Сотрудники краеведческих музеев Ломоносовского района Ленинградской области и города Ломоносов, а также местные краеведы занимаются сбором информации, посвящённой здешним местам, их жителям и происходившим здесь событиям в разные исторические годы. Этих людей можно по праву назвать хранителями истории, а также связующим звеном между историей и современностью. Предлагаем их материалы читателям «Балтийского луча». Сегодня речь пойдёт о Копорском аэродроме, со дня основания которого в этом году исполняется 100 лет.

Продолжение. Начало в №№43,44.

Инспекция условий базирования 2-й авиабригады на Копорском аэродромном узле в зимнее время выявила: «Расквартирование личного состава в аэродромных постройках в зимнее время невозможно, так как все сооружения холодного барачного типа. Техническое имущество может быть размещено в помещениях на аэродроме. Для обеспечения горючим необходимо полностью залить имеющуюся на аэродроме ёмкость и содержать её как неснижаемый запас. Это даст 70 тонн горючего – количество, обеспечивающее одну полную заправку двух эскадрилий ТБ-3. Обеспечение водой и маслом. Дебет воды 18 000 литров в час, запасная ёмкость в водонапорной башне – 12 000 литров. Для подогрева воды на аэродроме может быть использована баня, дающая 11 700 литров в час при дооборудовании её не менее чем шестью внешними разборными кранами, что даёт возможность в течение трёх часов зарядить две эскадрильи ТБ-3. Усложнена доставка горячей воды на аэродром из-за дальности расстояния. Возможности подогрева масла нет. Гончаровки бригады смогут обеспечить не больше 20% потребностей». Ненамного лучше ситуация была и на аэродроме в Котлах, где лучшая приспособленность помещений для размещения личного состава нивелировалась худшим качеством лётного поля. В результате было принято решение о дооборудовании Копорского аэродромного узла за счёт использования жилых помещений населённых пунктов близ аэродромов, увеличения штата 2-го авиапарка для обеспечения подачи горючего, боезапаса и снабжения, а также за счёт оборудования аэродромов водо-масло-нагревателями и формирования в Копорье 24 тонн авиабомб неприкосновенного запаса. 1935 год стал достаточно важным для авиации Балтийского флота. В представленной командованием программе развития основным аэродромом базирования бомбардировочной колёсной авиации Копорского аэродромного узла был определён аэродром в Котлах, копорскому же аэродрому отводилась роль оперативного. Однако был отмечен статус Копорского аэродрома как основного для размещения штурмовой эскадрильи, имевшей целью борьбу с морскими десантами противника (по планам – с 1938 года). Оперативным аэродромом для этих же целей должен был стать намеченный к постройке соседний аэродром в Куммолово (впоследствии именно он стал постоянным, а в Копорье – оперативным). Помимо этого с 1937 года в Копорье планировалось разместить отдельный   авиационный отряд ПВО для буксировки рукавов для стрельбы зенитной артиллерии. Таким образом, Копорский аэродромный узел продолжил развиваться в качестве основного места базирования сухопутной авиации Балтийского флота на западном направлении. Цепочка аэродромов давала возможность иметь вынесенную на 30 километров от границы и параллельно ей линию аэродромов для тяжёлой авиации. Строительство в Копорье и окрестностях велось рабочими участка военно-строительных работ № 541, которые размещались в арендуемых крестьянских домах в самом Копорье и в строившихся специальных стандартных домах этого участка. Необходимый строительный материал доставлялся на станцию Копорье, оттуда по шоссейной дороге подавался непосредственно на строительные площадки. Потребность в рабочей силе покрывалась путём централизованной вербовки Калининской и Ленинградской областях.

