Home Наш край У Шепелевского маяка

У Шепелевского маяка

0 comment

Фото: Реконструкция операции «Январский гром». 2020-й год.

27 января – день полного снятия блокады Ленинграда и его пригородов, в том числе города Ораниенбаум и его окрестностей. С началом Второй мировой войны страны Европы недолго сопротивлялись гитлеровской Германии. За сутки фашисты заняли Люксембург. Норвегия выстояла лишь два месяца. Почти 900 дней блокады выдержал город Ленинград и не сдался. В двойной блокаде всё это время находился его пригород – город Ораниенбаум. С октября 1941 года по январь 1944-го узкая полоса земли, так называемый Ораниенбаумский пятачок, удерживалась советскими бойцами под натиском фашистов. От Шепелевского маяка на острова в Финском заливе шла ледовая автодорога, названная Малой Дорогой жизни. С Ораниенбаумского плацдарма началась операция «Январский гром», которая завершилась полным снятием блокады Ленинграда.

Ён из Норвегии

В центральной библиотеке Ломоносовского района Ленинградской области в городе Ломоносов хранится любопытный документ. Писатель Юрий Лебедев на нескольких страницах рассказал о встрече с норвежцем Ёном Зандстадом в 2008 году. 83-летний пенсионер в юности участвовал в боях под Ораниенбаумом в составе легиона «Норвегия». Его поразило то, чего он не знал, находясь «по другую сторону». Зандстад был уверен, что с ними сражаются только русские армейские подразделения. А на самом деле против них, сытых и хорошо вооружённых, вместе с армией стояли тысячи мирных жителей. В августе 1941 года гитлеровцы рвались к Ленинграду. На подступах к побережью Финского залива их остановили у Ораниенбаума, ныне город Ломоносов. Однако фашистам удалось захватить Петергоф, отрезав защитников Ораниенбаума от города на Неве. Так возник участок непокорённой земли вдоль Финского залива размером 65 на 25 километров – по площади вдвое меньше карликового Люксембурга. Ораниенбаумский пятачок стал для фашистов неприступной преградой.

Хлеб в обмен на баню

После войны председатель горисполкома Ораниенбаума блокадной поры Алексей Васильевич Карагин вспоминал: «Население города до войны составляло около 35 тысяч человек. До начала блокады удалось эвакуировать четыре тысячи человек. Но в город прибыло много беженцев с оккупированных территорий. Когда 22 сентября начались регулярные обстрелы, всё население переселилось в подвалы и землянки. Под одним из соборов жили полторы тысячи матерей с детишками». Чтобы избежать эпидемий, ввели правило: не выдавать карточки на хлеб без предъявления талона о прохождении бани. В городе не прерывалось водоснабжение, работала канализация. Ораниенбаум ни одного дня не был без света. Работал кинотеатр. Радио провели во все подвалы, где жил народ. Одного не хватало – хлеба. Населению выдавали неполную норму, даже ниже, чем в блокадном Ленинграде: 150 граммов рабочим, 100 – служащим, 75 – иждивенцам. В ноябре 1941-го начала работать Малая Дорога жизни, по которой везли хлеб из Лисьего Носа. В обратном направлении шла эвакуация людей. К 1942 году число гражданских в городе сократилось до нескольких тысяч человек. Многих удалось эвакуировать, но и потери от голода были велики. Оставшиеся жители обеспечивали оборону плацдарма.

– На плацдарме оставалось двенадцать колхозов. Работать они не могли, поскольку не было машин, лошадей и семенного фонда. К концу 1941 года стало ясно: война кончится нескоро, надо устраивать жизнь, но в нас не было растерянности и обречённости», – вспоминала одна из защитниц Ораниенбаумского плацдарма Елена Артемьевна Петрова.

Помощь оказал Ленинград, задыхавшийся в блокаде. Елена Артемьевна дважды зимой ходила туда за семенами по льду Финского залива. Весной пятьдесят килограммов семян сбросили с самолёта. Урожай 1942 года был небольшим, однако он воодушевил изголодавшихся людей. К посевной 1943-го готовились уже тщательнее. Армия выделила шестнадцать лошадей. Конечно, это были те ещё скакуны, но они стали огромным подспорьем. Выручила и смекалка. Вспомнили, что перед блокадой пытались перевезти трактора из Петергофской МТС. Машины заглохли, начался обстрел, и их бросили. Теперь они стояли на ничейной полосе. Ночью трактора по деталям перетащили на плацдарм. Таким образом удалось собрать три машины.

Годы и судьбы

Одна из достопримечательностей южного побережья Финского залива в Ломоносовском районе Ленобласти – Шепелевский маяк. В годы войны маяк не мог работать. Но от него шли караваны по ледовой Малой Дороге жизни к гарнизонам на островах Сескар, Лавенсаари и Гогланд. Здесь же базировался один из рыболовецких колхозов. Юлию Елисееву командировали под Ораниенбаум от рыболовецкого колхоза имени Ленина, который базировался в Ленинграде, куда она устроилась в начале войны. Местное население неприветливо встретило приезжих ленинградок. Люди и сами голодали, а тут ещё командировочные. Еды не было, только лебеда. Но вскоре рыбачки стали основными кормилицами. Рыба с залива шла на нужды армии и местного населения. Трудная юность досталась блокадным девчонкам. Опасные ежедневные выходы в море на утлых лодках, на веслах, с тяжёлыми сетями. Были и штормы, и обстрелы. Однажды сети запутались в рогатках мины. Но как бросишь такую ценность? Рискуя жизнью, как сапёр, 20-летняя Юлия все-таки спасла снасти. Многие поступки тех лет никто не воспринимал как героические.

Зачем приезжал в Ораниенбаум Ён, бывший доброволец легиона «Норвегия»? Ему было восемнадцать, когда под Ленинградом он, должно быть, воображал себя потомком викингов. Ёну фантастически повезло. Его часть стояла буквально в нескольких километрах от места, где в январе 1944 года началась операция «Январский гром». Сослуживцы Ёна, которые оказались на пути красной армии, там и остались. Бесславно вернулся Ён в Норвегию. Был ли его визит в 2008 году в Ораниенбаум своеобразным покаянием? Хочется верить, что да.

Юлия Николаевна Елисеева после войны стала медиком. Всю жизнь не любила рыбу. Но именно на Ораниенбаумском пятачке она встретила своего будущего мужа. С Ораниенбаумского плацдарма началась военная операция по окончательному разгрому фашистских войск под Ленинградом

Подготовила М.Димина по материалам «Комсомольской правды».

Юлия Елисеева в войну
стала рыбачкой. 1940-е годы.
Бывший рыбоконсервный завод в деревне Шепелево
Ломоносовского района. 2017-й год
Рыбаки Ораниенбаумского плацдарма. 1940-е годы.

Фото: «Комсомольская правда».

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика