Ещё недавно этот спуск к реке Оредеж в посёлке Сиверский Гатчинского муниципальногоокруга мало походил на место для культурного отдыха. Каждое лето сюда приезжали тысячи сапбордистов, желающих пройти по популярному маршруту от Сиверской до Белогорской ГЭС.

Отсутствие раздевалок и туалетов, громкая музыка, стихийная парковка — всё это приводило к конфликтам между жителями Сиверского и отдыхающими.

В поисках решения администрация посёлка, проведя конкурс, сдала участок на берегу в аренду местному жителю, который вызвался оборудовать здесь полноценный причал для сапов. Борис Поска, гендиректор компании-туроператора «Движение Вверх», рассказал, что уже обустроены раздевалки, туалеты, стоянка для автомобилей, пункт проката. Организован трансфер людей с финиша обратно к точке старта (маршрут по реке — порядка 8 км).

К воде бесплатно

Появление инвестора вызвало опасения у местных жителей по поводу ограничения доступа к реке. Однако, по словам Дмитрия Халтунена, заместителя председателя комитета по природным ресурсам Ленобласти, территория нового центра останется открытой. Он напомнил, что никто не может ограничивать доступ к водным объектам для личного пользования, согласно водному законодательству (запрет — только на «режимные объекты»). Борис Поска подчеркнул, что доступ к причалу остаётся также бесплатным для туристов, которые самостоятельно занимаются сплавом. Если посетитель решит использовать созданную инфраструктуру (раздевалки, туалеты и т. д.), то он заплатит небольшую сумму.

— На стенде есть QR-код с информацией о всех возможностях и льготах для многодетных семей, инвалидов и участников СВО. Мы постоянно занимаемся социальными инициативами, предоставляя бесплатные услуги детям из нуждающихся семей, — добавил он.

Дмитрий Халтунен проинформировал, что сейчас сезонный поток сапбордистов по Оредежи достигает 15–18 тысяч человек, что создаёт нагрузку на водные объекты и охраняемые территории. В ответ на многочисленные жалобы местных жителей было принято решениеввести платный доступ на особо охраняемую природную территорию, но ограничиться платой всего в 200 рублей. Благодаря нововведениям на 30–50 % снизилось количество «диких туристов». Новая культура сапбординга позволяет поддерживать чистоту и порядок на маршруте. Организаторы нового комплекса обещают следить за туристами, вывозить мусор и контролировать отдыхающих. Правительство 47-го региона пристально следит за экологической ситуацией.

Ведь часть маршрута сапбордистов проходит по охраняемой территории — и нуждается в особом контроле.

Дмитрий Халтунен уточнил, что все водные объекты и реки регулируются федеральным законодательством, и для их использования необходимо оформление договора водопользования.Он подчеркнул, что с введением платного доступа на особо охраняемые природные территории власти рассчитывают снизить антропогенное воздействие на природу.

Опасная вода

При сплаве по рекам на сапах важно соблюдать меры безопасности для предотвращения несчастных случаев. Прежде всего, следует надевать спасательные жилеты, которые обеспечат плавучесть в случае падения в воду. Перед выходом на реку обязательно изучите маршрут, уровень воды и возможные опасности, такие как пороги и препятствия. Наличие аптечки первой помощи и средств связи также является обязательным. Рекомендуется сплавляться в компании, чтобы в случае необходимости можно было быстро помочь друг другу. Не забывайте об условиях погоды и избегайте сплавов в сильный дождь или бурный ветер.

ИННА ПЕТРОВА

ФОТО: Ленинградская панорама

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

ОТ ФРОНТА К ВЕРШИНАМ: ЛИЧНАЯ ПОБЕДА
Впервые в истории группа из шести ветеранов СВО с протезами ног совершила восхождение на высоту 5642 метра над уровнем моря. Это стало возможным благодаря проекту «Время сильных», организованному Группой компаний «Мой медицинский центр» и центром протезирования «Бионика 2.0».

Одним из этих мужественных людей стал наш земляк Денис Шейн-Митрофанов. Мы познакомились в 2023 году, и уже тогда Денис поразил меня своей целеустремленностью,выдержкой и силой духа. Денис оказался очень скромным и долго отказывался давать интервью. Однако восхождение на Эльбрус стало моментом, после которого я решила, что материал о Денисе должен увидеть свет.

