Какие ассоциации возникают у вас со словом «дуэль»? Кто-то скажет: Пушкин и Дантес, Лермонтов и Мартынов. Кто-то вспомнит д’Артаньяна, трёх мушкетёров и тысячу чертей – гвардейцев кардинала. Кто-то представит себе героев вестернов с ещё дымящимся кольтом после меткого выстрела в наглого противника. У кого-то в голове заиграла «Песня о шпаге» из фильма «Достояние республики»: «Вжик-вжик-вжик… Кто на новенького?» Биться на шпагах мы не будем, лучше погрузимся в историю вопроса.
К БАРЬЕРУ, ГОСПОДА
Любой желающий быть успешным воин должен сначала изучить теорию и подобрать себе подходящее оружие. Поэтому первым делом следует отправиться в Петербург, в Эрмитаж. Здесь, в Николаевском зале Зимнего дворца, до 2 ноября работает выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря». Этот масштабный проект представляет историю цивилизации от античных времён до XX века через призму поединков чести. Здесь можно узнать о зарождении, развитии, правилах и упадке этой традиции, знаменитых участниках поединков и их трагедиях, причинах и поводах дуэлей в Европе и России. «Это увлекательный рассказ о важном принципе политики и культуры, когда риск, умение и жертва двух людей решают судьбу многих. Постепенно диапазон «судьбы» снижался, но сохранялось острое ощущение ответственности за слово и поступок. Дуэль – крайнее воплощение идеи личной ответственности человека. Знаменитые дуэли – прекрасный ориентир в истории мировых и идейных конфликтов и по сей день», – отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В экспозиции представлены доспехи, холодное и огнестрельное оружие, книги, руководства, тематические картины, костюмы дуэлянтов и многое другое из коллекций Эрмитажа, музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, центрального военно-морского музе, музеев-заповедников «Московский кремль» и «Царское Село», Пушкинского дома, всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.Рудомино, всероссийского музея А.Пушкина.
СУДЬБА И ПРОГРЕСС
Любопытно, что просторечное русское словечко «мάхач» имеет античные корни. Оно произошло от древнегреческого μάχομαι («дерусь»), в своё время давшего название поединкам, в которых вершились судьбы целых народов. Мономахии царей и полководцев, не желавших терять своих подданных в массовых сражениях и потому выходивших сразиться один на один, были кульминацией сражений как в эпосе, так и в реальной практике. Кто не слышал об Ахилле и Гекторе? Троя пала в незапамятные времена, а их поединок по сей день вдохновляет поэтов и художников. Античным героям уподоблялись и рыцари средневековья. Их кодекс чести – представление о благородном и равном единоборстве по определённым правилам – сформировался уже в XIII веке. И во время битв рыцари искали в стане врага достойного противника, чтобы сразиться с ним и доказать свою храбрость. Видели в таких поединках и волю всевышнего, поэтому в особых обстоятельствах прибегали к ним, именуя схватку Божьим судом. Дуэли в современном их понимании появились в эпоху Возрождения в Неаполитанском королевстве, когда военные, оставшиеся не у дел после итальянских войн (1494-1559), привнесли в гражданское общество обычай решать споры при помощи оружия (тут невольно приходит на ум печальный опыт «лихих девяностых» в нашей стране). Совершенствование вооружения и защиты привело к тому, что в XVI веке возникли первые школы фехтования и были написаны первые фехтовальные трактаты, а также созданы первые пистолеты. Результат не заставил себя ждать: в XVI–XVII веках Европу охватила настоящая дуэльная лихорадка. Дрались уже все – от студентов университетов и профессиональных солдат-простолюдинов до дворян и высших титулованных особ. Только среди дворян погибшие исчислялись десятками тысяч в каждой стране. Поединки начали запрещать, но нарушителей становилось не намного меньше – дуэльные гарнитуры изготовлялись вплоть до начала первой мировой войны (1914).
ЗА СЛОВА ОТВЕТИШЬ
В России первая известная дуэль состоялась 6 июня 1637 года – за двести лет до поединка Пушкина с Дантесом, однако до весны 1753-го такие схватки оставались уделом наёмников-иноземцев. Ситуацию 1785 года кардинально изменила грамота, жалованная дворянству. С обретением феодальных прав благородное сословие прониклось сознанием рыцарской чести, и дуэльная традиция вылилась в настоящее поветрие. К барьеру выходили из-за служебных конфликтов, национальных и политических разногласий, прекрасных женщин, даже из-за порции мороженого. Стремясь защитить свою честь, отчаянные дуэлянты нередко платили за это стремление жизнью. Память о курьёзах и драмах таких поединков хранят представленные на выставке в Эрмитаже дуэльные гарнитуры, живописные портреты и гравюры.
Говоря о дуэлях, нельзя обойти стороной те, что превратились в национальные трагедии: на поединках погибли поэты Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. В экспозиции им посвящён отдельный раздел. Есть и не очень известные истории. Например, дуэль двух поэтов – Николая Гумилёва и Максимилиана Волошина, лишь по счастливой случайности окончившаяся бескровно. Или едва ли не последний поединок с участием русского дуэлянта, произошедший 30 марта 1958 года в Нормандии, где перед объективами кинокамер со шпагами в руках встретились из-за творческих разногласий два выдающихся деятеля балетной сцены – 73-летний импрессарио, маркиз Жорж де Куэвас и 54-летний хореограф Серж Лифарь. Через семь минут боя Куэвас оцарапал Лифарю предплечье, и дуэль была прекращена.
БЕЗОПАСНАЯ РОМАНТИКА
Увлечение историй и романтическими рыцарскими идеалами всегда было свойственно молодёжи. Движение реконструкторов сейчас никого не удивляет и даже крепнет. А корни этого хобби вполне можно отыскать в середине XIX века, когда среди студентов, мечтавших уподобиться доблестным предкам, получил популярность особый, несмертельный вид дуэли – мензура. Противники должны были стоять неподвижно, не уклоняясь от ударов, только парируя их собственным оружием. Шрамы, полученные в таких схватках, являлись предметом гордости. Уникальный защитный костюм для мензурной дуэли, использовавшийся, как минимум, в семи боях в 1912-1913 годах, можно увидеть на выставке в Эрмитаже.
Познакомиться с историей вопроса можно и на фестивалях, регулярно устраиваемых в Ленинградской области. В ходе средневековой реконструкции «Остров Буян», которая прошла в крепости Орешек, можно было увидеть рыцарские поединки, турниры лучников, средневековые танцы, послушать средневековую музыку, увидеть театральные постановки, изделия ручной работы и попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам. Ещё более масштабное мероприятие – фестиваль «Средневековые дни в Выборге – это богатыри и рыцари, боевые кони, жаркие битвы, сияющие доспехи, прекрасные дамы в расшитых жемчугом шёлковых платьях, выступления шутов и скоморохов, заводные танцы, весёлые трубадуры и шумная ярмарка. Все это длилось целых десять дней, из них четыре дня продолжался турнир святого Олафа
Текст и фото предоставлены газетой Кировского района
Ленинградской области.
На снимках: рыцарские доспехи. Эрмитаж.



