Сотрудники краеведческих музеев Ломоносовского района Ленинградской области и города Ломоносов, а также местные краеведы занимаются сбором информации, посвящённой здешним местам, их жителям и происходившим здесь событиям в разные исторические годы. Этих людей можно по праву назвать хранителями истории, а также связующим звеном между историей и современностью. Предлагаем их материалы читателям «Балтийского луча». Сегодня речь пойдёт о Копорском аэродроме, со дня основания которого в этом году исполняется 100 лет.

Свою историю аэродром, располагавшийся когда-то в районе нынешнего села Копорье в Ломоносовском районе, ведёт с 1925 года. Именно к этому времени относятся первые сведения об использовании Первым Морским Истроотрядом полей к югу от Копорья для лагерного расположения. Потребности морской авиации – увеличение района действия разведывательных отрядов воздушных сил Балтийского моря, равно как и защита Лужской Губы как манёвренной базы флота от воздушных атак противника – диктовали необходимость оборудования целой сети морских и сухопутных аэродромов. В июле 1925 года специальная комиссия провела обследование территорий в районе Лужской губы, озёр Копанское и Глубокое, села Копорье, побережья Финского залива близ деревень Систо-Палкино, Керново и мыса Долгий, то есть тех пунктов, в которых могли бы быть организованы морской и сухопутный передовые аэродромы на шесть самолётов каждый. Изучение территорий проводилось в рамках сравнения по трём основным признакам: в оперативном, лётном и экономическом отношениях, то есть в объёме работ, необходимых для оборудования аэродрома и создания связи с центром. Обследование подтвердило целесообразность развития аэродрома на копорских полях. Имевшийся к тому моменту лагерный аэродром занимал один из участков поля, по форме пра-вильный прямоугольник, размерами по сторонам 160Ч320 метров. Такая площадь, безусловно, не могла быть признана достаточной. Поэтому в качестве первого шага предполагалось увеличить его ширину в два раза до 320 метров для работы на нём состоящих на вооружении отряда шести самолетов типа «ФОККЕР Д.7». При этом наличие открытых подходов к аэродрому с трёх сторон открывало перспективы к дальнейшему увеличению аэродромной площади с доведением её размера до одного квадратного километра в каждую сторону. В глазах военных рекогносцировщиков Копорский аэродром обладал рядом несомненных преимуществ, прежде всего, в оперативном отношении. Располагаясь на расстоянии около 12 километров от Финского залива и на высоте 135 метров, аэродром был фактически неуязвим для обстрела с моря. Помимо этого, он находился неподалеку от Лужской губы и Красной Горки и мог обеспечивать должную охрану флота, стоявшего на рейдах указанных пунктов. К тому же аэродром являлся едва ли не единственным пунктом базирования истроавиации для охраны Копанского и Горавалдайского морских аэродромов – пунктов базирования разведывательной авиации Балтийского моря в военное время, а также для обеспечения операций тяжёлых самолётов на плёсе Стирсудден – Шепелево – Сескар. Наконец, Копорский аэродром являлся единственной сухопутной посадочной площадкой в Нарвском направлении от аэродромов в Новом Петергофе и Гатчине. Достаточно удобным было и транспортное сообщение с аэродромом. Помимо Копорского тракта, обеспечивающего автомобильную связь с Ленинградом, на завершающем этапе строительства находилась Копорская железная дорога, соединявшая основную линию Балтийской железной дороги с Приморской железнодорожной ветвью, которая обеспечивала аэродрому связь с центром и облегчала доставку необходимых материалов. Благоприятствовали строительству аэродрома и другие факторы. В частности, хорошее состояние поверхности поля, которое при минимальных работах могло быть адаптировано до нужных стандартов. Характер грунта свободно позволял возводить сооружения любого характера. Рядом с аэродромом располагались источники ключевой воды, строевой лес. Кроме того, под нужды аэродрома – размещение авиачастей и вспомогательных аэродромных сооружений – могли быть использованы некоторые из существовавших зданий бывшей усадьбы Зиновьева, впоследствии закреплённых за местным совхозом.Таким образом, наличие аэродрома в окрестностях Копорья, исходя из оперативных соображений, представлялось совершенно необходимым.

