Продолжаем публикацию материалов, рассказывающих о роли природных камней-валунов в ландшафтной и мемориальной истории Ораниенбаума-Ломоносова.
Окончание. Начало в № 26.
Реку Караста и её протоки украшали мостики из природного камня, сохранился только один – так называемый «Руинный» мост в «Малой Швейцарии» в парке «Ораниенбаум», который виден с плотины-водопада. Краевед Дмитрий Козлов, исследуя малые архитектурные формы в историко-культурном ландшафте Ораниенбаума, насчитал в нашем парке и лесопарке целых двадцать два объекта из разряда «каменные скамьи-диваны». Однако, по его словам, многие из них в настоящее время непригодны для сидения – разрушены, завалены, вросли в землю и таким образом выпали из паркового контекста. Однако после ремонтно-реставрационных работ они могут быть использованы по прямому назначению. Скамейки в парке создают элемент философского размышления, реминисценции, – считает Дмитрий Викторович. В качестве «вишенки на торте» – обнаруженная им и его коллегами-краеведами лет пятнадцать назад каменная скамья в усадьбе «Отрада» – она же «Зубовка» – на Краснофлотском шоссе в Ломоносове, причём та скамья точь-в-точь напоминает подобные сооружения в Верхнем парке Ораниенбаума. У меня тоже было подобное открытие – «сиделка», грубо вырубленная в небольшом валуне, исчезнувшая с началом строительства жилого комплекса «Ломоносовъ» на Михайловской, 51.
Увы, многое изменилось. «И дело не только в том, что подросли деревья, исчезли видовые оси, и вместе с ними растворилась зримая связь между парковыми объектами, столь важная для понимания пейзажного повествования. И даже не в том, что мир стал иным, поменялись идеалы, изменились акценты и затерялись многие эстетические ориентиры, имевшие значение в XVIII веке. Физически исчезли многочисленные атрибуты и детали, создававшие в совокупности ту всецелую картину, которая отличала парковую культуру периода торжества пейзажного стиля. Среди этих деталей не последнюю роль играли садовые сидения, исчезновение которых повлияло на изменение восприятия садовых панорам: нет канапе на исторических местах – нет задуманных остановок, предназначенных для обозрения и созерцания, а следовательно, нет узнавания и постижения смысла той придуманной и продуманной композиции, которая рождала именно такую (а не иную) ландшафтную картину. Утрачена возможность видеть парки глазами людей XVIII века и тем самым приблизиться к их пониманию и их переживанию природы», – эта цитата из книги академика Д.С.Лихачёва «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей».
Гранитные валуны – даровой природный материал, из которого и сейчас можно творить нечто полезное и оригинальное. С незапамятных времён каменные глыбы лежат на городских территориях, но лишь недавно их перестали считать помехой благоустройству. Природные валуны могут украсить улицы и скверы ничуть не хуже рукотворных малых форм. Из первых наших попыток использовать камни в качестве памятного знака – площадь Обороны в Мартышкино. Там же, в Мартышкино, валун с памятной табличкой на Морской улице, где стояла православная церковь. В городе Ломоносов камни-валуны стали пьедесталом «Морячкам» на улице Красного Флота возле мореходного училища и памятнику к 50-летию великой Победы на пересечении улиц Красноармейская и Победы. Получалось удачно даже при небольших затратах на декор. Так, например, у здания морской полярной геолого-разведывательной экспедиции эффектно смотрятся гранитные глыбы, оформленные цепью и якорями, а рядом с городком 147-го пехотного Самарского полка – простой гранитный валун с табличкой.
Прекрасным рассказом о валунных скамьях в парковом убранстве дворцовых и усадебных комплексов пригородов Петербурга являются материалы Нонны Ермиловой – она известна читателям «Балтийского луча» по публикациям этого года. Оба каменных дивана ораниенбаумского Верхнего парка зафиксированы в изображениях: на гравюре из книги Михаила Пыляева «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889) и фото-открытке 1919 года. Ораниенбаумские каменные диваны запечатлены на многочисленных любительских фотографиях, и у меня есть такие снимки 1949-1969 годов в семейном альбоме – память о родственниках и их друзьях. В этих мощных камнях будто заключена сущность нашего края. Они словно вобрали в себя души людей, живших здесь веками и трудившихся на этой земле, впитали боевой дух её защитников. Сами собой камни-валуны стали памятниками прошлому, в котором возмужало человечество. Камни бесстрастно взирают на людскую суету. Их возраст исчисляется многими сотнями веков, в сравнении с которыми наши жизни – только мгновения.
О. Бардышева.
Фото из семейного альбома О.Бардышевой и из открытых источников.

с родными на каменной скамье, начало 1950-х годов.

школьные годы с подругой в парке, 1949 год.
