Новости
28 мая 2020

Проект длиною в век. К юбилею ораниенбаумской электрической линии (ОРАНЭЛЫ).

В 1913 году произошла торжественная закладка ораниенбаумской электрической железной дороги (ОЭЖД), и в декабре 1915 года на части её – от Путиловского завода до Княжево /депо/ – начато движение, а в январе 1916 года осуществлено открытие дороги. Эта электрическая железная дорога была задумана от черты Санкт-Петербурга близ Нарвских ворот до города Ораниенбаум (ныне город Ломоносов) и от Ораниенбаума до села Красная Горка Санкт-Петербургской губернии.

Как исследовано сотрудниками краеведческого музея города Ломоносов в деле №1209 фонда центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, дорога предусматривала нормальную железнодорожную колею в 1,524 метра – так называемую русскую пятифутовую колею, в две колеи до Ораниенбаума – около 36 вёрст и в одну до Красной Горки. Дорога до Ораниенбаума должна была проходить через Тентелево – Путилово – Автово – Дачное – Лигово – Ивановскую – Сергеево – Стрельну – Михайловскую – Знаменскую – Петергоф – Старый Петергоф – Мартышкино.

С 1920 года движение по дороге, которую стали назвать Оранэлой, на электротяге дошло до Стрельны (Кикенка) а в 1924 году – до Львовского дворца. До 1929 года линия была в составе наркомата путей сообщения, то есть железной дороги, а затем Оранэла передана городскому трамваю.

Так исторически сложилось, что электрическая дорога дальше Стрельны не пошла, хотя рельсы были проложены до Старого Петергофа включительно, а инженерные сооружения прошли по посёлку Мартышкино. Это насыпь вдоль Балтийской линии железной дороги с четырьмя путепроводами, создание Майаровского моста, под которым ныне идут электрички между Мартышкино и железнодорожной станцией Ораниенбаум I в Ломоносове.

В честь 105-летия с начала эксплуатации этой железной дороги и 100-летия трамвайного движения в Стрельну краеведческий музей города Ломоносов организовал и провёл научно-практическую конференцию «Ораниенбаумская электрическая линия (Оранэла)». Одновременно в эркерном зале музея была открыта временная экспозиция, посвящённая этим событиям.

В процессе подготовки этого мероприятия, проведённого по инициативе музея, помощь оказал недавно созданный музей Оранэлы во главе с его создателем, кандидатом технических наук Сергеем Геннадьевичем Баричевым. Его докладом «Проект длиною в век. Драматическая история одного из самых смелых и малоизвестных проектов в российской истории», подготовленным в соавторстве с исследователем, автором монографии «История Оранэлы – Стрельнинской трамвайной линии. В документах и воспоминаниях» Николаем Николаевичем Гольцовым, и началась конференция. С интересом восприняли её участники – лекционный зал краеведческого музея был полностью заполнен заинтересованной аудиторией – доклад «Пригородные посёлки по Петергофской дороге между Автово и Новознаменкой: в предвкушении Оранэлы» кандидата исторических наук, ведущего библиотекаря фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Фёдоровны педагогического института имени Герцена, члена топонимической комиссии Санкт-Петербурга А.Алексеева.

В процессе конференции много говорилось об Оранэле в Стрельне и князе Александре Дмитриевиче Львове – одном из учредителей общества ораниенбаумской электической железной дороги, известном уроженце Стрельны, действительном статском советнике в звании камергера, главном огнеборце, председателе главного совета соединённого пожарного общества и редакторе журнала «Пожарное дело» в 1894-1919 годах, владельце Львовского дворца в Стрельне. Интересно и знаменательно, что трамвай Оранэлы имел кольцо рядом с этим дворцом.

С большим интересом были восприняты доклады-исследования руководителя историко-краеведческого клуба «Петергоф» при культурном центре «Каскад» Петродворцового района А.Максимовой «Оранэла в Петергофе» и об планировавшейся линии ОЭЖД в Мартышкине и Ораниенбауме известного экскурсовода, краеведа, жительницы Мартышкино Е.Серебровой.

На конференции поднимались вопросы мемориализации памятников инженерной мысли. Часто вспоминалась Княжевская подстанция, важнейший компонент Оранэлы, в стенах которой, к счастью сохранившейся, находится ныне музей Оранэлы.

