Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь – старейшая женская обитель на территории современной России с древнейшим храмом начала XII века, расположенный городе Старая Ладога Ленинградской области. В 2026 году обитель будет отмечать свое 910-летие, поэтому не лишним будет напомнить об её основных исторических вехах, тем более, что для многих это по-прежнему – белое пятно.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь – место, где всё пронизано историей в сочетании с удивительной природной красотой. Обитель поражает не только своей архитектурой, но и атмосферой покоя, особой гармонией, словно созданной для умиротворения. Храмовый комплекс монастыря удивляет лаконичной простотой и величавостью; окружённые зеленью здания особенно живописны на фоне полноводной реки и открытого пространства. Белоснежные стены и купола в ясную погоду отражаются в лучах солнца. Благоговейным духом наполнены храмы.
«К сожалению, не только паломникам и туристам неизвестна удивительная история нашей обители, но, зачастую, и местным жителям, – отмечает игуменья монастыря матушка Евфросиния. – Не решены ещё многие проблемы в обустройстве обители, главными из которых остаются отсутствие отопления (большинство зданий отапливается дровами) и водоснабжение, благоустройство территории. Но надеемся, что к юбилею часть из них будет решена. Такая же участь и у некоторых других святынь Старой Ладоги – некогда известнейшего древнего города, стоящего у истоков русской государственности».
Время основания обители относят к периоду между 1040-1116 годами. По одной версии, обитель основана в начале XII века, когда был возведён первый каменный храм Ладоги – сохранившаяся и ныне действующая Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114-1116 годы). Она была построена греческими и новгородскими мастерами как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами на западных стенах храма и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженном на арке свода церкви.
Возможным основателем обители был князь Мстислав Великий, построивший церковь Успения для своей жены, шведской принцессы Кристины. Он в те годы возводил в Ладоге каменную крепость. Основательницей обители могла быть и сама Кристина, которая создала монастырь, чтобы освятить строительство крепости.
По другой, более смелой версии, возникновение деревянного монастыря с деревянной церковью Успения, располагавшегося на этом месте до возведения каменной постройки, относят к XI столетию и приписывают его строительство дочери шведского короля Олафа Святого – принцессе Ингигерде – святой Анне Новгородской, которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь – древнейший монастырь не только Санкт-Петербургской митрополии, но и всей страны.
Основанная в ту эпоху, когда монашество только зарождалось на русской земле, обитель сохраняла вплоть до середины XIX века скитской устав, и это обстоятельство тоже стало особенностью этого места. Многочисленные деревянные домики, в которых жили монахини, окружали старинную каменную церковь, в которой, за редким исключением, никогда не прекращалась молитва.
Жемчужина обители – это, безусловно, Успенский собор. Здесь ежедневно совершаются богослужения в течение всего года. Немного фресок сохранилось до настоящего времени, многое было утеряно в предыдущие столетия. Но сам храм остался неизменным в своём основном объёме и уникальных деталях. Фрески, аркосолии, графитти, которые сохранились на стенах, синтрон, уникальная композиция интерьера, архитектурного образа – всё это делает храм настоящей жемчужиной Северо-Запада Руси.
Действующим является и Крестовоздвиженский храм, построенный в середине XIX века известным архитектором А.М. Горностаевым на месте древнего храма XII века мужского монастыря Симеона Богоприимца, разрушенного в XVI веке. Реконструирована келья Евдокии Лопухиной, расположенная рядом с храмом Крестовоздвижения. На территории сохранились две липы аллеи, которую в период ссылки высаживала своими руками последняя русская царица. История обители богата подвигами благочестия. Самая известная подвижница – схиигумения Евпраксия, чудеса по молитвам которой не прекращаются и в настоящее время, а целебный источник на месте её молитвенных подвигов в Абрамовском лесу и по сей день наполнен водой, некогда освящённый её молитвами. Каждый год, в праздник Крестовоздвижения, по завету матушки Евпраксии, большой крестный ход из монастыря идёт в лес к источнику.
Другая насельница, схимонахиня Мария, известная в миру как талантливая поэтесса Елизавета Шахова, духовная дочь св. Игнатия (Брянчанинова), оставила не только большое духовное поэтическое наследие, но и составила жизнеописание схиигумении Евпраксии, записанное по воспоминаниям сестёр, знавших матушку. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. В начале XX столетия обитель, как и большинство монастырей страны, пережила очередное разорение и упразднение монашеского жительства. Только в 2004 году здания монастырского комплекса были переданы в пользование санкт-петербургской епархии. Игумения Ангелина (Васильева, 1945-2023), стала первой настоятельницей возрождающегося монастыря и положила немало подвижнических трудов на его восстановление. Усилиями матушки и стараниями небольшой монашеской семьи возрождалось из руин святое место.
В настоящее время в монастыре налажена традиционная монастырская жизнь, ежедневно совершается суточный круг богослужений. На Рождество Христово, Пасху сёстры устраивают праздничный концерт, готовят трапезу и подарки.
В обители хранится много частиц святых мощей. Климента Римского, преподобных Серафима Саровского, Алексия Человека Божия, Анны Кашинской и других, а также самые почитаемые мощи святой великомученицы Варвары, являющейся особой покровительницей Успенской обители. Каждую неделю перед её иконой совершается чтение акафиста, регулярно на мощах по древней традиции, существовавшей в Российской империи многие столетия, освящаются кольца, изготовленные в виде венца Варвары.
Особой является и икона Богородицы Никопея – одно из древнейших иконописных изображений Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой, она также была почитаема и в Константинополе. Храмовый образ известен тем, что перед ним византийские императоры приносили благодарственные молебны Иисусу Христу и Божией Матери за дарованные им победы над варварами на поле брани.
В течение года сёстры принимают многочисленных паломников, желающих больше узнать о многовековой истории монастыря, проводят экскурсии, которые всегда можно заказать по телефону, указанному на сайте, в телеграмм-канале и на страничке в «ВКонтакте». В церковных лавках паломники могут приобрести фирменные староладожские пряники с изображением «знака Рюриковичей» и другие разнообразные сувениры. Для желающих потрудиться в монастыре выделены келии для проживания, организована трапеза.
Как подчеркивает матушка Евфросиния, несмотря на тяжелейшие периоды разрушения, забвения, поругания, не оскудевают милость и сила Божия, хранящие святую обитель на протяжении стольких столетий.Не угасает молитва в древних стенах Успенского собора, собирающая под покров Богородицы жаждущих прикоснуться к вечному источнику благодати и истины
С. Васильев.
На снимках: виды Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Фото из архива монастыря.

Аркосольная ниша (аркосолий) – арочная ниша для установки урны с прахом умершего или саркофага. Дьяконник – помещение в южной части алтаря, в котором хранятся церковные книги, богослужебные облачения и утварь. Синтрон (греческое «сопрестолие») – дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма.
С монастырем связаны многие известные исторические личности: святая княгиня Анна Новгородская – супруга Ярослава Мудрого, принцесса Ингигерд, святой Владимир Мономах, святой Мстислав великий и его супруга Христина, княгиня. Анна Кашинская, Евдокия Ганнибал, прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Федоровна Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна, в иночестве Елена) – царица, первая супруга Петра I с 1689 до 1698 год, мать царевича Алексея.