Home Публикации Суровый Синус Финикус: На все воля Божья! – 2

Суровый Синус Финикус: На все воля Божья! – 2

0 comment

Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года04 апреля 2023 года07 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года

1806, 28 июля (10 августа) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе сел на камни и разбит волнами галиот «Святой Иаков».

1806, 13 сентября (25 сентября) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе разбит волнами галиот «Св. Николай».

1806, 27 сентября (9 октября) – У мыса Лятиванеми в Финском заливе погиб транспорт «Константин».

1806, 27 сентября (9 октября) – Гибель гальота «Св. Иоанн» на нарвском рейде в штормовых условиях.

О первых трех кораблекрушениях мы рассказывали ранее. История четвертой жертвы Синуса Финикуса, погибшей в эти дни на нарвском рейде, – гальота «Св. Иоанн», может показаться похожей на предыдущие…

Но совсем иными были последствия для его командира.

Гальоту «Св. Иоанн», которым командовал мичман В.С. Нелединский по приходе на нарвский рейд, упустив удобный случай войти в реку, пришлось выдержать противный шторм, которым изорвало грот и бизань («вероятно, худо закреплённые»), рассыпало в трюме балласт («должно полагать, каменный») и разбило бочки с пресною водою («конечно, худо уложенные»).

26 сентября мичман В.С. Нелединский сам поехал на берег за водою, считая штурманских учеников для этого «слишком молодыми» и поручив судно боцманмату. По его отъезде опять сделалась буря от севера такая, что «ломало реи и рвало паруса», и гальот, державшийся на двух якорях, со сломанною грот-мачтою, в следующее утро был выброшен на берег; на третий якорь «командующий» судном не возлагал надежд.

Трое суток не было никакой помощи, и только 30-го приехавший из Нарвы лоц-капитан перевёз бедствующих на берег. Корпус судна затонул и завяз в песке.

Командир, за его нераспорядительность, был приговорён к «разжалованию в рядовые на месяц»; но государь император собственноручно конфирмовал так: «Оставить на пять лет в том же чине непроизводя»[1].

«Общий морской список дает следующее интересное уточнение: приговор суда «за потопление в 1806 г. гальота на нарвском рейде, оставлен на 5 лет в том же чине мичмана» был вынесен 17 декабря 1812 года[2]. Спустя шесть лет!

Однако, уже через полгода, в июле 1813 года, уволен от службы «по худой аттестации».

1808, 20 сентября (2 октября) – У порта Балтийский в Финском заливе сел на мель и разбит волнами фрегат «Герой».

48-ми пушечный фрегат «Герой» спущен на воду на Соломбальской верфи в мае 1807 года и был включен в состав Балтийского флота, перейдя из Архангельска в Кронштадт. До своей гибели успел поучаствовать в боевых действиях против Англии и Швеции на Балтийском море в 1808 году.

С конца августа 1808 года фрегат под командой капитан-лейтенанта П.Х. Зуева находился в порту Балтийский[3]. Во втором часу пополудни 20 сентября, «снимаясь с якоря на левый галс, со шпрынгом, отрубил канат; но чрез изменившийся в направлении свежий ветер от SW к WSW прижат к мели».

Корабль получил много повреждённый и, когда на следующее утро «сброшенный на глубину так сильно потёк», что командир принял решение снова стать на мель, в половине версты от берега, против деревни Маттиас. Поставленный боком фрегат сильно накренился, и потому для облегчения были вынуждены срубить мачты.

После полудня, когда ветер несколько стих, вся команда, и за нею командир, перебрались на берег: «по заложенному на берег перлиню, доставленному мичманом Свешниковым (с фрегата Феодосий), на взятой с берега рыбачьей лодке к девяти часам вечера переправились благополучно». Фрегат на другой день совсем залит; впоследствии сняли с него только артиллерию и часть вещей.

Разбирательства по факту гибели корабля продолжались до октября 1812 года.

Командир фрегата капитан-лейтенант П.Х. Зуев, «обвинённый в торопливости отрубления каната, не дав хорошо вытянуться шпрынгу», был приговорён: комиссией Военного суда «к написанию в рядовые». Аудиториатский департамент предлагал ограничиться «к служению впредь под командою». Но император Александр 26 октября 1812 года написал на докладе собственноручно: «Служить Зуеву впредь до повеления за мичмана»[4].

