Продолжение. См. «Балтийский луч»: 29 марта 2023 года, 04 апреля 2023 года
1800, 26 сентября (8 октября)– У маяка Урренгрунт в Финском заливе налетел на банку и затонул транспорт «Цвей Брудер №2».
Вторым транспортом со шведской родословной, погибшим в 1800 году (первый — «Обсерваториум», о котором рассказывали выше), стал «Цвей Брудер № 2» (у А. Соколова в «Летописи…» он именуется «Ди Цвей брудер № 2», в «Общем морском списке» и у А. Чернышева название без артикля)[1]. «Второй Брат» погиб спустя три с половиной месяца.
«Цвей Брудер № 2», бывший шведский транспорт, взятый в плен в 1790 году во время войны со Швецией 1788-90 годов, был включен в состав Балтийского флота. Десять лет перевозил грузы между портами Финского залива. В 1799 году занимал брандвахтенный пост на Северном фарватере Кронштадта.
Кампанию 1800 года был под командой лейтенанта Е.П. Борисова. 26 сентября шли из Ревеля в Кронштадт. Вечером открылась сильная течь и потому, и потому по просьбе команды «с общего совета» командир принял решение уйти в шхеры. В двенадцатом часу ночи, когда «транспорт уже видимо затопал, ударились о камень, и судно упало на левый бок». Срубили мачты, спустили баркас и стали готовить плоты.
Берегов не было видно, и командир удержал своих подчинённых до утра. На рассвете увидели своё положение — в груде камней у маяка Урренгрунт, в полутора верстах от острова малый Арве. На него переехали все, где проживали до 1 октября, питаясь провизией и водою, доставленными с проходившего мимо гукора. Затем отправились на нанятом судне к Ревелю, но, по причине противного ветра, попали в Роченсальм.
Транспорт «Цвей Брудер №2» был разбит. Командир оправдан на том основании, заметила комиссия Военного суда, что это судно «потекло от ветхости и худостей, так как оно ежегодно употреблялось для перевозу разных тягостей»[2].
В послужном списке Егора Петровича Борисова отмечено: «Суд оправдал командира, найдя, что он «все учинил весьма хорошо, так как совершенно надлежит искусному морскому офицеру»»[3]. На флоте Е.П. Борисов прослужил до самой смерти в апреле 1813 года.
Не стоит думать, что военно-морской суд всегда был благосклонен и оправдывал действия командиров потерпевших крушение кораблей. Такое впечатление, обманчивое, может создаться, по историям гибели «Обсерваториума» и «Цвей Брудер №2». В том же 1800 году, 16 ноября, «за проломление датского коммерческого судна, при переходе корабля на малый кронштадтский рейд, лишен чинов, дворянства и сослан в Сибирь» капитан-лейтенант Василий Лизунов. Этот факт отмечен в статье о нем в «Общем морском списке»[4].
К сожалению, текст «Общего морского списка» не дает информации о точной дате происшествия и названии корабля[5], которым командовал В.Н. Лизунов. В Списке нет, кстати, и отражения факта гибели у острова Гогланд в сентябре 1795 года транспорта «Дибель-шлей-юнг», которым командовал лейтенант В.Н. Лизунов[6]. Тогда его простили…
[1] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.54; Общий морской список от основания флота до 1917 г. – Санкт-Петербург: Атлант , 2013, с. 183; Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. — Москва: «Вече», 2017, с.17; Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Т.2. – Москва: Воениздат, 2022, с.409.
[2] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.54.
[3] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Том III. – Санкт-Петербург: Атлант , 2013, с. 183.
[4] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Том IV. – Санкт-Петербург: Атлант , 2013, с.217; Впрочем, уже в апреле следующего 1801 года был возвращен из ссылки, правда, «с увольнением от службы».
[5] В трудах А. Соколова и Л. Конкевича сам факт этого аварийного происшествия на кронштадтском рейде не отражен.
[6] Волков А.Б., Скок Ю.М. Суровый Синус Финикус. – Санкт-Петербург: Морская энциклопедия, 2022, с.96.
Продолжение следует
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет—магазин «Морское наследие».