На фоне перевооружения авиации менялись и требования к строящимся аэродромам. В этой связи командование Балтийского флота вынуждено было постоянно заявлять ходатайства об отводе дополнительных участков земли в дополнение к ранее отведённым. Не стал исключением и Копорский аэродромный узел. Так, в 1936-37 годах флот сделал заявку на отчуждение в окрестностях Копорья дополнительно к 286 гектарам ещё 194 гектара. Естественно, что подобная ситуация негативно сказывалась на материальном положении близлежащих колхозов. Если раньше сенокосы, расположенные на землях спецназначения, отведённых авиачастям флота в копорских окрестностях командованием частей, сдавались на укос за плату разным организациям, то позднее подобное разрешение стало получать сложнее. В частности, в 1937 году райисполком обратился к командирам частей с ходатайством на предмет разрешения на скос травы близлежащим колхозам, нуждающимся в сенокосах и необеспеченных кормовой базой, но в должные сроки не получил положительного ответа. Учитывая острый дефицит с кормами в колхозах, ежегодно тративших сотни тысяч рублей на закупку привозного корма, потребовалось специальное ходатайство руководства Ленинградской области, чтобы разрешить вопрос через командование флота о предоставлении колхозам сенокосов и, в первую очередь, тем колхозам, от которых ранее было произведено изъятие участков. В последние предвоенные годы обустройство копорского аэродрома продолжалось, хотя и меньшими темпами. После реформы строительства Балтийского флота площадки в Копорье и Куммолово вошли в зону ответственности строительства № 44. На его долю в Копорье выпало, главным образом, строительство складов ВВС на смежной с копорским аэродромом площадке. С этой целью, а также ввиду необходимости дальнейшего расширения возможностей аэродрома в 1940 году было составлено проектное задание на водоснабжение и канализацию двух площадок: сухопутного оперативного аэродрома и филиала склада ВВС. Причём, если на аэродромной площадке уже был сооружён трубопровод и располагалась буровая скважина, то на площадке филиала складов, размещавшейся, в основном, в старых зданиях ликвидированного совхоза, водопроводные сети были разобраны вследствие ветхости. К моменту описываемых событий аэродромная инфраструктура копорского аэродрома также оставляла желать лучшего. На территории аэродрома располагались три деревянных лагерных ангара на 14 самолётов типа Р-1 в виде навесов без ворот, пришедших в крайнюю ветхость. У двух из них прогибы консольной конструкции покрытия достигли нескольких десятков сантиметров. Большинство имевшихся строений представляли собой лёгкие летние постройки и сараи. В зимнее время могли использоваться только караульное здание и баня проходимостью 50 человек в смену. Электростанция с керосиновым двигателем и генератором на 19 киловат, а также бензохранилище были оборудованы как временные. На территории лагерных строений имелись недооборудованная скважина глубиной 75 метров и временное водонапорное здание с деревянным резервуаром. К палаткам, камбузам и другим летним строениям была проложена водопроводная сеть на небольшой глубине, местами выходившая на поверхность и эксплуатировавшаяся только в летнее время. Аэродром был снабжён двумя водомаслозаправщиками и двумя бензозаправщиками. На территории аэродрома располагались два полевых тира

Продолжение следует.

А.Абалов.
Фото предоставлены автором, источник: РГА ВМФ Ф. Р-62 Оп.2 Д.13.

Фото вверху: Схема оперативного аэродрома для тяжелой авиации в Копорье

Сельскохозяйственные угодья сегодня практически ничем не напоминают о
военной странице в истории копорских окрестностей.
0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Прокуратура проверила устранение нарушений после потопа в Лебяженском образовательном центре

Сергей Филичев, прокурор Ломоносовского района, посетил Лебяженский образовательный центр с целью проверки исправления недостатков, выявленных ранее при капитальном ремонте крыши здания. Согласно информации регионального контролирующего органа, в августе 2025 года стало известно, что компания-подрядчик задержала выполнение ремонтных работ и не смогла обеспечить защиту внутренних помещений учреждения. Вследствие интенсивных осадков некоторые помещения были затоплены.

При обследовании на месте подтверждено, что все обнаруженные проблемы успешно устранены. Проведён полный комплекс мероприятий по восстановлению кровли и интерьеров, созданы необходимые условия для безопасной образовательной деятельности.

Соблюдение норм закона при осуществлении ремонтов учебных заведений находится под постоянным наблюдением органов прокуратуры.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

В Ленобласти с ночи начнется дождь. Осадки усилятся днем.

Как сообщается на сайте ГУ МЧС России по региону 12 ноября, завтра будет облачно и дождливо. Ночью в большинстве районов небольшой, местами умеренный дождь. Днем также дождь, местами сильный.

Ночью на востоке возможны заморозки. Температура воздуха ночью +2…+7, на востоке местами до -1, днем +4…+9.

Ветер южный, юго-западный, 7-12 м/с, местами порывы 15-17 м/с.

Атмосферное давление будет понижаться.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: 1941, 12 ноября — В составе конвоя следовал из Кронштадта на полуостров Ханко для эвакуации гарнизона, подорвался на мине и затонул теплоход «Андрей Жданов» — госпитальное судно Балтийского флота.

Откорректированная версия публикации о событиях этого дня в отечественной морской истории: 12 ноября — этот день в отечественной морской истории.

65 лет — 1960, 12 ноября: Вступила в строй первая атомная подводная лодка вооруженную баллистическими ракетами (проект 658) «К-19». Первый командир — капитан 2 ранга Н.В. Затеев.

155 лет — 1870, 12 ноября (31 октября по старому стилю): Министр иностранных дел России А.М. Горчаков, воспользовавшись франко-прусской войной, заявил, что Россия более не считает себя связанной статьями Парижского договора, лишившего се право иметь военный флот на Черном море.

-2

170 лет — 1855, 12 ноября (31 октября по старому стилю): Родился Амандус Генрих Адамсон (Аманд Иванович; 1855-1929), скульптор-маринист, академик, автор знаменитых памятников «Затопленным кораблям» в Севастополе, «Русалка» в Таллине (в честь погибшего в сентябре 1893 году одноименного броненосца), земного шара на куполе Дома книги в Санкт-Петербурге, многочисленных морских пейзажей и других художественных произведений.

-3

185 лет — 1840, 12 ноября (31 октября по старому стилю): В Николаеве спущен на воду «Уриил», парусный линейный корабль Черноморского флота, находившийся в составе флота с 1840 по 1854 год, представитель серии кораблей типа «Султан Махмуд», участник Крымской войны. До войны неоднократно принимал участие в практических плаваниях эскадр флота в Чёрном море и перевозке войск между черноморскими портами, а во время обороны Севастополя был затоплен на рейде.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты ноября 2025 года

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Если срок действия вашего водительского удостоверения истекает с 1 января 2026 года или позже, автоматически продлить его не получится.Как это работает сейчас:

Права, срок которых истекал с 2022 по 2025 год, автоматически продлевались на 3 года. Например, удостоверения со сроком действия до 31 декабря 2025 года будут действительны до 31 декабря 2028 года.

Что изменится:

В следующем году, чтобы обновить водительское удостоверение, нужно будет пройти медкомиссию и уплатить госпошлину — 4 тыс. рублей.

Важно! Поменять права можно заранее, а ездить с просроченными нельзя — за это предусмотрен штраф от 5000 до 15 000 рублей.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Belkin Alexey / Global Look Press

Пожизненное заключение будет грозить тем, кто склоняет к диверсиям несовершеннолетних. Но и для самих подростков в некоторых случаях уголовная ответственность будет наступать уже с 14 лет.

Как сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин 11 ноября, Госдума во втором и третьем чтении приняла законопроект об ужесточении ответственности за совершение преступлений против страны. 

Так, за склонение детей и подростков к террористической или диверсионной деятельности в законе предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Он предлагает отменить сроки давности по всем преступлениям диверсионной направленности, ограничить право на ходатайство об условно-досрочном освобождении за их совершение, запретить условное осуждение за участие в диверсионном сообществе.