Очень интересным был доклад экскурсовода музея городского электрического транспорта Ю.Бобылёва «Обзор подвижного состава Стрельнинской трамвайной линии». С 1915 по 2020 годы на этой линии эксплуатировалось и эксплуатируются четырнадцать типов вагонов: от «Феникса» до «Витязя-М», ныне четыре типа четырёхосных и шестиосных сочленённых вагонов.

В 1930 году был запущен маршрут №28 (Стрельна – площадь Восстания). В 1932 году этот трамвай шёл от Стрельны до Балтийского вокзала в Петербурге. К началу Великой Отечественной войны работали маршруты №28 (Стрельна – Стремянная ул.) и по выходным дням – №29 (Стрельна – Казанский Собор), с 1952 года – маршрут №36 до кольца в Стрельне напротив Константиновского дворца, 1965 год – Стрельна – Фонарный переулок; 1996 год – Стрельна – Турухтанные острова; 2007 год – Стрельна – Оборонная улица. И до нынешнего 2020 года. В 2015 году несколько вагонов ЛВС-86К, закреплённых за 36-м маршрутом трамвая в Стрельну, были окрашены в фирменный цвет Оранэлы – зелёный с белой полосой.

Много внимания на конференции было уделено энергетической системе Оранэлы и Генриху Осиповичу Графтио, русскому инженеру-энергетику, специалисту по электрификации железных дорог, строителю первых гидроэлектростанций в СССР, академику, проектировщику и организатору движения электрического трамвая в Петербурге, открытого 29 сентября 1907 года. Проект Оранэла – воплощение упомянутого выше общества ораниенбаумской электрической железной дороги, основанного в 1909 году под руководством Графтио. Работы начались 10 июня 1913 года.

Участникам конференции был представлен и доклад младшего научного сотрудника А.Цветкова музея железных дорог России «Линия Санкт-Петербург – Ораниенбаум (Ломоносов) и первые электрички в Ленинградском железнодорожном узле». Вспомним, что впервые вопросами электрификации железнодорожных линий стали заниматься в конце XIX века. В 1876 году в России, под Сестрорецком были произведены опыты с электровагоном системы Ф.Пироцкого.

В 1924 году восстановлено движение от Автово до Стрельны. Оранэла в это время представляла собой скорее трамвайную линию, чем железнодорожную. На ней эксплуатировался легкорельсовый подвижной состав и трамвайные вагоны. Кроме электрической тяги на линии в 1920-х годах применялась и паровая, особенно в часы пиковой загрузки, выходные и праздничные дни. При этом Оранэла в то время не вливалась фактически ни в городскую трамвайную сеть, ни в сеть железных дорог, хотя была, формально, в их составе), оставаясь на своеобразном, обособленном положении.

В книге начальника трамвайно-троллейбусного управления блокадного Ленинграда Михаила Хрисанфовича Сороки «Фронтовой трамвай» /Л.: Лениздат, 1986. – 176 с./» сказано: «В осаждённом Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам весной 1945-го окружить Берлин, и движение на городских магистралях тотчас замерло». В Ленинграде же из 872 «блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать».

Последним на конференции стал доклад «Ораниенбаумская электрическая линия и война (к 75-летию Великой Победы)», который сделал лектор-искусствовед музея, кандидат исторических наук Ф.Тимофеев.

Желающим была предоставлена возможность посетить после конференции Княжевскую подстанцию – уникальный сохранившийся объект Оранэлы – с экскурсией и просмотром с её высоты панорамы действующей стрельнинской трамвайной линии.

Научно-практические конференции – важная отработанная форма деятельности краеведческого музея города Ломоносов, на которых представляются результаты исследовательских поисков сотрудников музея, жителей города Ломоносов и представителей санкт-петербургской научной и краеведческой общественности. Следующая конференция в музее состоится 29 апреля 2020 года и будет посвящена 75-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Г.ХАЛЕМСКИЙ, учёный секретарь СПб ГБУ «Краеведческий музей города Ломоносов», кандидат педагогических наук.

На снимках: Оранэла.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку новостей
«Май 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх