём до 16 футов. Подошедший 30-го числа портовой транспорт, перевёз команду в Свеаборг»[4].

Хармая (шведский: Gråhara, Глахара) – остров и маяк за пределами Хельсинки, к югу от морской крепости Суоменлинна (Свеаборг).
Хармая (шведский: Gråhara, Глахара) – остров и маяк за пределами Хельсинки, к югу от морской крепости Суоменлинна (Свеаборг).

Как отмечает автор Летописи Александр Соколов: «Корабль был разобран».

Так бесславно погиб новейший 66-пушечный линейный корабль «Саратов».

Новейший по времени постройки «Саратов» – 66-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота. Был заложен 28 августа (9 сентября) 1807 года на Соломбальской верфи Архангельска, спущен на воду 19 (31) мая 1809 года. Строительство вёл Андрей Михайлович Курочкин. Относился к типу «Всеволод», был одним из двух кораблей данного типа.

Возможно, «Саратов» не был новейшим с технической стороны, так как этой серии было построено всего два корабля. (Второй корабль – «Всеволод» закончил свою корабельную службу в 1820 году, будучи переоборудован в блокшив).

Как отмечается в первом томе монографии «История отечественного судостроения»: «В активной части Балтийского флота по состоянию на 1807 год осталось всего 13 кораблей»[5]. Было принято решение ежегодно спускать на воду не менее трех кораблей. Всего же за 1807-12 годы построили 18 кораблей. Правда, сетуют авторы монографии, «66-пушечный «Саратов» уже осенью 1812 года выскочил на камни и разбился». Так что флот получил за это время не 18, а 17 кораблей.

Историки отечественного флота отмечают жестокий четырехдневный шторм у Шетландских островов, в который попал отряд из восьми кораблей, построенных на Соломбальской верфи, и шедших в Кронштадт в сентябре 1812 года[6]. Сильно пострадал и «Саратов», вынужденный зайти в Готенбург (ныне Гётеборг) для ремонта[7]. Полторы недели занимались исправлением повреждений. (А корабль «Всеволод» в океане разлучился с эскадрой и, получив сильные повреждения, зашел в Фридрихсвен, где остался на зимовку (летом 1813 года он перешел в Кронштадт). На нем, кстати, особенно сильно свирепствовала цинга (225 больных и 90 умерших)).

Завершив ремонтные работы, эскадра 27 сентября покинула Готенбург, пройдя через Большой Бельт, вошла в Балтийское море и 9 октября прибыла в Свеаборг.

Линейный корабль «Саратов» также дошел до Финского залива и в конце октября был готов к выходу к берегам Англии для совместных действий против наполеоновской Франции… Общеизвестно, – у истории нет сослагательного наклонения, и мы можем только предполагать, как сложилась бы судьба корабля и его экипажа, если бы эскадра вице-адмирала Р.В. Кроуна не разминулась с посланным в Гетеборг указом о следовании прямо в Англию, не заходя в Балтийское море, для соединения с эскадрой адмирала Е.Е. Тета.

Следует сказать, что отправление русских кораблей в Англию было предпринято императором Александром I, чтобы убедить короля Георга III в намерении продолжать войну до конца, до полного разгрома армии Наполеона[8].

Император Александр I. 1814. Гравюра Греведона по оригиналу Жерара.
Император Александр I. 1814. Гравюра Греведона по оригиналу Жерара.

Понятен неподдельный гнев государя императора, наложившего на донесении о гибели нового линейного корабля резолюцию: «Капитана Языкова арестовать военным судом; дело же кончить в течение недели»[9].

Разумеется, в неделю никак не уложились…

Капитан 2 ранга Ф.И. Языков, кавалер ордена Св. Георгия 4 класса за 18 морских кампаний, явно не случайно получил под свое командование новый линейный корабль. За его плечами уже были тридцать лет безупречной службы.

Суровый Синус Финикус: Гибель линейного корабля «Саратов», изображение №5

Федор Иванович Языков был из дворянского рода, ветви которого дали российскому флоту добрый десяток морских офицеров. (В одном лишь 5-м томе «Общего морского списка» опубликованы биографии девяти моряков[10]). На время описываемых событий определенного положения достигли вице-адмирал Николай Львович Языков, главный командир черноморского флота и портов и военный губернатор николаевский и севастопольский, капитан-командор Василий Иванович Языков, в будущем вице-адмирал и командир Херсонского порта.

Возможно и Ф.И. Языков достиг таких же высот, если бы не столь драматическое стечение обстоятельств.

