Мы продолжаем рассказ о представителях рода Сиверсов, обосновавшихся в России в XVIII столетии, которые оставили заметный след в истории Ораниенбаума, ныне город Ломоносов, и Ораниенбаумского уезда, ныне Ломоносовский район.
Окончание. Начало в №№ 1, 2, 3, 5, 6.
Яков Сиверс: Финал
После десятилетнего пребывания в отставке Яков Ефимович Сиверс вдруг понадобился императрице Екатерине II. В ноябре 1792 года его призвали на службу, и до декабря 1793 года он занимал пост чрезвычайного и полномочного посла в Польше. На сейме в Гродно он проявил решительность и инициативу, реализуя план второго раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией. Благодаря его энергичным действиям, в Гродно был подписан «трактат» – договор между Россией и Польшей. За этот успех Яков Ефимович в 1793 году получил от императрицы две тысячи душ крестьян в Минской губернии, два российских ордена – Святого Равноапостольного князя Владимира 1-й степени и Святого Андрея Первозванного, плюс польские ордена: Белого орла и Святого Станислава.
Сын Екатерины II – Павел I, получивший трон после смерти матери в декабре 1796 года, тут же назначил Якова Сиверса сенатором. Одновременно Яков Ефимович стал главным попечителем воспитательных домов в Петербурге и Москве. В 1797 году Яков Сиверс возглавил управление водяных коммуникаций и получил возможность продвинуть свой давний проект: соединить Волгу с Ладожской водной системой посредством каналов между реками Сясь и Волхов, Волхов и Мста. Этот проект был реализован в 1797-1803 годах: канал между Волховом и устьем Мсты спрямил путь из Мсты в Волхов в обход озера Ильмень. В 1804 году по указу императора Александра I этот канал назван Сиверсовым. Яков Сиверс получил графское достоинство Российской империи в апреле 1798 года – в недолгие времена царствования императора Павла Петровича. У Якова Сиверса не было сыновей, и тем же указом Павел I возвёл в графское достоинство двух младших братьев Якова Ефимовича с их нисходящим потомством. Это Карл Эбергард, или Карл Ефимович, и Петер Христиан , или Пётр Ефимович, фон Сиверсы. Их потомки могут быть героями рассказа на фоне XIX века в координатах наших мест.
В 1800 году граф Яков фон Сиверс окончательно вышел в отставку. Последние годы жизни он провёл в своём имении Бауенгоф в Лифляндии, где и скончался в 1808 году в возрасте 76 лет. Со слов историка Николая Костомарова, Яков Сиверс – это «человек в высокой степени деятельный и проницательный, легко схватывающий положение, в котором находился, узнающий насквозь и оценивающий людей, не пылкий, не заносчивый, но ни на минуту не терявший своего достоинства, хладнокровно рассматривающий вещи в их надлежащем виде, не злой и не упрямый, не делавший ничего по своенравию, безмерно терпеливый, мягкий к человеческому несчастию, но твёрдый, как камень, в исполнении избранного средства, неподатливый впечатлениям и потому неспособный ни выйти из себя, ни дать провести себя. Для него в деле было одно дело; добродушный с виду и с постоянною простодушною улыбкою, вежливый в обращении, он умел помолчать там, где нужно было молчанием сказать более, чем языком, говорил мало и дельно».
Сиверсы – и народные фантазии
Рассказ о Сиверсах был бы неполным без упоминания некоторых фактов, тем более, что в отношении представителей этого рода есть немало заблуждений. Топоним «Сиверсов канал» не слишком популярен. Более известны посёлок Сиверский в Гатчинском районе Ленинградской области с железнодорожной станцией «Сиверская». Бытует мнение, что посёлок Сиверский носит имя кого-то из Сиверсов: не то Карла Ефимовича, не то Якова Ефимовича. В текстах советских краеведов нет конкретики: «Во второй половине XVIII века эта местность приказом Екатерины II была передана во владение придворному вельможе Сиверсу, по фамилии которого она и получила название». В те времена сказочно богатый граф Карл фон Сиверс уже вышел в отставку. Его племянник Яков Сиверс был видным государственным деятелем, но уж никак не придворным вельможей.
Екатерина II и впрямь пожаловала Якова Сиверса землями на территории уезда, ставшего в XX столетии Гатчинским районом. Есть мнение, что именно там Яков Ефимович разводил картофель. Похоже, что в этом представлении, бытующем с советских времён, слились две исторические фигуры: Яков Ефимович Сиверс и старший его современник – генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, вышедший в отставку в 1762 году и безвыездно живший в Суйде, занимаясь своим хозяйством, в том числе разведением картофеля. В Гатчинском районе на территории бывшего имения «Белогорка» с советских времён находится научно-исследовательский институт сельского хозяйства. На входе в главное здание НИИ размещено несколько мемориальных табличек. В том числе увековечены имена Елизаветы Александровны Осиповой – создательницы сорта картофеля «Ганнибал», или знаменитой «синеглазки», и Георгия Ивановича Попова – селекционер ржи. Это родители замечательного ленинградского и петербургского писателя Валерия Георгиевича Попова.
Яков Ефимович Сиверс начал заниматься картофелем в 1765 году – будучи новгородским наместником, а потом продолжил эту практику в других, вверенных ему губерниях. Первое документированное упоминание Сиверской зафиксировано в Новгородской писцовой книге в 1499 году: среди поселений Водской пятины в Никольско-Грязненском погосте значатся «сельцо Сиверское Старое» и «сельцо Сиверское Новое». Исток древнего названия «Съверская» – вероятно, в географическом положении поселения: оно находилось на севере новгородских земель.
Ещё одна версия – северные ветры, которые в народе называли «сиверко». По крайней мере, в 1730-е – 1740-е годы (то есть ещё до Сиверсов) там уже была некая мыза – Северская, или Сиверская. И ещё один курьёз. С давних пор в народе бытует и широко используется в разных смыслах выражение «врёт, как сивый мерин», и как вариант: «прёт, как сивый мерин». На протяжении десятилетий эту забавную идиому пытаются расшифровать знатоки русского языка. Одна из версий – связь этого выражения (в форме «прёт, как Сиверс Мерен») с кем-то из представителей рода Сиверсов, имевших имя, двойную фамилию или прозвище, созвучные словосочетанию «сивый мерин». Я бегло перелистала родословные росписи Сиверсов, но не обнаружила никого, кто подходил бы по созвучности к «сивому мерину». Отчасти созвучны известные фамилии: Меренберг и Мекленбург, но, вроде бы, Сиверсы не состояли в родстве с представителями этих фамилий. В общем, есть простор для дальнейших исследований.
О. Бардышева.
Фото: ru.wikipedia.org.