Служба и ранения
Денис Шейн-Митрофанов оказался в зоне СВО в сентябре 2022 года, когда ему было всего 20 лет. Получив повестку как военнослужащий запаса с медицинской специальностью, он не раздумывая отправился защищать Родину. Вскоре он занял должность старшего химика-разведчика в 138-й бригаде, выполняя задачи в отдельном штурмовом батальоне «Шторм» и участвуя в боях на Луганщине и Донетчине.
Денис с неохотой делится воспоминаниями о тех днях, подчёркивая: «Что было на войне— пусть там и остаётся». Он вёл личный дневник, в котором описывал события вплоть до момента ранения, но считает этот опыт слишком личным и болезненным для обнародования. Ещё не время…
Денис с трепетом относился к разрушенным войной домам и собирал старые открытки с изображениями животных и растений, сохраняя память о тех, кто раньше жил в этих местах. В часы тишины он читал найденные в разрушенных усадьбах книги, чаще всего о земледелии, охоте и кулинарии, что ему было близко по духу.
На протяжении службы Денис берёг в кармане фотографию любимой девушки и носил с собой «Молитвослов Православного Воина». А под шлемом у него всегда был запасной патрон на случай угрозы плена…
Первое ранение Денис Шейн-Митрофанов получил в бою осенью, под Красным Лиманом, когда получил пулевое ранение в плечо, но продолжил выполнять боевую задачу. За первым ранением вскоре последовало второе: пытаясь спасти сапёра, подорвавшегося на мине, Денис сам наступилна мину и потерял правую ногу. Оба бойца были быстро эвакуированы. В госпитале Денису ампутировали остатки ноги. Эти дни он вспоминает с особой горечью, так как осознание, что ему предстоит жизнь в инвалидном кресле, стало настоящим испытанием. 17 июля 2023 года сержанту Денису Игоревичу Шейн-Митрофанову был вручён Орден Мужества. Эту награду он получил за проявленное мужество, отвагу и самоотверженность при выполнении боевых задач в зоне специальной военной операции.

Новая жизнь
После длительного лечения и реабилитации Денис был демобилизован и вернулся домой.Он начал новую жизнь в изменившихся реалиях, принимая этот вызов с честью.В течение первого года Денис заново учился ходить и бегать, а спустя несколько месяцев вернулся к учебе и тренировкам, вновь погрузившись в занятие спортом. Буквально через 9–10 месяцев после выписки он уже уверенно передвигался и вёл активный образ жизни, попробовав себя в яхтинге, конном спорте и хайкинге, а также возобновив занятия стрельбой из лука.
Новая жизнь также принесла Денису любовь к тишине, и он освоил профессию копирайтера. Свободное время он проводит на природе, наслаждаясь этим в одиночестве. Огромную поддержку в его адаптации к мирной жизни оказал государственный фонд «Защитники Отечества», благодаря которому Денис смог участвовать в проекте «Время сильных».