Однако интересы военных ведомств, как это зачастую происходило при военном строительстве, вошли в противоречие с колхозными нуждами. Окрестности Копорья, располагавшиеся у северной границы Ижорской возвышенности, представляют собой качественные почвы для выращивания урожая. По состоянию на середину 20-х годов их большая часть была вовлечена в сельскохозяйственный оборот и обрабатывалась местными колхозами и совхозами. Неудивительно, что определённую строптивость проявило Областное земельное управление, в августе 1927 года выступившее с возражением об отводе запрашиваемого военведомством участка. В конечном счёте, был найден определённый временный компромисс: совхозы могли продолжать пользоваться землёй при условии, что такие земельные участки не могли застраиваться: на них были бы выравнены межи, убраны камни и вырублен кустарник. Кроме того военно-воздушные силы округа и морские силы Балтийского моря получили право наблюдать за состоянием уча¬стка в аэродромном отношении. Подобные меры были призваны, с одной стороны, не нарушать правильность ведения хозяйства, а с другой – контролировать, чтобы засеянные культуры не испортили почвы участка для возможной работы военно-воздушных сил. Специальным образом предполагалось организовать систему противовоздушной обороны Копорского аэродрома. По замыслу она должна была состоять из трёх 76-миллиметровых батарей, трёх пулеметных взводов и нескольких прожекторов. Первую батарею предполагалось разместить на южной окраине деревни Ивановское, связь с которой обеспечивалась полевой дорогой «Аэродром-батарея» и далее до дороги «Копорье-Ломаха». Вторая батарея располагалась бы в полукилометре южнее деревни Юрьево. Третья – у северной окраины деревни Ирогощи, от которой отходила полевая дорога в сторону аэродрома

Продолжение следует.

А.Абалов.

Фото предоставлены
автором. Источник: РГА ВМФ Ф. Р-62 Оп.2 Д.3.

Фото сверху: Поля на краю Ижорской возвышенности, которые использовали военные – рекогносцировщики для оборудования сухопутных аэродромов.



Нынешняя дорога, состоящая из плит, разрезает поле бывшего копорского
аэродрома на две неравные части.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: © РИА Новости, Евгений Епанчинцев

Чтобы не спать на голых полках в плацкарте, пассажирам нужно будет доплатить.

Постельное белье перестали включать в стоимость билетов в плацкартные вагоны, 29 октября сообщает ТАСС со ссылкой на «Федеральную пассажирскую компанию» (дочернее общество ОАО «РЖД»).

Теперь при покупке билетов пассажирам предлагают отдельно оплатить комплект как дополнительную услугу.

Как объяснили в ФПК, ранее отметка о согласии с приобретением постельного белья ставилась автоматически, но с 1 сентября 2025 года правила изменились: услуга предоставляется, только если пассажир самостоятельного поставит галочку. 

Если во время покупки не было оформлено постельное белье, его можно будет потом приобрести у проводника.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: 1955, 29 октября — В Севастопольской бухте в результате взрыва погиб линкор «Новороссийск», унеся жизни 613 моряков команды корабля

Откорректированная версия публикации о событиях этого дня в отечественной морской истории: 29 октября — этот день в отечественной морской истории.

-2

15 лет— 2010, 29 октября: В Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь» спущен на воду «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — головной фрегат проекта 22350. Это первый фрегат дальней морской зоны, построенный в России после распада СССР.

15 лет— 2010, 29 октября: Указом Президента РФ № 1293 командующим войсками Восточного военного округа назначен адмирал К.С. Сиденко.

25 лет— 2000, 29 октября: В храме Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве отслужена панихида по погибшим воинам-морякам с линейного корабля «Новороссийск», затонувшего в Севастополе в 1955 года.

35 лет— 1990, 29 октября: На большом противолодочном корабле «Адмирал Виноградов» проекта 1155 Тихоокеанского флота произошла несанкционированная стрельба артустановки. 17 снарядов были выпущены вертикально вверх и самоликвидировались.

55 лет— 1970, 29 октября: Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А «К-420» вошел в состав Северного флота.

