Мы живём в такое время, когда многие привычные слова приобретают другой смысл. Вот, к примеру, слово «протапливание». Что оно, по-вашему, означает? Как мы привыкли считать раньше, предварительное протапливание жилых домов или, иными словами, периодическое протапливание — это режим работы, при котором котельные подают тепло не круглые сутки, а лишь в определённое время. Цель — постепенно включить все источники тепла и создать возможность подключения домов к централизованной системе отопления. Логично? Вполне. Однако сейчас под периодическим протапливанием понимается немного другое. Заинтригованы? Тогда читайте дальше.
Жители дома № 49, корпус 1, на Ораниенбаумском проспекте в городе Ломоносов – и не только они одни – обратились в редакцию газеты «Балтийский луч»с насущным в конце сентября вопросом: когда же включат периодическое протапливание. В квартирах так холодно, что хоть целые сутки из-под двух тёплых одеял не вылезай. «По телевизору говорят, что в Санкт-Петербурге с 25 сентября периодически протапливают жилые дома. А у нас когда?»– спрашивают горожане. Обычно в газету звонят, когда уже никуда не могут дозвониться. Так и есть: на сайте управляющей компании «Жилкомсервис города Ломоносов» указан телефон «горячей линии» 8(812) 422-76-42, но после нескольких гудков включается длинный, действующий на нервы звук, означающий «чего звоните, никого нет».
Пришлось поднять свои старые рабочие блокноты с контактами, и по одному из записанных номеров телефона мне ответили. Не официальный комментарий, но тем не менее. Решила его здесь привести, потому что новая трактовка термина «периодическое протапливание» перекликалась с информацией на сайтах жилищного комитета и комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга. Было сказано, что 25 сентября в Петербурге, включая город Ломоносов, начинается периодическое протапливание, что означает: коммунальным службам даётся две недели, в течение которых поэтапно, по графику будет запускаться отопление в домах. По какому принципу подключаются дома к теплу? Почему, к примеру, на Еленинской улице батареи в здании потеплели, а на Ораниенбаумском проспекте даже не подключались? – продолжала допытываться я. На том конце провода высказали предположение, что здание на Еленинской, возможно, подключено к автономной модульной котельной. А если дома подключены к котельной на улице Федюнинского, 3а, в посёлке Мартышкино, то «сами понимаете, сразу запустить 220 жилых домов в городе Ломоносов невозможно». Напомним, что реконструкция котельной, расположенной в городе Ломоносов на улице Федюнинского, 3а, завершилась в 2013 году. Зона теплоснабжения котельной охватывает территорию городов Ломоносов и Петергоф – в общей сложности 427 зданий.
Жилкомсервис города Ломоносов – хорошо, а начальник отдела районного хозяйства администрации Петродворцового района – лучше, подумала я в надежде получить официальный комментарий. Но не тут-то было. Начальника отдела на месте не оказалось. Во всяком случае, три моих звонка остались без ответа. Пришлось довольствоваться информацией, почерпнутой на сайтах жилищного комитета и комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга.
На своей странице ВКонтакте жилищный комитет Санкт-Петербурга отрапортовал, что готов к отопительному сезону 2025-2026. Паспорта готовности оформлены на все 24 338 многоквартирных домов в Санкт-Петербурге, куда, как известно, входит город Ломоносов. «В межотопительный период 2025/2026 годов во всех районах города проведены выборочные проверки исполнения планов ремонтных работ, утепления чердачных помещений, технического состояния инженерных систем и помещений индивидуальных тепловых пунктов, работоспособности приборов учёта и автоматических регуляторов температуры, противоаварийные тренировки с участием представителей организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций и городских аварийных служб с различными возможными сценариями возникновения и ликвидации технологических нарушений. Для обеспечения устойчивого функционирования внутридомовых систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения и энергопотребления на базе управляющих организаций сформированы и осуществляют деятельность 327 аварийных бригад. При необходимости будут привлечены дополнительно 160 бригад. Напоминаем, что отопительный сезон начинается, когда среднесуточная температура воздуха держится ниже +8°С в течение пяти дней подряд. Телефон горячей линии жилищного комитета: 409-73-78, телефон справочной службы жилищного комитета: 576-02-02».
Граждане не замедлили высказать свои комментарии под этим постом. «Кто же придумал это периодическое протапливание, которое совсем не означает тепло в домах? – задаётся вопросом житель Ломоносова. – Оплата будет взиматься с даты протапливания, а тепла-то нет. Замерзаем каждый год в сентябре, дети болеют, домой приходишь, как в ледник, а чиновники пишут, что тепло-то, оказывается, дали. Одни отписки, ссылки на постановление о +8 градусах. Никогда такого не было, чтобы по законам и постановлениям детей морозили. Когда же для людей будут работать, ведь мы за тепло платим, причём, немалые деньги». В следующем комментарии также ставят под сомнение информацию о готовности: «О какой 100-процентной готовности домов к отопительному сезону идёт речь? В одних домах отопления нет вообще, системы не промыты, завоздушены, а в других подача тепла такая, что дышать нечем, до батарей не дотронуться». Комментарии под постом ещё раз подтверждают, что разговоры про 100-процентную готовность – всего лишь разговоры. На практике всё совершенно не так. Ответы на многочисленные комментариями невозмутимо одинаковые: «Понимаем ваше беспокойство. В настоящее время управляющие компании приступили к периодическому протапливанию в рамках подготовки домов к отопительному сезону. На данный момент распоряжения о начале отопительного сезона, к сожалению, нет. В первоочередном порядке подача тепловой энергии осуществляется социальным объектам – детским садам и школам, учреждениям здравоохранения и социальной защиты. Далее отопление поэтапно будет подключаться в многоквартирных домах. Надеемся на понимание». Вот и поговорили.
Пока я писала эти строки, в редакцию газеты «Балтийский луч» позвонил автор обращения по поводу холодных батарей из дома 49, корпус 1, на Ораниенбаумском проспекте и сообщил: отопление подключили. Что тут скажешь – приятно, когда соответствующие службы так быстро реагируют на обращение газеты. Не прошло и часа после звонка журналиста в жилкомсервис, как вопрос по одному конкретному дому был решён.
В одном из выпусков рубрики #Обратнаясвязь был опубликован снимок нового автобусного павильона в деревне Яльгелево Ломоносовского района, на тот момент ещё без скамейки и застеклённой ниши. Буквально на днях оформление павильонов ожидания по обеим сторонам Красносельского шоссе в деревне Яльгелево завершилось, и теперь пассажирам – благодать. Защищённые от любых погодных явлений, они могут, не вставая с места, смотреть в окошечко, откуда видно приближающийся общественный транспорт. Для сравнения: в посёлке Ропша Ломоносовского района на старой остановке, что на Стрельнинском шоссе, из павильона, выполненного сплошь из металлопрофиля, сидя ничего не увидишь. Надо выходить из укрытия, чтобы удостовериться, что ожидаемый автобус показался на горизонте. Скажете, это мелочи, главное, что павильон есть. Но красивый и удобный павильон – это куда лучше.
И.Сибирякова.
Фото автора и из открытых источников.