Организаторы таких сообществ должны нести ответственность не только за создание и руководство, но и за преступления сообщества. При этом уголовная ответственность за преступления диверсионно-террористической направленности, которые несут особую опасность для общества, должна наступать с 14 лет.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press

Стало известно, какой прожиточный минимум установят в Ленобласти в 2026 году. Для трудоспособного населения он станет больше на полторы тысячи рублей. 

Как сообщает пресс-служба правительства Ленобласти, в регионе с 1 января 2026 года увеличат прожиточный минимум на 6,8%.

В среднем на человека он составит 20 265 рублей, для трудоспособного населения — 22 089 рублей, для пенсионеров — 17 428 рублей, для детей — 19 657 рублей. 

Величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается на следующий год по закону до 15 ноября этого года. К этой величине привязаны некоторые меры социальной поддержки, например единое пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, региональная социальная доплата к пенсии, государственная социальная помощь на основании социального контракта и ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

МФЦ Ленобласти запустили в национальном мессенджере МАХ новый сервис по информированию заявителей. Чат-бот автоматически обрабатывает запросы пользователей и быстро выдает нужный результат.

Благодаря помощи цифрового консультанта —  чат-бота, можно быстро проверить готовность документов, записаться на прием в МФЦ, уточнить адрес или режим работы областных центров госуслуг.

Ранее сведения о готовности документов поступали заявителю на электронную почту, через соцсеть «ВКонтакте» или в режиме автоинформирования по телефону 8 (812) 775 47 79. Теперь у заявителей МФЦ также появилась возможность получать уведомления через чат-бот в мессенджере МАХ – для этого достаточно предварительно дать свое согласие при оформлении заявления на получение услуги в МФЦ.

Обратиться к цифровому консультанту МФЦ в мессенджере МАХ можно по ссылке  или через QR-код. Официальный чат-бот МФЦ Ленобласти имеет в левом верхнем углу интерфейса специальный знак верификации в виде синей галочки, что гарантирует пользователям безопасность и надежность.

Кроме того, на официальном новостном канале МФЦ Ленинградской области в мессенджере МАХ регулярно публикуется актуальная информация для населения —  жителей региона приглашают подписаться на канал по ссылке https://max.ru/mfclenobl и первыми узнавать главные новости центров госуслуг.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

В 2026 году областная «Книга Памяти» станет доступна в электронном виде на Госуслугах. Найти в ней можно будет и информацию о 212 павших в годы Великой Отечественной защитниках Родины, опознанных в этом году. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подвёл промежуточные итоги работы по сохранению исторической памяти в 2025 году.

«Почти две тысячи Героев, павших во время Великой Отечественной войны, подняли поисковики в этом сезоне. Более чем двумстам из них удалось «вернуть имя» — их смогли опознать.

Воспоминания о каждом защитнике Родины мы храним не только в сердце. Продолжаем вести «Книгу Памяти». Теперь доступ к ней станет удобней. В 2026 году она будет доступна в электронном виде на Госуслугах.

Приводим в порядок и воинские захоронения. На 16 объектов в 13 районах направили 50 миллионов рублей. Все работы завершим до конца 2025 года, включая мемориалы в Курской области.

Сделаем всё возможное, чтобы никто не был забыт», — отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

берег Ладоги
Фото: 47news

Согласно ежедневному прогнозу по Ленинградской области ФГБУ «Северо-Западное УГМС», среда в регионе будет облачной и туманной.

Преимущественно — облачно, небольшой дождь и морось. Ночью и утром местами туман.

Ветер южный, юго-западный, ночью 2-7 м/с, днем посильнее.

Температура воздуха ночью 0…+5 градусов, но местами на востоке до -4. Днем +3…+8 градусов.

Ночью на дорогах местами гололедица.

Атмосферное давление будет мало меняться.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.