Восхождение на Эльбрус
Когда Денис узнал о возможности пройти отбор в команду покорителей Эльбруса, он не задумываясь захотел принять участие в этом проекте, осознавая, насколько сложной будет задача. Как он сам говорит, его решение продиктовано как эгоистической мотивацией, так и высоким стремлением показать пример другим.
— Во-первых, я хотел просто проверить, испытать себя и свои силы. Узнать свои лимиты — особенно после ампутации. Ведь не каждый (даже, казалось бы, полностью здоровый человек) смог бы подняться и находиться на той высоте, куда я с товарищами планировал взойти. Без специальной физподготовки это просто невозможно, — рассказал Денис. — Во-вторых, мне хотелось показать тем ребятам в госпиталях, кто сейчас лечится и не знает, как ему жить с ампутацией, что всё возможно: что можно вернуться к активной, полноценной жизни, что можно будет просто жить без ограничений в голове.
Подготовка началась в апреле текущего года. Участники прошли многоступенчатый отбор, физическую и психологическую подготовку, а также адаптацию и индивидуальную подгонку протезов. Тренировки имитировали высокогорье, участники спали и занимались при пониженном давлении и температуре.
Главным испытанием стали акклиматизационные восхождения в мае: начиная с высоты 1000 метров, команда постепенно поднялась до 4800 метров. Все участники испытали симптомы горной болезни. Узнав в июне, что попал в группу покорителей вершины, Денис ощутил переживания,схожие с теми, что испытывал на фронте: в такие моменты в голове всегда возникает мысль: «Я не могу сдаться, потому что подведу команду».
Штурм вершины Эльбруса начался в полночь под лунным светом. Это восхождение стало уникальным событием в истории, ведь участники преодолели серьёзные физические и психологические преграды, имея протезы ног.
Когда я спросила Дениса о его чувствах на вершине, он, немного помолчав, ответил:
— Честно говоря, на вершине я испытал что-то схожее с фрустрацией. Такое иногда бывает, когда стремишься к какой-то цели всю жизнь, а потом, достигнув её, совершенно не понимаешь, как жить далее.
Осознание, что всё получилось, нагнало меня уже внизу, когда я ложился отдыхать и пытался уснуть. Сон так и не пришёл, но зато пришли восторг, чувство победы и осознание того, что все лишения оказались не зря! Это восхождение на Эльбрус подтвердило, что инвалидность —это не приговор. Главное — сохранять силу духа и ставить перед собой высокие цели. И как только цели определены, необходимо двигаться к ним, преодолевая любые преграды.
Я хочу завершить этот очерк словами Высоцкого, которые, по-моему, прекрасно подходят моему герою: «Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал,Он стонал, но держал. Если шёл за тобой как в бой, На вершине стоял — хмельной, — Значит, как на себя самого, Положись на него!»
ТАТЬЯНА ЧУМЕРИНА
ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ
ДЕНИСА ШЕЙН-МИТРОФАНОВА 

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Nur Andi Ravsanjani Gusma/Pexels.com

В Ленобласти сняли опасность беспилотников. Перед этим сбили и подавили два над Кингисеппским районом. 

Как сообщил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, утром 24 августа еще два беспилотника уничтожили в Кингисеппском районе. Он уточнил, что один сбили средства ПВО, а другой был подавлен средствами РЭБ вблизи Ивангорода.

«Опасность БПЛА в Ленобласти снята», — написал глава области.

Немногим ранее аэропорт Пулково возобновил работу

Ночью и ранним утром над Кингисеппским районом Ленобласти было уничтожено более десятка беспилотников. В порту Усть-Луга загорелся терминал компании НОВАТЭК. ОЖД направила к месту происшествия пожарный поезд. Как отметил губернатор Александр Дрозденко, емкости с топливом не затронуты огнем. На какой стадии находится тушение пожара, в пресс-службе ГУ МЧС России по Ленобласти пока не сообщают.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Откорректированная версия публикации о событиях этого дня в отечественной морской истории: 24 августа — этот день в отечественной морской истории.

25 лет — 2000, 24-28 августа: Главную базу Тихоокеанского флота Владивосток посетил отряд боевых кораблей Королевского флота Великобритании в составе эсминца и фрегата.

35 лет — 1990, 24 августа: В соответствии с постановлением Совета министров СССР №852 Военно-морская академия стала носить имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. До этого дня она носила имя Маршала Советского Союза А.А. Гречко.

-2

205 лет — 1820, 24 августа (12 августа по старому стилю): Родился Эдуард Иванович Тилло (1820-1893), русский гидротехник, инженер-генерал, председатель Строительного комитета Морского министерства. Член Главного правления Российско-Американской компании (с сентября 1865 года). Член Главного военно-тюремного комитета (1872), Инженерного комитета Главного инженерного управления (1876), Императорского технического общества (1866) и др. Ему принадлежит ряд научных сочинений и статей, преимущественно по гидротехнике.

240 лет — 1785, 24 августа (13 августа по старому стилю): Императрицей Екатериной II утверждены подготовленные Г.А. Потемкиным первые штаты адмиралтейства и флота на Черном море. Согласно этим первым официально принятым штатам, флот на Черном море должен был состоять из двенадцати 80- и 66-пушечных линейных кораблей, 20 больших фрегатов (от 22 до 50 пушек) и 23 мелких судна с общим числом личного состава 13 500 человек.

285 лет — 1740, 24 августа (13 августа по старому стилю): Дубель-шлюпка «Якутск», на которой лейтенант X.П. Лаптев производил съемку полуострова Таймыр, при выходе из Хатангской губы оказалась запертой льдами. На следующий день, убедившись в том, что судно нельзя спасти, экипаж покинул его и отправился к месту прежней зимовки пешком.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты августа 2025 года.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

28 августа в Ломоносовском районном Дворце культуры пройдёт концерт, посвящённый Дню образования 47 региона!