Суд, назначенный по делу гибели корабля «Саратов», оправдал командира, обвинив лоцмана, слишком близко ведшего корабль от опасного места. Отмечено было также, «к оправданию командира», что сам он никогда не бывал прежде в Свеаборге, а по приходу с эскадрой входил туда со своим кораблём ночью.

Император Александр «при поднесении этого дела на высочайшее утверждение», с судебным решением не согласился и приказал спросить мнения вице-адмирала Р.В. Кроуна. На календаре уже был 1814-й год. 28 июля вице-адмирал более чем уклончиво ответил: «К крайнему сожалению о потере оного корабля полагаю, что оная произошла более от того, что имел он малые паруса»[11].

В результате Аудиториатскому департаменту было повелено вновь пересмотреть следственное дело. Аудиториатский департамент, «переизследовав, остался при своём прежнем заключении».

А, чтобы окончательно закрыть дело, подвел командира корабля под амнистию: «если б и сделано было какое-либо упущение командиром, то по силе шестнадцатой статьи высочайшего манифеста 30 августа 1814 года, он подлежал бы освобождению от суда».

Указанная статья гласила: «Всем находящимся под следствием и судом по разным местам чиновников и всякого звания людей по делам, не заключающим в себе смертоубийства, разбоя и грабежа, учинить от суда и следствия свободными». При эвакуации экипажа «Саратова», как помним, не было человеческих жертв.

Федор Языков, находившийся доселе под арестом, был освобождён от него указом Адмиралтейств-коллегии в декабре 1814 года, а 20 января 1816 года последовало высочайшее решение: «капитана 2 ранга Языкова, как не признанного виновным, от штрафа освободить». (Так вот, за «недельку» разобрались!).

О лоцмане было сообщено непосредственному над ним начальству, в Финляндию. Как к этому времени сложилась судьба финского лоцмана, угробившего русский линейный корабль, история умалчивает.

Карьера Федора Языкова рухнула. Общий морской список дает сведения, что в 1816-19 года он «находился при ревельском порте». С флота «выбыл» до 1824 года[12]. И всё!

Кстати, командир корабля «Всеволод», о котором вкратце упоминалось в рассказе, – капитан-лейтенант Иван Андреевич Языков, также кавалер ордена Св. Георгия, летом 1813 года привел корабль в Кронштадт, а уже 20 марта 1814 года скончался[13].

[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.78.

[2] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.78.

[3] Левентик – состояние паруса, когда он находится в линии ветра и заполаскивает.

[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.83-85.

[5] История отечественного судостроения IX-XIX вв. В пяти томах. Том I. Парусное деревянное судостроение. – Санкт-Петербург: Судостроение, 1994, с.293.

[6] История отечественного судостроения IX-XIX вв. В пяти томах. Том I. Парусное деревянное судостроение. – Санкт-Петербург: Судостроение, 1994, с.300-301.

[7] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник. Том I. – Москва: Военное издательство, 1997, с.81.

[8] Об этом говорилось в инструкции, данной императором послу в Англии Х.А. Ливену перед отбытием его в Лондон: «Для Вашего отъезда я выбрал момент, когда французская армия находится в Москве, чтобы этим еще лучше подчеркнуть мою непоколебимую решимость продолжать войну, несмотря на это серьезное событие. Вам известны мои решения и даже планы в отношении Петербурга, если враг распространит свои действия до тех мест. Эти решения остаются постоянно неизменными, и именно в то время, когда Наполеон находится в моем кабинете в Кремле, я посылаю Вас в Лондон, чтобы выразить твердую уверенность, что я не заключу мира до тех пор, пока враг не будет изгнан из пределов нашей страны, даже и в том случае, если для этого мне придется уехать за Казань. Все необходимое для этого подготовлено. Это заверение, которое Вы от моего имени сделаете в Англии, должно быть для нее самым верным залогом неизменности моих решений. Для того чтобы дать ей еще одно доказательство этого, вслед за вами я пошлю все мои морские силы, способные крейсировать в море». (Чернышев А.А. Русский флот в войне 1812-1814 гг. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A7/chernishev-aleksandr-alekseevich/russkij-flot-v-vojnah-s-napoleonovskoj-franciej/16).

[9] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.83-85.

[10] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.265-373.

[11] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.83-85.

[12] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.373.

[13] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.269.

Продолжение следует

Суровый Синус Финикус: Гибель линейного корабля «Саратов», изображение №6

Внимание!

Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернетмагазин «Морское наследие».

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика