Продолжаем знакомить читателей «Балтийского луча» с путешественницей и натуралистом Еленой Миненко, которая ведёт в соцсетях блог под названием «Полярная крачка», где рассказывает об интересных местах в 47-го региона. Елена выросла на Кольском полуострове, любит дикую природу и походы, изучает окружающий мир, увлекается ботаникой и фенологией, а большую часть года живёт в Ленинградской области и посещает местные леса. Продолжаем публикацию её рассказов, посвящённых Ладожскому озеру и природе вокруг него.
Продолжение. Начало в №32.
Превратности погоды
На горизонте над Ладогой опять скомкались чёрные тучи. «Нет, ну так, как вчера, мы больше не промокнем никогда», – с наивной уверенностью подумали мы. И ошибочно надеялись, что такие ливни, под какой мы попали вчера, бывают редко, а падающая с неба стеной вода дважды за одни сутки – просто невероятный случай, которого не может быть. Но он произошёл. Потому что обстоятельствам свойственно складываться так, как только им одним угодно, не зависимо от мнений и желаний людей. Но обо всём по порядку. После спокойных и бездеятельных суток, проведённых на одном из островов Ладоги, мы покинули волшебную стоянку и отправились дальше по не длинному, но обещавшему быть интересным маршруту. Погода начала меняться сразу, как только мы отчалили от нашего мыса. Правда, чёрные тучи над нашими головами никак себя не проявляли, а молчаливо уплывали вдаль, закрывая солнце и спасая нас от жары и ультрафиолета. На байдарке мы обошли весь наш вытянутый с юга на север остров, лишь слегка покачиваясь на волнах спокойной и открытой Ладоги. Мы высаживались на берегу, чтобы осмотреть небольшой деревянный домик, запримеченный с воды. Видимо, это убежище рыбаков, спрятанное от внезапных ветров между огромными квадратными камнями. Мы никуда не торопились и получали удовольствие от пути. Обойдя второй остров, расположенный сразу за тем, на котором ночевали, мы свернули в протоку, отделявшую кусок материка, полуостров Мюкримюксенсаари. В конце протока упирается в сухой каньончик, через который байдарку надо перетаскивать вручную, чтобы вновь выйти на воду. Ещё до того, как мы вошли в протоку, начал капать ненавязчивый дождик. На протяжении получаса он не прекращался, поэтому мы решили высадиться на берег где-то посередине протоки и пообедать. Пока отдыхали, погода наладилась, и мы двинулись в путь. Осталось дойти до конца протоки, перетащить через сухую её часть байдарку, снова выйти на воду, обогнуть полуостров и можно искать место для ночёвки. Мы перенесли наше небольшое, но тяжёлое судно к воде и немного подкрепились перед тем, как снова выходить на маршрут. Эти десять минут привала уберегли нас от того, что последовало дальше. Ведь если бы мы сразу двинулись в путь, непогода застала бы нас прямо на воде.
На привале
Снова пошёл дождь. Сначала он ещё соблюдал правила приличия и капал редкими холодными каплями и не вызывал ничего, кроме мимолётного раздражения. Но потом, буквально через несколько минут, превратился даже не в ливень, а в бурный, нескончаемый поток воды с небес. Мы вытащили из байдарки тент и, всё ещё наивно полагая, что дождь ненадолго, не стали полностью его разворачивать, а просто сели рядом, укрывшись тарпаулином с головой. В это время небо над нашими головами начало ужасающе сотрясаться. Гремело так, что, казалось, можно оглохнуть, поэтому я по-ребячьи закрывала ладонями уши. Было по-настоящему страшно от этих звуков, но и радостно одновременно, что мы хотя бы не на воде. Сверкали молнии, сгущались тучи, отовсюду гремело и капало, вода барабанила по тенту и взрывалась гигантскими пузырями на поверхности озера. И вдруг, выглянув из укрытия, я увидела, что к нашему берегу в туманной дымке непогоды идут два каяка. Женщина в тонкой безрукавке спешно гребла к берегу с сосредоточенным выражением лица. За ней на другой лодке так же безостановочно выгребал её муж. Мы начали растягивать свой тент, чтобы его хватило не только нам, и помахали туристам, чтобы они бежали скорее под укрытие. Они, как и мы же, вымокли насквозь. Мужчины начали привязывать тент к деревьям, после чего перенесли под него все три лодки. Мы достали сухую одежду, полотенца и смогли просушиться, переодеться и согреться. Мы выждали под тентом больше часа, пока небо, наконец, не просветлело, и нам снова можно было выйти на воду, чтобы продолжить путь. Сухая часть протоки, по которой мы пешком перетаскивали байдарку, к этому моменту успела наполниться водой. Когда стихия утихла, мы весело обсудили внезапное, но яркое приключение под дождём и разошлись с друзьями по несчастью в разные стороны. А через несколько километров пути, когда солнце начало касаться сосновых макушек, мы нашли место для лагеря и расположились на небольшом островке в полном одиночестве. Поужинав, очень уставшие, мы рухнули спать.
Дикий восторг
На следующий день к вечеру нам надо было вернуться в Терву, сдать байдарку, а самим успеть до заката добраться до дома. Пройти по воде надо было небольшое расстояние, и можно было не торопиться. При этом нас смущал поднявшийся за ночь встречный ветер. Двигаясь зигзагами, мы боролись с его порывами, сильно напрягаясь, но в целом шли быстро и по плану. Пройдя полпути, остановились на обед. К концу привала небо опять заволокло тучами. Хотя после вчерашнего ливня нам казалось, что дождя больше не будет, ведь на землю уже обрушилось так много воды. И опять ошиблись. Мы повернули в сторону Тервы, до которой оставалось всего пять километров. И весь этот путь на нас неистово обрушивались потоки воды под громкие раскаты грома. Так большой отрезок маршрута последнего дня похода по Ладоге мы прошли под ливнем. За это время я успела испытать: с одной стороны, раздражение от непогоды и от того, как сильно я устала и вымокла, а также страх, что нас заливает водой и вокруг тоже одна вода, с другой – дикий восторг от мощи стихии, невероятный подъём духа и, под конец, эйфорию от того, что мы это всё преодолели
Е.Миненко.
На снимках: карельские пейзажи на Ладоге. Фото автора.