Специальные гости праздничного концерта:
лауреат фестиваля «Песня года» и обладатель народной премии «Звезда Дорожного радио» АЛËНА МАЛЬЦЕВА и группа «ЯРМАРКА»

обладательница премий «Шансон года в Кремле» и «Звезда Дорожного радио» АФИНА

ВХОД СВОБОДНЫЙ!

28 августа в 17:00

Ломоносовский район, д. Горбунки, зд. 105, МБУ «Ломоносовский районный Дворец культуры им. Ш.В. Меликидзе»

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: Дирекция КЗС

Дорожники продолжают ремонтировать участок путепровода около Бронки. Работы продлятся вплоть до начала ноября – водители встретятся с ограничениями.

Как сообщает дирекция КЗС, с 21 августа по 4 ноября 2025 года будет проходить реконструкция на 116-м км путепровода через Краснофлотское шоссе. Внешнее кольцо КАД на этом отрезке дороги будет перекрыто.

Уточняется, что поток автомобилей переведут на внутреннее кольцо. Движение в сторону Ломоносова будет открыто только по левой полосе. Проехать в Кронштадт можно будет только по средней и правой полосам.

«Дирекция КЗС убедительно просит водителей учитывать данную информацию при планировании маршрутов следования и приносит извинения за временные неудобства», – добавили в пресс-службе.

Водителям напоминают, что на дороге необходимо соблюдать меры предосторожности. Важно следовать указаниям временных знаков на трассе и не превышать скоростной режим.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Фото: ГУ МЧС по Ленобласти

Суббота в Ленобласти будет дождливая, с дневными грозами. Перепад температур в разное время суток — больше 15 градусов. 

Как сообщает ГУ МЧС по Ленобласти, в субботу, 23 августа, ожидается облачная с прояснениями погода. В большинстве районов в течение суток пойдут дожди: местами небольшие, в отдельных районах по крышам застучат ливни. Днем местами прогремит.

Ветер подует переменный 2-5 м/с, на востоке — южных направлений 3-8 м/с. Ночная температура упадет до +4…+9 градусов, прохладнее всего будет на востоке региона, однако местами до +13 градусов. Днем термометры покажут +15…+20 градусов.

Атмосферное давление ночью будет слабо понижаться, днем существенно не изменится.

В воскресенье, 24 августа, днем местами грозы. Пока что Гидрометцентр России объявил предупреждение о громах и молниях с полудня до девяти часов вечера 23 августа.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Откорректированная версия публикации о событиях этого дня в отечественной морской истории: 22 августа — этот день в отечественной морской истории.

-2

65 лет — 1960, 22 августа: Скончался капитан 1 ранга Михаил Александрович Китицын (1885-1960), второй по результативности подводник Российского Императорского флота, одержавший 36 побед и потопивший во время Первой мировой войны суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны.

-3

65 лет — 1960, 22 августа: Скончался контр-адмирал Анатолий Владиславович Томашевич, доктор военно-морских наук, профессор. Специалист в области тактики подводных лодок. Разработал и внедрил в практику новый способ торпедной стрельбы по площади. Начальник кафедр оперативно-тактического использования подводных лодок и противолодочной обороны ВМА им. К.Е. Ворошилова (1945-1956). Лауреат Сталинской премии (1952). Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

80 лет — 1945, 22 августа: 1-я и 3-я бригады Краснознаменной Амурской флотилии в Харбине захватили и разоружили Сунгарийскую речную флотилию японских милитаристов.

80 лет — 1945, 22 августа: Подводная лодка Тихоокеанского флота «Л-19» (командир — капитан 3 ранга А.С. Кононенко) потопила крупный японский транспорт (8000 брт).

-4

80 лет — 1945, 22 августа: Советскими войсками и силами Тихоокеанского флота освобождены от японских захватчиков порт Дальний (Люйда) и Порт-Артур (Люйшунь).

110 лет — 1915, 22 августа (9 августа по старому стилю): Тральщик № 6 Балтийского флота, находясь в дежурстве в районе центральной минной позиции, был снесен на сорванные штормом противолодочные сети и получил пробоину от трех взорвавшихся патронов. Через 20 минут корабль перевернулся и затонул. Погибли командир и 3 человека команды.

-5

120 лет — 1905, 22 августа (9 августа по старому стилю): Броненосный крейсер «Рюрик» строился в Англии на заводе «Виккерс» и являлся наиболее боеспособным и совершенным кораблем русского флота. Крейсер был заложен 9 августа 1905 года, а 4 ноября 1906 года спущен на воду. После докования в Глазго в июле 1907 года приступил к ходовым испытаниям. Монтаж всей артиллерии затянулся до весны 1908 года. В августе 1908 года крейсер «Рюрик» поднял флаг и покинул берега Англии. Первым командиром крейсера был капитан 1 ранга Николай Оттович Эссен.

120 лет — 1905, 22 августа (9 августа по старому стилю): В Портсмуте (США) при посредничестве президента США Т. Рузвельта начались переговоры между Японией и Россией, завершившиеся подписанием 23 августа (5 сентября) мирного договора.

140 лет — 1885, 22 августа (10 августа по старому стилю): Гидрографический департамент переименован в Главное гидрографическое управление.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты августа 2025 года.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Продолжаем публикацию рассказа «Два взгляда на город Ломоносов» из будущего сборника произведений журналиста, художника, писателя, по образованию – архитектора, киносценариста Нонны Ермиловой под названием «Путешествия и приключения краеведа-любителя и её друзей». Будущая книга Н.Ермиловой, посвящённая городу Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, куда войдут её рассказы, новеллы и эссе, предназначена для семейного чтения и может стать пособием для начинающих писателей. Читателям «Балтийского луча» предоставляется уникальная возможность стать свидетелями рождения новой книги. И, мало того, это своеобразный мастер-класс по написанию литературных произведений краеведческой тематики.

В Ораниенбаумском парке возле второго водопада возникает непривычное ощущение: именно здесь вспоминается то, что на этой территории когда-то располагались финские деревеньки. И парк здесь – как отголосок величия былого лесного массива: перепад рельефа, громадные сосны, как в диком лесу, петляющая в заснеженной низине чёрная лесная речка. И мост через неё, сложенный из камней, двухарочный, с деревянными перилами, соответствует суровому пейзажу. Название моста – Руинный. Руинный мост, на самом деле, совсем не такой древний, каким кажется (все пригородные парки Петербурга не старше начала 18 века), и даже не особенно руинный. Построен он был в камне на месте прежнего деревянного моста в начале 20 века. Говорят, что существовавший здесь ранее деревянный мост назывался «Мостом вздохов», что символизировало крайнюю степень восхищения окружающим пейзажем, в свою очередь, носившим название «Северная Швейцария». На таком мосту невозможно не сфотографироваться, даже если ты противник всяких хвастливых фоток на «фоне…», но на фоне Руинного моста в Ораниенбаумском парке – это другое дело, потому что очень хочется запечатлеть в кадре на память дух старины и природной красоты, а также свою причастность к ним. Снег валит крупными хлопьями. Наверное, так выглядит то, что сейчас принято называть «белое Рождество». Воздух чистый и свежий, тепло, прекрасно и снежно. Налюбовавшись с возвышенности водопадом, мостом и извилистым рисунком речки, направляемся к Китайскому дворцу. Представ сквозь снежную пелену сказочным дворцом, он вполне способен олицетворять новогоднее чудо. Его стены нежного сиреневато-розового цвета, окна сияют перламутровой льдистой голубизной, местами теплится золотистое сияние. Квадратный пруд перед Китайским дворцом схвачен льдом. Все природные и архитектурные рельефы вокруг подчёркнуты и выделены белой кистью из снега. Неподалеку – горбатый мостик и большой валун, как перевернутый круглый богатырский щит с вырубленной в нём скамьёй Екатерины второй. За ними  открытая галерея-пергола и каменные спуски к пруду: каменные поверхности, блестящие от сырости, графически обозначены белизной снежных линий. Обернувшись, вижу за оградой источник. Летом он зарос травой, так что его было и не разглядеть, а сейчас вокруг него всё расчищено, кусты убраны. И, хотя рассмотреть его подробно невозможно из-за снега, это, без сомнения, он. Действительно, как уверяют знатоки из интернета, к нему ведёт калитка в металлической ограде, но сейчас она закрыта и на ней висит замок. Мы проходим окружной Английской аллеей и в который раз восхищаемся монолитом каменного дивана Александра первого, а заодно и всеми валунами с брусками гранита, также образовавшими своеобразные скамьи вдоль аллеи. Тонкие ветви кустов и лиственных деревьев создают удивительный снежный рисунок на серебристом небе.