Когда это повеление последовало точно не известно. Но уже в 9 марта 1816 года Петр Харитонович Зуев был произведен в капитаны 2 ранга. К этому времени моряк отдал военно-морскому флоту 30 лет службы. Через год, в апреле 1817 года, он был уволен со службы[5].

1808, 22-25 октября (3-6 ноября) – На банке Девельсей (Курадимуна) в Финском заливе погиб фрегат «Аргус».

Таким был фрегат «Аргус». На картине: Фрегат «Аврора» во время бури. Худ. Борисполец П.Т.
Таким был фрегат «Аргус». На картине: Фрегат «Аврора» во время бури. Худ. Борисполец П.Т.

Через месяц судьбу «Героя» повторил другой 44-х пушечный фрегат – «Аргус», также построенный за год до этого на Соломбальской верфи в Архангельске.

В кампанию 1808 года в мае в составе отряда капитана 1 ранга Л.П. Гейдена пришел в Свеаборг для усиления обороны крепости от флотов Англии и Швеции. У стен крепости простояли до середины октября, когда под командой капитан-лейтенанта А.А. Чоглокова вышли в Ревель.

22 октября шли со свежим попутным ветром и в ясный день, однако, в пятом часу пополудни выскочили на банку Девельсэй «по нерешительности капитана – только что вышедшего наверх – с которой стороны оставить её». Фрегат сильно бился о камни. Отправив, несмотря на жестокое волнение, шестивёсельную шлюпку с «лучшими людьми» в город Ревель для донесений, командир срубил все мачты, Около судна ходил сильный бурун, капитан, не решаясь спускать другие гребные суда, принял решение ждать, когда шторм стихнет. В восемь часов вечера, когда стало несколько тише, часть команды была свезена на ближайший островок Кокшхер, На другой и на третий дни, судами, пришедшими на помощь, перевезены остальные моряки на остров Большой Врангель.

Командир оставил своё судно последним. Фрегат вскоре совсем разбит.

По суду командир был приговорён к написанию «в рядовые за небытность его наверху в следовании опасными местами». Но в уважение его разных заслуг он был только «арестован на один месяц». Штурман и вахтенный лейтенант за своевольную перемену курса приговорены к «лишению живота», а по конфирмации: первый «разжалован в матросы на шесть месяцев», второй «в матросы до выслуги»[6].

Дата суда в используемых текстах («Летопись…» А. Соколова и «Общий морской список») не указана. Известно, что в марте 1816 года Алексей Артемьевич Чеглоков (большой) был произведен в капитаны 2-го ранга. В это время он командовал 25-м флотским экипажем при архангельском порте.

А дальше некая тайна. «Общий морской список отмечает, что он «выбыл до 1818 г.»[7]. Но текст в современном издании этого фундаментального труда дается другой. Вместо вышеприведенной фразы вставлено совершенно иное: «1818 г. В чине капитана 1-го ранга, командуя фрегатом «Диана», перешел из Архангельска в Кронштадт» [8]. Впрочем, в таких случаях говорят: Это уже другая история!

А в наших историях есть общее: гибель кораблей, конечно, драматичное событие, но обошлось без жертв, моряки были спасены. На всё воля Божья!

Через год в Финском заливе произойдет трагедия, о которой помнят до наших дней. Фрегат «Поллукс»…

[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.62-63.

[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. VI / Ф. Веселаго. Царствование Павла I и царствование Александра I. Часть VI. – СПб: Атлант, 2013, с.136.

[3] В «Летопись…» Александра Соколова вкралась ошибка: в статье о гибели фрегата местом гибели указано «Балтийское море», а не «Балтийский порт» (Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.72).

[4] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.73.

[5] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. III / Ф. Веселаго . Царствование Екатерины II. Часть III. – СПб: Атлант , 2013, с.509.

[6] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.73.

[7] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: 1885, с.320.

[8] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Т. V / Ф. Веселаго. Царствование Екатерины II. Часть V. – СПб: Атлант, 2013, с.288.

Продолжение следует

Суровый Синус Финикус: На все воля Божья! - 2, изображение №3

Внимание!

Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернетмагазин «Морское наследие».

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика