Дорогие читатели!
В прошедшем, 2022-м, году «Балтийский луч» знакомил Вас с хроникой аварий и катастроф в восточной части Финского залива и акватории Невы, имевших место в XVIII-м веке.
По итогам публикаций увидела свет книга «Суровый Синус Финикус», изданная при поддержке Комитета по печати Ленинградской области. Авторы А.Б. Волков и Ю.М. Скок продолжили начатую работу и предлагают Вашему вниманию очерки по истории событий, которые относятся к следующему времени – XIX-му веку.
Но прежде чем начать, попробуем ответить на вопрос: а для чего написана эта книга, для чего продолжается начатая работа?..
Великий Петр вывел созданный им русский флот на морские просторы. Вначале Балтики, а затем морей Атлантики. Корабли Великой Екатерина пришли в Средиземное море. Для этого было выполнено обязательное условие, – освоен Финский залив, ставший наполовину внутренним водным пространством, которое в следующем, XIX веке, станет полностью русским.
А пока, – век XVIII-й! Соприкосновение с суровым нравом Синуса Финикуса было первым шагом в создании системы безопасности мореплавания.
Нужно было научиться выводить построенные корабли за пределы гаваней, безопасно пройти в намеченное место. Для этого надо всем, от матроса до капитана твердо стоять на палубе, осмысленно и уверенно выполнять свои обязанности, порой при свежих ветрах, затягивающих на камни залива. Впрочем, стоять на рейде или в гавани тоже нужно было учиться. Не ровен час, пропорешь брюхо собственным якорем. Или полыхнет твой корабль от небрежного отношения с огнем.
Вторым шагом стало изучение секретов Синуса Финикуса: детально вырисовывались его берега, на карту наносились глубины и отмечались приметные ориентиры. А затем начали равноправный диалог, проявляя человеческую волю: опасности под морской гладью выделяли вехами и буями, прокладывая ими безопасные фарватеры; зажгли огни маяков, позволявших морякам определять свое место в ночное время…
Накапливались знания, анализировался опыт аварий. Синус Финикус вносил свою лепту в формирование и развитие морских наук по управлению кораблями и судами, по безопасной навигации в сложных погодных условиях, плаванию в стесненных условиях.
Противоборство со стихией порождало так называемую «хорошую морскую практику», – сгусток знаний и накопленного опыта. Если она игнорировалась, то рано или поздно с кораблем происходило несчастье.
Со второй половины века, когда стал вырастать численно личный состав флота, анализ аварий показывает появление и рост числа происшествий, обусловленных «человеческим фактором»: специалист, даже при наличии глубоких профессиональных знаний, отказавшись по субъективным причинам от писанных, и неписанных, правил «хорошей морской практики», губит дело, за которое отвечает, – губит корабль.
В качестве примера можно привести историю, имевшую место с линейным кораблем «Вячеслав». Ее не включили в основной текст книги по формальной причине, – она произошла за пределами Финского залива.
В 1821 году в журнале «Отечественные записки» были напечатаны воспоминания адмирала А.С. Шишкова, озаглавленные как «Разбитие военного корабля «Вячеслав» у берегов Швеции в 1771 году». Как комментирует современный писатель В.В. Шигин: «Помимо весьма интересного повествования о малоизвестном кораблекрушении XVIII века, перед нами, пожалуй, самое первое произведение отечественного писателя-мариниста, посвященное реальным событиям, участником которых был сам автор, в то время еще молодой мичман. В рассказе автора о выпавших на его долю злоключениях подкупает искренность и бесхитростность повествования. Шишков описывает события и участвовавших в них людей без всяких прикрас, позволяя нам окунуться в атмосферу корабельного быта русского флота Екатерининской эпохи, ощутить дыхание истории»[1].
Затем, чтобы не пересказывать рассказ, он публикуется полностью на 20-ти страницах, отошлем читателя к книге В.В. Шигина «Паруса, разорванные в клочья. Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII-XX вв.» (Москва, 2008).Мы же приведем другой текст, взятый из той же работы В.В. Шигина. Это комментарии русского мореплавателя вице-адмирала Василия Михайловича Головнина, одним из первых давших оценку происшедшим полвека ранее событиям, описанным бывшим «бесхистростым мичманом»:
«Какой хороший офицер пожелает служить на корабле, таким образом управляемом, как управлялся корабль «Вячеслав». Оставляя уже без внимания ежеминутную опасность, коей подвергались корабль и экипаж его от беспорядочных поступков капитана, даже самая честь каждого из офицеров с благородными чувствами от них страдала. Если б собственный рапорт капитана и письменное признание офицеров, тайным образом курс переменивших, не подтверждали помещенного здесь описания бедствий, с вышеупомянутым кораблем случившихся, в важнейших их происшествиях, то можно было бы даже усомниться в справедливости его. Кто бы поверил, что капитан военного корабля, идущего в темную осеннюю ночь в крепкий ветер по 8 миль в час и приближающегося к берегам, пошел в свою каюту покойно спать, и тогда, когда верность корабельного счисления подвержена была большому сомнению? Что вахтенный лейтенант и штурман решились сами собою переменить курс? Что когда корабль стал на мель, то капитан, вместо того чтоб употреблять все средства к спасению его и экипажа, заперся в каюту? И что, наконец, капитан решился послать на чужестранный берег с просьбою о помощи гардемарина в тулупе, не сказав ему, к кому и зачем он его посылает; а тот поехал, и сам не ведая, для чего? Самый призыв матросов на совет унижает не только офицеров, но и самую службу. Такого рода «мирские сходки» могут быть терпимы только на купеческих судах. А притом какую пользу капитан думал из того извлечь? Если он хотел посредством их оправдать свои меры перед военным судом, сославшись на согласие матросов, какие законы давали ему право надеяться, что оно должно быть принято в уважение? Мне кажется, одна из важнейших обязанностей начальника состоит в том, чтоб всякого из подчиненных держать в месте, предназначенном ему законами: никого без причины и формального отрешения не унижать и никого по каким-либо видам и связям невозвышать»[2].
Теперь понятно, что такое «хорошая морская практика» и к чему приводит отступление от нее.
А Синус Финикус может только усмехнуться: нет во мне коварства, я всего лишь не прощаю ваши ошибки!..
Именно об этом предлагаемые Читателю новые главы книги.
[1] Шигин В.В. Паруса, разорванные в клочья. Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII-XX вв. – Москва: Вече, 2008, с.61.
[2] Шигин В.В. Паруса, разорванные в клочья. Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII-XX вв. – Москва: Вече, 2008, с.81-82.
Продолжение следует.
Внимание!
Книгу «Суровый Синус Финикус» (СПб, 2022) можно заказать и быстро получить через АВИТО