Гуляем по парку так долго, что уже темнеет, а поскольку парк на реставрации, то на обратном пути долго обходим препятствия по стрелочкам и табличкам вместе с другими такими же посетителями. Идём под руководством охраны парка и, наконец, спускаемся к чаше Нижнего пруда. Этот знакомый с детства пруд, на котором мы так часто катались на лодочках и водных велосипедах-катамаранах, в сумерках кажется древним реликтовым озером. Сизая дымка над прудом, золотые огни, двоящиеся и троящиеся в его сумрачной глубине, и сплетения ветвей вековых деревьев в небе – всё это внушает восторг и душевный трепет, превращая завершающие минуты нашего путешествия по парку в зрелище, захватывающее дух и исполненное величия и тайны.

Чтобы чуть снизить поэтический градус заключительных строк, стоит напомнить, что древним озером Нижний пруд никогда не был: запруды на речке Караста были сделаны при светлейшем князе Александре Меншикове всего-то в начале 18 века. Зато этот пруд был Малым Увеселительным морем при Петре третьем и в нём разыгрывались почти настоящие морские баталии. Но призраков боевых корабликов Петра Фёдоровича мы не видим ни в тумане над водами пруда, ни в глубине отражений. А видим, как, несмотря на спускающийся ночной мрак, у нижнего водопада целой толпой разгуливают утки, уже не только по берегу, но и по дорожке, где ходят люди. Птицы настоятельно требуют у спешащих покинуть парк посетителей угощение, которое мгновенно исчезает в раскрытых клювах прожорливых и бесцеремонных, но в то же время удивительно милых, словно бы нарисованных чистыми и яркими красками всё той же кистью японского или китайского художника, пернатых созданий.

Н.Ермилова.

Фото и рисунок автора.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

Продолжаем знакомить читателей «Балтийского луча» с путешественницей и натуралистом Еленой Миненко, которая ведёт в соцсетях блог под названием «Полярная крачка», где рассказывает об интересных местах в 47-го региона. Елена выросла на Кольском полуострове, любит дикую природу и походы, изучает окружающий мир, увлекается ботаникой и фенологией, а большую часть года живёт в Ленинградской области и посещает  местные леса. Продолжаем публикацию её рассказов, посвящённых Ладожскому озеру и природе вокруг него.

Продолжение. Начало в 32.

Превратности погоды

На горизонте над Ладогой опять скомкались чёрные тучи. «Нет, ну так, как вчера, мы больше не промокнем никогда», – с наивной уверенностью подумали мы. И ошибочно надеялись, что такие ливни, под какой мы попали вчера, бывают редко, а падающая с неба стеной вода дважды за одни сутки – просто невероятный случай, которого не может быть. Но он произошёл. Потому что обстоятельствам свойственно складываться так, как только им одним угодно, не зависимо от мнений и желаний людей. Но обо всём по порядку. После спокойных и бездеятельных суток, проведённых на одном из островов Ладоги, мы покинули волшебную стоянку и отправились дальше по не длинному, но обещавшему быть интересным маршруту. Погода начала меняться сразу, как только мы отчалили от нашего мыса. Правда, чёрные тучи над нашими головами никак себя не проявляли, а молчаливо уплывали вдаль, закрывая солнце и спасая нас от жары и ультрафиолета. На байдарке мы обошли весь наш вытянутый с юга на север остров, лишь слегка покачиваясь на волнах спокойной и открытой Ладоги. Мы высаживались на берегу, чтобы осмотреть небольшой деревянный домик, запримеченный с воды. Видимо, это убежище рыбаков, спрятанное от внезапных ветров между огромными квадратными камнями. Мы никуда не торопились и получали удовольствие от пути. Обойдя второй остров, расположенный сразу за тем, на котором ночевали, мы свернули в протоку, отделявшую кусок материка, полуостров Мюкримюксенсаари. В конце протока упирается в сухой каньончик, через который байдарку надо перетаскивать вручную, чтобы вновь выйти на воду. Ещё до того, как мы вошли в протоку, начал капать ненавязчивый дождик. На протяжении получаса он не прекращался, поэтому мы решили высадиться на берег где-то посередине протоки и пообедать. Пока отдыхали, погода наладилась, и мы двинулись в путь. Осталось дойти до конца протоки, перетащить через сухую её часть байдарку, снова выйти на воду, обогнуть полуостров и можно искать место для ночёвки. Мы перенесли наше небольшое, но тяжёлое судно к воде и немного подкрепились перед тем, как снова выходить на маршрут. Эти десять минут привала уберегли нас от того, что последовало дальше. Ведь если бы мы сразу двинулись в путь, непогода застала бы нас прямо на воде.

На привале

Снова пошёл дождь. Сначала он ещё соблюдал правила приличия и капал редкими холодными каплями и не вызывал ничего, кроме мимолётного раздражения. Но потом, буквально через несколько минут,  превратился даже не в ливень, а в бурный, нескончаемый поток воды с небес. Мы вытащили из байдарки тент и, всё ещё наивно полагая, что дождь ненадолго, не стали полностью его разворачивать, а просто сели рядом, укрывшись тарпаулином с головой. В это время небо над нашими головами начало ужасающе сотрясаться. Гремело так, что, казалось, можно оглохнуть, поэтому я по-ребячьи закрывала ладонями уши. Было по-настоящему страшно от этих звуков, но и радостно одновременно, что мы хотя бы не на воде. Сверкали молнии, сгущались тучи, отовсюду гремело и капало, вода барабанила по тенту и взрывалась гигантскими пузырями на поверхности озера. И вдруг, выглянув из укрытия, я увидела, что к нашему берегу в туманной дымке непогоды идут два каяка. Женщина в тонкой безрукавке спешно гребла к берегу с сосредоточенным выражением лица. За ней на другой лодке так же безостановочно выгребал её муж. Мы начали растягивать свой тент, чтобы его хватило не только нам, и помахали туристам, чтобы они бежали скорее под укрытие. Они, как и мы же, вымокли насквозь. Мужчины начали привязывать тент к деревьям, после чего перенесли под него все три лодки. Мы достали сухую одежду, полотенца и смогли просушиться, переодеться и согреться. Мы выждали под тентом больше часа, пока небо, наконец, не просветлело, и нам снова можно было выйти на воду, чтобы продолжить путь. Сухая часть протоки, по которой мы пешком перетаскивали байдарку, к этому моменту успела наполниться водой. Когда стихия утихла, мы весело обсудили внезапное, но яркое приключение под дождём и разошлись с друзьями по несчастью в разные стороны. А через несколько километров пути, когда солнце начало касаться сосновых макушек, мы нашли место для лагеря и расположились на небольшом островке в полном одиночестве. Поужинав, очень уставшие, мы рухнули спать.

Дикий восторг

На следующий день к вечеру нам надо было вернуться в Терву, сдать байдарку, а самим успеть до заката добраться до дома. Пройти по воде надо было небольшое расстояние, и можно было не торопиться. При этом нас смущал поднявшийся за ночь встречный ветер. Двигаясь зигзагами, мы боролись с его порывами, сильно напрягаясь, но в целом шли быстро и по плану. Пройдя полпути,  остановились на обед. К концу привала небо опять заволокло тучами. Хотя после вчерашнего ливня нам казалось, что дождя больше не будет, ведь на землю уже обрушилось так много воды. И опять ошиблись. Мы повернули в сторону Тервы, до которой оставалось всего пять километров. И весь этот путь на нас неистово обрушивались потоки воды под громкие раскаты грома. Так большой отрезок маршрута последнего дня похода по Ладоге мы прошли под ливнем. За это время я успела испытать: с одной стороны, раздражение от непогоды и от того, как сильно я устала и вымокла, а также страх, что нас заливает водой и вокруг тоже одна вода,  с другой – дикий восторг от мощи стихии, невероятный подъём духа и, под конец,  эйфорию от того, что мы это всё преодолели

Е.Миненко.

На снимках: карельские пейзажи на Ладоге. Фото автора.

0 ВКОНТАКТЕOdnoklassnikiWhatsappTelegram

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.