Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года, 07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 22 апреля 2023 года, 2 мая 2023 года
Фрегат «Поллукс», о котором рассказывали ранее, был не единственной жертвой, принятой Синусом Финикусом в штормовые осенние дни 1809 года.
1809, 6 (18) октября – На переходе из Кронштадта в Рочесальм у острова Вегекари разбился о камни транспорт №22.
Транспорт №22 под командованием лейтенанта М.М. Дзюрковского следовал из Кронштадта в Роченсальм с грузом пороха и артиллерийских снарядов. Шквал от SSW заставил после полудня 6 октября войти в шхеры близ Фридриксгама, чтобы исправить полученные повреждения.
Лоцмана на деланные сигналы не выехали, пришлось встать на якорь, и за ним «бросили» другие два, Это происходило у островка Вегекари, у которого транспорт «не задержался», и был выкинут на камни и разбит.
Часть команды свезена на двух гребных судах; остальные, и с ними командир, спасались вплавь, с помощью срубленной мачты. Утонул штурманский ученик Гильдебрант.
Потеря судна и груза, оценены в 87 556 рублей[1].
Командир оправдан. В марте 1811 года был произведен в капитан-лейтенанты. Продолжал командовать кораблями, регулярно совершая плавания между портами Финского залива и Балтийского моря.
В 1817 году награжден орденом Св. Георгия 4-го класса за 18 морских кампаний.
С флота ушел в июле 1824 году, когда был «переведен в «строительный отряд» путей сообщения, чином майора»[2].
1809, 6 (18) октября – У острова Соммерс разбился о камни транспорт №48.
После полудня того же злополучного 6 октября близ острова Соммерса погибло еще одно судно. Транспорт №48 Балтийского флота под командованием мичмана П.Д. Ишкарина шел из Кронштадта с провиантом для гарнизонов Свеаборга и Або. Как пишет А. Соколов, цитируя первоисточник: «при ветре SWtS, на румбе WtN, стал поворачивать оверштаг: «по нерасторопности команды и малоимению» не поворотил; и как для поворота фордевинд было уже мало места, бросил два якоря; но якоря не задержали, и транспорт выкинут на берег, где и разбит»[3].
Крушение обошлось без жертв, все спаслись. Большая часть груза снята, но испортилась; потеря судна оценена в 23 524 рубля.
Командир оправдан; крушение приписано «позднему времени и бурям».
Капитан 2 ранга Петр Дмитриевич Ишкарин, командуя фрегатом «Мария», был при блокаде Дарданелл. В декабре 1831 года произведен в капитаны 1-го ранга, с назначением командиром корабля «Великий Князь Михаил». К сожалению, меньше чем через год 28 сентября 1832 года «Выключен из списков умершим»[4].
1809, 25-28 октября (6-9 ноября) – На камнях между островами Миоландет и Швартбоден в Финском заливе погиб транспорт «Генриетта».
А в трагический для Балтийского флота день 25 октября, когда Синус Финикус забрал жизни 140 русских моряков экипажа фрегата «Поллукс», на пути из Кронштадта в Свеаборг погиб транспорт «Генриетта».
Транспорт «Генриетта» был включен в состав Балтийского флота как приз, взятый в плен в 1808 году во время войны со Швецией. Перевозил грузы между портами Финского залива. В кампанию 1809 года его командиром был лейтенант Л.С. Санин.
После полудня 25 октября без лоцмана и в туман, судно налетело на камень между островков Миоландет и Швартбоден и на третий день было разбито. Команда и груз были свезены на ближайший остров в следующий же день.
Командир оправдан в крушении, которое приписано неприбытию лоцмана; но был «обвинён в распоряжениях при снятии груза, снимаемого им с носовой части, которою приткнулся, не завозя завозов и тем только помогая судну плотнее прижиматься к мелководью»[5]. Было определено «не поручать ему в команду судов». Впрочем, по манифесту 30 августа 1814 года он освобождён от этого приговора.
Расследование длилось очень долго, и не все было очевидно. А. Соколов в своей «Летописи» даже сделал следующую запись: «Командир, вообще противореча и путаясь в ответах, жаловался на непослушание мичмана Зайцова». Но мичман чрез год после крушения умер, Сунус Финикус все же взял свою жертву. А «несчастный» не успел дать никакого ответа на предложенные ему вопросы.
Лаврентий Степанович Санин в 1816 году был произведен в капитан-лейтенанты, в этом чине он прослужил до самой своей кончины в декабре 1826 года[6].
1809, 3 (15) ноября – Выброшен на мель у острова Биэркэ транспорт «Домкрат».
Через неделю из Свеаборга в Кронштадт под командой мичмана Г.С. Шишмарева вышел транспорт «Домкрат» с балластом и пассажирами, в числе которых были моряки, потерпевшие на транспорте «Генриетта». Так уж случилось, что им вновь пришлось пережить недавние волнения и тревоги противоборства со стихией.
Поутру, 3 ноября… «Летопись» А. Соколова скупо описывает то что произошло: «…когда считали себя в шести милях от ближайшего рифа острова Биэркэ, при курсе OtN, ветре SOtS, четырёх узлах ходу с дрейфом трёх румбов, внезапно увидел под ветром берег, стал поворачивать фордевинд, но от сделавшихся повреждений в вооружении поворотить не мог, потому бросил один за другим два якоря, не задержался, и выкинут на мель около деревни Патала, где 7-го числа транспорт разбит»[7].
Гидрометеорологические условия отнюдь не способствовали проведения спасательной операции. Крепкий ветер и волнение не позволяли завезти верпа; а паруса не могли закрепить, потому что все снасти были обмёрзшие. Спасение команды было довольно трудное: баркас разбило, спущенный ялик оторвало и унесло в открытое море, пришлось переправляться на плотах. Но, к счастью, обошлось без жертв: все спаслись.
Командир оправдан: ошибочность счисления приписана пасмурности, холоду, волнению и качке, предполагая ещё и течение, заключая, что «и за всем тем, судно миновало бы опасность, если б не сломилась (при повороте) грот-стеньга и не лопнул дерик-фал».
Действия командира молодого мичмана Г.С. Шишмарева были признаны правильными. И уже через полгода в марте 1810 года он был произведен в лейтенанты.
А если бы по другому развернулись драматические события у острова Биэркэ в те штормовые дни?.. В этом случае российская история лишилась бы кругосветного мореплавателя, дважды обогнувшего землю. В 1815-18 годах старшим офицером на бриге «Рюрик», под командою лейтенанта О.Е. Коцебу, совершил кругосветное плавание к северо-западным берегам Америки.
А в 1819-22 годах уже командуя шлюпом «Благонамеренный», под главным начальством капитан-лейтенанта М.Н. Васильева, шедшем на шлюпе «Открытие», совершил кругосветную экспедицию с целью открытия прохода из Берингова пролива в Атлантический океан. За этот вояж, был произведен в капитаны 2 ранга, с награждением двойным окладом жалованья по чину капитан-лейтенанта и удвоенной кампанией. Тогда же был награжден орденом Св. Георгия 4 класса за 18 морских кампаний.
Контр-адмирал Глеб Семенович Шишмарев скончался 22 октября 1835 года[8].
[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.75-76.
[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. III / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть III. – СПб: Атлант, 2013, с.429.
[3] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.76.
[4] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VII. – СПб: Атлант, 2013, с.170.
[5] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.76-77.
[6] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.26.
[7] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.77.
[8] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VIII / Ф. Веселаго. Царствование императора Александра I. Часть VIII. – СПб: Атлант, 2013, с.449.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет–магазин «Морское наследие».