-3

70 лет— 1955, 29 октября: В Севастопольской бухте после тяжелых повреждений от взрыва, причина которого до сих пор достоверно не установлена (официальная версия — подрыв на мине, оставшейся с времен Отечественной войны), затонул линейный корабль Черноморского флота «Новороссийск». Погибло 613 человек. Личный состав при спасении корабля проявил героизм, верность долгу, самопожертвование. В дальнейшем корабль был поднят и разделан на металл.

-4

80 лет— 1945, 29 октября: Скончался вице-адмирал Михаил Александрович Кедров, участник обороны Порт-Артура, помощник морского министра (1917), начальник Морского генерального штаба (1917), командующий Черноморским флотом (белогвардейским, 1920), председатель Военно-морского союза и заместитель председателя Русского общевоинского союза (РОВС) в эмиграции.

85 лет— 1940, 29 октября: Заложена на средства, собранные трудящимися, дизельная подводная лодка «Ленинский комсомол». Спущена на воду 9 октября 1942 года, вступила в состав Северного флота 15 марта 1943 года.

-5

130 лет — 1895, 29 октября (17 октября по старому стилю): Скончался генерал Корпуса флотских штурманов Феодосий Федорович Веселаго, российский военно-морской историк, директор Гидрографического департамента (1881-1884), член Адмиралтейств-совета, почетный член Петербургской Академии наук.

-6

140 лет — 1885, 29 октября (17 октября по старому стилю): Родился Михаил Александрович Китицын (1885 — 1960), русский подводник, капитан 1-го ранга. Второй по результативности подводник Российского Императорского флота: одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты октября 2025 года.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Shatokhina Natalia / Global Look Press

В связи с празднованием Дня народного единства электрички на нескольких направлениях будут следовать по измененному графику. Например, в воскресенье и понедельник они поедут по графику субботы. 

Как сообщает СЗППК 28 октября, в праздничные дни ноября изменится график движения пригородных поездов.

На Финляндском, Балтийском, Витебском, Московском и Северном направлениях 31 октября электрички будут следовать по расписанию четверга, 1 ноября — по расписанию пятницы, 2 и 3 ноября — субботы, 4 ноября — воскресенья. 

«Также в период праздничных дней будет изменено расписание для ряда поездов. Подробную информацию об изменениях можно найти на сайте https://ppk-piter.ru/press_center/news/132287/, в https://ppk-piter.ru/press_center/news/132287/ мобильном приложении «РЖД Пассажирам» и на станциях», — указывает компания. 

Как ранее писал 47news, в России идет шестидневная рабочая неделя. В связи с празднованием 4 ноября Дня народного единства, с 27 октября по 1 ноября будут рабочие дни, а 2, 3 и 4 ноября россияне смогут отдыхать.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Global Look Press

Петербург привил 40% населения, Ленобласть — 30%. Весь октябрь число зараженных гриппом и простудой уменьшается. 

Как сообщает Управление Роспотребнадзора по Петербургу и Ленобласти 28 октября, в мегаполисе заболеваемость гриппом и ОРВИ на минувшей неделе снизилась на 5,4%. В Ленобласти за неделю заболевших стало на 8,3% меньше. 

«Темп распространения ОРВИ остается ниже уровня недельного эпидемического порога в обоих регионах», — отмечают специалисты.

В Петербурге привито уже 42,8% населения: почти 2,4 миллиона человек, в том числе около 480 тысяч детей. По вакцинации лидируют Красносельский — 48,7% жителей, Пушкинский — 47,2% и Курортный районы — 46,4%. В Ленобласти вакцины поставили 30,2% населения, то есть 603 тысячам человек, среди которых 163 тысячи детей. Активнее всего прививаются в Ломоносовском — 40%, Приозерском и Сланцевском районах — по 33,6%. 

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

21 ноября в Ломоносовском районе стратегическая сессия «Развитие местных территорий через партнёрство власти и СО НКО» соберёт представителей некоммерческого сектора и органов местной власти для выработки практических решений по развитию городских и сельских поселений.

