Главная Новости Утраченные связи

Утраченные связи

Автор: Балтийский луч

Продолжаем публикацию рассказа «Как мы искали древнее капище в городе Ломоносов» из будущего сборника произведений журналиста, художника, писателя, по образованию  архитектора и киносценариста Нонны Ермиловой под названием «Путешествия и приключения краеведа-любителя и её друзей». В этом рассказе – новый взгляд автора на город Ломоносов. Будущая книга Н.Ермиловой, посвящённая городу Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, куда войдут её рассказы, новеллы и эссе, предназначена для семейного чтения и может стать пособием для начинающих писателей. Читателям «Балтийского луча» предоставляется уникальная возможность стать свидетелями рождения новой книги. Это своеобразный мастер-класс по написанию литературных произведений краеведческой тематики.

Выйдя на обнаруженный нами пустырь недалеко от Михайловской улицы в городе Ломоносов, мы полезли по грязи и сырой увядшей траве к камням, стараясь, по возможности, не промочить ноги. Справедливости ради стоит сказать, что при ближайшем рассмотрении и многократном наведении на эти камни объектива фотокамеры  они перестали казаться нам просто   строительным мусором, позабытым нерадивым подрядчиком. Расположение камней уже не виделось, как хаотическое, и в нём стал угадываться какой-то замысел, но так ли было на самом деле или это лишь игра нашего воображения, сказать было трудно. Позднее я получила в ответ на свой запрос об этом пустыре с камнями электронное послание из ломоносовского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его сотрудники разъясняли, что никаких следов каменного капища на этом месте нет: «Уважаемая Нонна! По заданному вопросу удалось выяснить следующее: на старинных картах Ораниенбаума на этом месте обозначены постройки, в том числе хозяйственные, фундаментами которых могли быть фрагменты кладки из камней. Есть план в книге «Хронограф ОСШ» на странице 115: «Генеральный план Ораниенбаума… и т.д.» (ссылка на архив РГВИА). В этом месте на углу обозначена конюшня с навесом, а рядом колодец. То же самое на планах 1867 и 1882 годов в «Улицах Ораниенбаума», страницы 44, 50 и 62. Что касается древнего происхождения камней, связанного с культами ижорцев, то это одно из предположений автора указанного путеводителя». Не обнаружив никакого следа от колодца на пустыре, мы задались вопросом: может ли быть так, чтобы колодец пропал начисто за какие-то сто пятьдесят лет? Камни тоже не были похожи на остатки фундаментной кладки: все они были слишком велики для этого и лежали отдельно друг от друга. При этом камни казались обработанными руками человека, но была ли то современная обработка или нет, определить  мог только специалист. Но этими камнями, похоже, никто и никогда не интересовался: ни специалисты, которые, возможно, могли бы сделать историческое открытие; ни обыватели, которые могли бы украсить свой сад альпийской горкой из этих камней; ни  любители древних языческих камней. Пришлось и нам признать, что разбросанные на ломоносовском пустыре камни до уникальной исторической находки не дотягивают и, скорее всего, не связаны с древним капищем. И мы заспешили в Ораниенбаумский парк. Мы знали: каким бы неприглядным ни показался нам на этот раз город Ломоносов, парк всегда утешит своей красотой, сделав нашу прогулку полезной для души. В Ораниенбаумском парке вовсю продолжался ремонт. На этот раз территория с Нижним прудом, «Малым Увеселительным морем», была закрыта на реставрацию, и поэтому пришлось обходить парк мимо тоже закрытой территории сада с Меншиковским дворцом. Поскольку мы почему-то выбрали путь по скользкому склону вдоль дворцовой ограды, я, спускаясь, не удержалась и упала, но, к счастью, не успела по-настоящему испачкаться в покрытой льдом зимней луже.

Ещё по дороге в парк я старательно пыталась запечатлеть на фотоаппарат Морской канал, ведущий от Финского залива к Меншиковскому дворцу. На планах он всегда обозначен чётким рисунком, а в жизни его очертания кажутся очень неопределёнными. Так, что можно даже засомневаться в его существовании. И я уверена, что, не зная истории Морского канала, большинство посетителей Ораниенбаумского парка сейчас не видят в обмелевшем водном пространстве с берегами, заросшими травой и кустарником, ничего, кроме большой грязной канавы. И то, если вообще обратят на неё внимание. В то время, как Морской канал Ораниенбаумского парка – это сложное гидротехническое сооружение, которое изначально представлялось столь же значимой частью архитектурного ансамбля в Ораниенбауме, как и Морской канал в парке Петергофа. И хотя я об этом уже рассказывала, хочется к этому вернуться. Берега Морского канала, ведущего к Большому Меншиковскому дворцу, были специально укреплены и обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался канал у ворот Нижнего сада фигурной гаванью с пристанью. Рядом были сооружены каменный павильон и беседка. Канал композиционно связывает сад у подножия Меншиковского дворца с Финским заливом. Но в настоящее время эта связь утрачена из-за того, что автомобильное шоссе и железная дорога пересекают центральную ось исторического архитектурного ансамбля. Валы и деревья, некогда укреплявшие берега этого Морского канала в Ораниенбауме, также утрачены.

Н.Ермилова.

Фото автора
и ru.wikipedia.org

Большой дворец, Нижний сад и Морской
канал на гравюре А. Ростовцева. 1717 г.
В Ораниенбаумском парке
Аллея в ломоносовском парке зимой.
Канал на фотографии из Французской национальной
библиотеки.1892 г.

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.