Жил-был водоём. Может, пруд – неважно. В какой-то момент вокруг него стали строиться дома, водоём стал любимым местом отдыха для людей: летом было где искупаться, устроить пикник. Общедоступность пруда воспринималась как факт, само собой разумеющийся. Но однажды это место стало частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В садовом некоммерческом товариществе «Лада» в деревне Большое Коновалово Пениковского поселения Ломоносовского района Ленобласти сложилась напряжённая ситуация вокруг водоёма, известного среди местных жителей как «Квадрат». Искусственный водоём, созданный ещё во времена существования здесь совхоза «Плодоягодный», в 2012 году перешёл в частную собственность. С тех пор вопрос доступа к нему и правовой статус территории вызывают споры. К истории происхождения водоёма. Бытует мнение, что ещё в царской России на месте пруда было множество источников и родников. Был освящённый родник, к которому стекались паломники, и рядом стояла часовенка. В советское время по решению руководства совхоза «Плодоягодный» родники и источники были углублены и расширены, получился пруд для орошения прилегающих полей. После распада СССР участки вокруг пруда были распроданы под дачи. В 2007 году эти участки оформились в садовое некоммерческое товарищество «Лада».
Всё это явствует из коллективного письма членов СНТ «Лада», которое они разместили в открытых источниках. Что же стало причиной написания петиции, как они сами её назвали? Предлагаем ознакомиться с содержанием письма: «Мы, садоводы СНТ «Лада» в деревне Большое Коновалово, а также жители окрестных деревень и города Ломоносов, столкнулись с неоднозначной ситуацией: прекрасному водоёму, который образовался на месте пруда для орошения, принадлежавшего ранее совхозу «Плодоягодный», угрожает опасность. Этот водоём – жемчужина нашей местности, многие поколения выросли, ценя и оберегая его чистоту и красоту. Эта территория, несомненно, является неприкосновенной природной зоной. В 2012 году этот пруд был продан бывшим правлением совхоза неизвестным нам лицам как участок земли, так как он считался искусственным водоёмом. Те, кто приобрёл этот красивейший пруд, намеривались устроить здесь платную рыбалку и поставить пивные ларьки, но им не разрешили. Всё, что они сделали, это ранней весной 2016 года установили вокруг высокий сетчатый забор, ограничив проход к пруду полностью. Через восемь лет кое-как мы отбили две стороны берега для всех купающихся. Мы уже смирились с тем, что пруд не наш, но от этого не стали любить его меньше. А тут – новый удар. 16 июля 2025 года на берегу возвели забор из профильного железа, загородив уже третью сторону пруда. Были беспощадно спилены многолетние деревья. Появилась техника. Бульдозером был снят плодородный слой. Оказывается, новый хозяин этого участка «земли» (водоёма) задумал построить на разных берегах гостевые домики и банные комплексы. Фундаменты зданий, проектируемые застройщиком, а также септики, которые будут установлены рядом, несут угрозу окружающей природе. Предполагаемый резкий рост загрязнения может нанести невосстановимый вред экосистеме водоёма. Мы просим принять меры по прекращению застройки. Это необходимо сделать для защиты пруда, для сохранения местного наследия и для обеспечения нашего права наслаждаться чистой и здоровой средой обитания в будущем». В завершение письма постскриптум: «По информации на конец июля, весь берег поделён на семь участков для продажи. По закону постройки должны быть не ближе 20 метров от края воды. Но уже изменили береговую линию, засыпали местами водоём на 2-3 метра. Все эти постройки приведут к нарушению санитарных норм. Где-то должны будут находиться септики, туалеты, массовое хранение отходов, не говоря уже про брошенный мусор, который мы 30 лет собирали за отдыхающими. Этот водоём должен заинтересовать и министерство природных ресурсов, так как является местом обитания пернатых, как постоянных, так и перелётных. Помимо обычных уток у нас обитают лысухи и даже наблюдали белых лебедей. Непонятно, как этот участок со статусом земель сельскохозяйственного назначения стал объектом коммерции».
Как видно из обращения, местные жители выражают обеспокоенность происходящим, указывая на несколько потенциальных проблем: изменение традиционного доступа к береговой линии, возможное ухудшение экологического состояния водоёма, вопросы законности проводимых работ. В документе поднимаются вопросы соблюдения природоохранного законодательства и норм застройки вблизи водоёмов. Представители собственников пока не прокомментировали ситуацию. В настоящее время на месте продолжаются строительные работы: ведутся подготовка фундаментов и благоустройство территории.
Комментарий к ситуации вокруг водоёма мы попросили дать администрации Пениковского поселения, на территории которого находится спорный объект. Было сказано, что решение данного вопроса не является компетенцией органов местного самоуправления первого уровня. Хотя несколько лет назад представители местной администрации писали письма в соответствующие инстанции с просьбой разобраться в законности действий собственника. На что получили ответ, что все проверки контролирующих органов подтвердили, что права и действия собственника законны. Представители государственных органов ответили, что как такового водоёма нет. Это был искусственно вырытый совхозом оросительный водоём для целей мелиорации и числится он в публичной кадастровой карте как земельный участок.
Заглянем в публичную кадастровую карту и узнаем информацию по кадастровому номеру объекта 47:14:0203007:49. Вот такие сведения там указаны: адрес – Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Пениковское сельское поселение, ЗАО «Плодоягодное», у деревни Большое Коновалово, участок 7. Объект 47:14:0203007:49 был поставлен на кадастровый учёт 1 декабря 2008 года. Снят с учёта 8 декабря 2021 года. Кадастровая площадь объекта 47:14:0203007:49 составляет 37033 квадратных метров. Кадастровая стоимость была определена 29 ноября 2021 года и составляет 18 209 496,43 рубля. Земельному участку присвоена категория – «земли сельскохозяйственного назначения». Разрешённое использование – «для ведения гражданами садоводства и огородничества».
На фотографии карты участка № 7 чётко голубым цветом обозначен водоём, указано даже название – озеро Лада. Одним словом, понятно, что ничего не понятно. Выводы делать пока рано, поскольку вопросов больше, чем ответов. Надеемся, что в ближайшее время ситуацию прояснят официально органы, в чьей компетенции находится данный вопрос.
И в завершение разговора. В контексте сегодняшней темы мне почему-то вспомнилась история почти 30-летней давности с озером под названием Ая. Тогда я ещё жила в Алтайском крае, и каждое лето приезжала в гости к родным в Горный Алтай. Озеро Ая было природным, естественным, тёплым, потому что находится в окружении гор. Это излюбленное место для купания и отдыха. И вот в конце 1990-х до него добрались московские фирмы, огородили территорию вокруг, построили какое-то здание – то ли гостиницу, то ли базу отдыха. Вход к озеру оставили единственный и платный. Местные жители возмущались, выливали все свои эмоции на билетёров, а что с них возьмёшь? Москва далеко. Единственная льгота, которую им удалось выбить у новоявленных собственников, чтобы пройти к некогда природному и народному достоянию – озеру Ая, это бесплатный вход по прописке. Но таких, понятно, единицы, потому что на дачах редко кто прописывается на постоянной основе. Вот такая история
И.Сибирякова.
Фото из открытых источников.