Основная цель сессии — наладить конструктивный диалог между СО НКО и администрациями муниципалитетов, чтобы их совместные усилия по реализации социальных проектов стали более эффективными и системными.

В программе мероприятия запланирована работа по нескольким направлениям:

— Механизмы оказания и получения муниципальной поддержки.
— Разбор успешных практик взаимодействия с представителями местной власти.
— Поиск решений для развития гражданских инициатив и укрепления местных сообществ.

Участники сессии получат возможность донести инициативы своих организаций до лиц, принимающих решения. В числе спикеров — представители администраций.

Адрес проведения: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Пенки, МБУ «Центр культуры, спорта и работы с молодёжью».

К участию приглашаются социально ориентированные НКО, работающие в городских и сельских поселениях муниципальных районов Ленинградской области. Мероприятие пройдет в очном формате, количество мест ограничено. 

Для участия обязательна регистрация  — до 10 ноября.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

по случаю Дня памяти сожженных немецко-фашистскими оккупантами деревень Ленинградской области

Уважаемые ветераны!

Уважаемые ленинградцы!

Сегодня день скорби для всех нас, день, когда мы вспоминаем одну из самых страшных и трагических страниц в истории нашего края.

Тысячи деревень Ленинградской области были стерты с лица земли фашистскими захватчиками, а вместе с ними — десятки тысяч мирных жизней: стариков, женщин, детей.

Мы, ныне живущие, в неоплатном долгу перед теми, кто погиб, и перед теми, кто выстоял и победил. Ваш подвиг — в памяти каждого ленинградца, в мирной жизни, которую вы завоевали.

Вечная память жертвам фашизма!

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко 

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

В Ленобласти завтра ожидается +3-8 градусов. Местами осадки.

Как сообщается на сайте ГУ МЧС России по региону 28 октября, в среду будет облачная погода. Температура воздуха в течение суток +3…+8 градусов.

Местами небольшой дождь. Ветер южный, юго-западный 3-8 м/с.

Атмосферное давление будет слабо повышаться.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Как правило, осенью подводят итоги того, что сделано за весну-лето. А иногда осень даёт шанс доделать то, что не успели. Ещё реже, но всё-таки и такое бывает, когда осенью начинается движение на стройплощадках, которые долго были  заморожены. Как, к примеру, затянувшееся строительство врачебной амбулатории в деревне Лаголово Ломоносовского района Ленинградской области.

Данная тема неоднократно обсуждалась в газете «Балтийский луч». И каждый раз в официальных комментариях указывались новые сроки сдачи объекта. В частности, вот такой ответ на запрос редакции газеты давал год назад председатель комитета по строительству Ленинградской области Виталий Лазуткин:  «Девятого сентября 2024 года между заказчиком – государственным казённым учреждением «Управление строительства Ленинградской области» – и акционерным обществом «Тайм» заключён государственный контракт на строительство объекта. Передача строительной площадки проведена 19 сентября 2024 года, срок выполнения работ – октябрь 2025 года». Октябрь 2025 года уже заканчивается, но о сроках сдачи в эксплуатацию амбулатории речи даже не идёт. Правда, жители деревни Лаголово заметили кое-какое оживление на строительной площадке и, по их словам, ходят на цыпочках, чтобы не спугнуть удачу. Появился кран, привезли вагончики для рабочих, строители начали кирпичную кладку стен. В администрации Лаголовского поселения с осторожностью делают прогнозы, ссылаясь на слова представителей строительного комитета на одной из недавних встреч с губернатором 47 региона. Прозвучало, что комитет  приложит максимум усилий для того, чтобы до конца 2026 года врачебная амбулатория в Лаголово стала действующей. Напомним, что по проекту медицинское учреждение рассчитано на 110 посещений в смену со стационаром на пять коек. На втором этаже для персонала предусмотрены три квартиры. В здании амбулатории также будут располагаться три бокса для медицинского транспорта.

Близится к концу решение проблемы с ремонтом школы в посёлке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области. Данная ситуация получила широкий резонанс в связи с тем, что это образовательное учреждение не смогло принять учащихся 1 сентября. Работы по текущему ремонту кровли, которые подрядчик должен был завершить летом, велись им с нарушениями требований к срокам и порядку, что привело к протечкам в результате обильных осадков и к невозможности проведения занятий в таких условиях. Какова ситуация на сегодняшний день? В сообщении, поступившем в редакцию газеты «Балтийский луч» из комитета по образованию администрации Ломоносовского района, говорится: «После протечек кровли в Лебяженском центре общего образования в целях восстановления учебного процесса и создания комфортной среды для учащихся и педагогического коллектива полностью проведён косметический ремонт всех помещений, включая актовый зал, спортивные залы и другие функциональные пространства. В настоящее время исполняющий обязанности директора центра активно занимается работой по перевозке мебели и необходимого оборудования из большеижорской школы. Именно там дети обучались в течение первой четверти, пока шли ремонт кровли и восстановительные работы внутри здания центра. Этот вынужденный переезд был не самым удобным решением, но администрация школы приложила все усилия для организации комфортного обучения. Со второй четверти дети вернутся в обновлённые стены Лебяженского центра. Подготовка идёт полным ходом: расставляется мебель, подключается оборудование, педагоги готовят классы к приёму учеников. Особое внимание уделяется безопасности. До начала занятий будут проведены замеры на соответствие всем нормам санитарных правил и нормативов. Это гарантия того, что каждый ребёнок будет находиться в здоровой и благоприятной среде. Администрация школы выражает благодарность родителям за понимание и терпение». Итак, с 5 ноября школьники посёлка Лебяжье продолжат учёбу в родных стенах.

Этим летом и осенью велись активные дорожно-строительные работы на территории Ломоносовского района Ленинградской области. Даже обратили внимание и на дорогу,  до которой, по большому счёту, никому нет дела. Во всяком случае, такое складывалось впечатление у жителей деревни Алакюля Аннинского поселения. Для них полтора километра Инноловского тракта – это единственная транспортная нить, которая соединяет их с деревней Яльгелево Ропшинского поселения, откуда уже можно двигаться в  любом  направлении. Дорогой это сочетание ям и грязи назвать было бы смешно, когда бы не было так грустно. И вот в октябре здесь провели грейдирование – добросовестное, не для «галочки». Тракт стал ровным, понятно, что ненадолго – уже появляются маленькие ямки, и всё-таки:  как было и как стало – земля и небо.

Подходит к завершению ремонт трассы на участке от деревни Марьино в направлении деревни Низино Ломоносовского района. Работы на объекте проводятся в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В планах дорожников — обновить почти четыре километра проезжей части. На трассе уложат свежий асфальт, укрепят обочины, установят новые знаки и остановочные павильоны. Кроме того ремонт позволит устранить колею, возникшую на магистрали в результате интенсивного транспортного потока. Таким образом  повысится комфорт поездки по трассе для автомобилистов. В связи с ремонтом трассы в Марьино какое-то время был изменён маршрут движения социального автобуса № 653 «деревня Лаголово – город Ломоносов». В объезд он пролегал мимо квартала таунхаусов в Петергофе по Рошинскому шоссе.

Наш читатель из города Ломоносов поинтересовался, что за строительство ведётся на территории бывшего хлебозавода «Лана» на Манежной улице, который многие десятилетия радовал жителей ароматным хлебом и вкусной выпечкой, лелея надежду, а вдруг в Ломоносове снова появится свой хлебозавод. Увы. В отделе районного хозяйства администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга сказали, что реконструкция зданий на территории бывшего хлебозавода производится частным лицом с намерением открыть здесь бизнес, частично связанный с автосервисом.

Ещё одни вопрос интересует жителей города Ломоносов: почему в дождь улицы поливают? Действительно, мне, например, тоже интересно. В жару можно понять назначение поливальных машин – чтобы пыль сбить и легче дышалось. Но в дождь? И так уже мокро, зачем дополнительно лить воду на дорогу? Или существует некий стандарт, что определённый запас воды на эти цели надо обязательно израсходовать за весенне-осенний период? Прояснили эту ситуацию в санкт-петербургском государственном бюджетном учреждении «Юго-восточное управление региональных дорог и благоустройства» – так теперь называется бывшее государственное унитарное дорожное специализированное предприятие «Петродворцовое».

Итак, почему моют дороги даже в дождь? На дорогах скапливается много пыли и грязи, которые при высыхании легко разносятся по улицам. Поэтому их необходимо регулярно смывать. Специалисты «Юго-восточного управления региональных дорог и благоустройства»  ежедневно выполняют работы по очистке дорог. Но за один раз убрать слой песка не получится – его нужно сначала смочить, а потом смыть струёй воды в ливневую канализацию.  Дождь в данном случае выступает помощником дорожной технике: он увлажняет и размягчает загрязнения, облегчая их дальнейшее удаление. Это всё равно, что замочить ткань с въевшимся и засохшим пятном до стирки, чтобы потом без особого труда можно было с ним справиться. Поливомоечные машины смывают грязь, обеспечивая более качественную уборку, а затем приходит техника со щётками. Вот такие существуют нюансы уборки городских улиц, действующие на основании технологических регламентов. Так что,  никто зря воду не льёт, хотя бы по этому поводу переживать не будем. Хороших вам выходных, дорогие читатели 

И.Сибирякова.

Фото автора,

А.Тихонова,
из сообществ в ВК «Лебяженский центр общего образования»
и «Мы ломоносовцы».

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

В рамках «Плана проведения региональных тематических мероприятий по профилактике заболеваний и поддержке здорового образа жизни» Минздрава РФ.

27 октября – 2 ноября  

Неделя борьбы с инсультом (в честь Всемирного дня борьбы с инсультом
29 октября

Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое требует немедленной медицинской помощи. Каждая минута на счету.

Как распознать инсульт? Симптомы (запомните аббревиатуру УДАР):

У — Улыбка. Попросите человека улыбнуться. При инсульте улыбка будет кривой, один уголок рта останется опущенным.

Д — Движение. Попросите поднять и удерживать обе руки. При инсульте одна рука будет опускаться или человек не сможет ее поднять.

А — Артикуляция. Попросите сказать простую фразу (например, «Сегодня хорошая погода»). Речь будет невнятной, заплетающейся или отсутствовать.

Р — Решение. Если вы обнаружили хотя бы один из этих симптомов, немедленно звоните в скорую помощь (103 или 112)! Скажите диспетчеру, что подозреваете инсульт.

Дополнительные симптомы, которые вы указали:

Внезапное головокружение, потеря равновесия и координации.

Онемение, слабость или паралич одной стороны тела (лица, руки, ноги).

Внезапное нарушение зрения: потемнение в глазах, двоение или размытие предметов.

Внезапная, очень сильная головная боль без известной причины.

Кто в группе риска? Факторы, повышающие вероятность инсульта:

— Пожилой возраст (особенно после 65 лет).

— Артериальная гипертензия (повышает риск в 2 раза).

— Повышенный уровень холестерина и атеросклероз.

— Сахарный диабет.

— Заболевания сердца (мерцательная аритмия, инфаркт миокарда).

— Курение.

— Ожирение.

Как снизить риски? Профилактика:

Контроль здоровья:

Регулярно посещайте врача и проходите диспансеризацию.

Строго следуйте рекомендациям врача, если у вас есть хронические заболевания (гипертония, диабет, аритмия). Правильно подобранная терапия — основа профилактики.

Здоровое питание:

Резко ограничьте потребление соли. Откажитесь от досаливания готовой пищи. Остерегайтесь «скрытой» соли в полуфабрикатах, колбасах, соусах и еде из ресторанов быстрого питания.

Ограничьте потребление продуктов с высоким содержанием холестерина и насыщенных жиров.

Образ жизни:

Откажитесь от курения.

Поддерживайте здоровый вес.

Регулярно занимайтесь физической активностью.

Ограничьте потребление алкоголя.

Осведомленность о симптомах, контроль факторов риска и здоровый образ жизни — это мощные инструменты для предотвращения инсульта.

Телефон для записи к специалистам ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ»
8-(812)-679-29-47(колл-центр)
Будьте здоровы, берегите себя и близких!

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.