В фондах краеведческого музея города Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга хранятся картины ломоносовского художника Анатолия Анатольевича Бухвалова – члена местного творческого объединения «Колорит». Его работы посвящены Великой Отечественной войне.
Продолжение. Начало в №21.
Картина Анатолия Бухвалова «Письмо на родину» изображает бойца, сидящего на полу блиндажа. Это не молодой боец. Левой рукой, что у него на перевязи, он держит бумагу, правой, в которой карандаш, пишет письмо. Позади бойца небольшое узкое оконце, сквозь которое льётся свет. Справа от его фигуры на гвозде висит походная фляга. Несмотря на военную тематику, во всей фигуре бойца, в выражении его лица чувствуются умиротворение и спокойствие. На полотне «Околица», написанном в 1999 году, изображена мирная жизнь: лес, деревенька с домиками на фоне зимнего пейзажа, нахохлившиеся избушки на околице, две вороны на снегу. В некоторых окошках домов горит свет. Это последняя работа художника. Картины А. А. Бухвалова написаны в лёгких и достаточно светлых тонах. Несмотря на грозную тематику, в них нет ощущения подавленности, депрессивного настроения. Даже изображая блокадную булочную, художник использует довольно яркие краски, но они приглушены печальной темой войны. В Российской национальной библиотеке нам довелось ознакомиться с творчеством Анатолия Бухвалова как поэта. Впервые художник заинтересовался литературой в военные годы. Вернувшись с фронта живым и практически невредимым, художник вступил в литературное объединение при ленинградском отделении союза писателей РСФСР. Случилось это в 1946 году. Его наставником стал известный поэт Всеволод Рождественский. Стихи Анатолия Бухвалова печатались в газете «Литературная Россия», в журнале «Звезда», в альманахе «Подвиг». Его поэтический сборник «Годы» вышел только в 1983 году и стал первой книгой стихов Анатолия Бухвалова. Естественно, он посвящён, в основном, событиям Великой Отечественной войны, а также новгородской земле.
Последние годы своей жизни Анатолий Анатольевич Бухвалов прожил в городе Ломоносов на улице Костылева. Его поэтическая книга «Времена жизни» была издана в 1996 году в ломоносовской типографии, которая располагалась на улице Юного Ленинца, ныне Дворцовый проспект. Этот сборник стихов иллюстрировал сам поэт. В книгу вошли произведения Анатолия Бухвалова, написанные им в разные годы. В них автор в искренней образной форме говорит о своих раздумьях, о прошлом и настоящем своей родины. В книге много стихов о природе, которую Анатолий Бухвалов чувствует тонко и своеобразно. В сборнике «Годы» в разделе «Тревожная память» есть строки, посвящённые старинному ораниенбаумскому парку в городе Ломоносов: «В Ораниенбаумском парке уснули пруды». Среди стихов, посвящённых Великой Отечественной войне, есть строки о ленинградском театре музыкальной комедии. Это стихотворение называется «Блокадный театр»:
«В бинтах, в линялых гимнастёрках шли люди прямо с фронта в зал,
И запах йода и махорки в холодном воздухе стоял.
И в раме музыки и света, отогревая нас душой,
Смеялась, пела оперетта в кольце трагедии большой.
И нас актёры понимали, недуг голодный гримом скрыв,
Нигде, наверно, не видали такой искуснейшей игры.
Ложились бомбы близко, рядом, огромный сотрясая зал,
И в опереточных нарядах артисты с нами шли в подвал.
А голод снова мучил сильно, и, взяв с едою котелки,
Сидели молча Эдвин с Сильвой, деля блокадные пайки».
Строки очень простые, незамысловатые, понятные каждому, но трогательные и лиричные. Название следующего стихотворения звучит не совсем обычно «614803». Это число мирных жителей Ленинграда, умерших в блокаду. В сборниках Анатолия Бухвалова очень много стихов, посвящённых блокадному Ленинграду, но среди них довольно органично смотрятся пейзажные зарисовки: «Вся в рубинах рябина – к морозам примета. Оплела паутина синь бабьего лета».
В 2014 году в Санкт-Петербурге вышел альманах «Поэзия делает землю красивой», составитель Александр Раков – известный современный литератор. В эту книгу вошли и поэтические произведения Анатолия Анатольевича Бухвалова. Анатолий Бухвалов не стал профессиональным художником, его картины можно найти только в краеведческом музее города Ломоносов и в частных собраниях любителей советской живописи, но зато он стал профессиональным поэтом. Анатолий Бухвалов ушёл из жизни в 2003 году в возрасте 76 лет. Для того, чтобы стать художником, надо, наверное, им родиться. А уж как человек станет использовать свой дар, будет решать не только он сам, но и время, и те обстоятельства, в которых ему доведётся жить и творить.
Одним из самых популярных жанров в творчестве живописцев объединения «Колорит» является пейзаж. Но каждый из художников имеет свои предпочтения в живописи. Например, художник Владимир Слепухин – мастер точных картинных наблюдений. В искусстве их называют картинг-пейзажи. Анатолий Петров – истинный певец русского пейзажа. На его картинах – скромные избы, частоколы, часовенки, традиционный уклад жизни. Геннадий Серебряков – сторонник камерного пейзажа и натюрморта. Виктор Петров-Гринёв, который долгие годы был художественным руководителем объединения «Колорит», много времени посвятил работе над темой «Мир А.С. Пушкина». Живопись Анатолия Бухвалова на протяжении всей его творческой жизни была переплетена со строчками из его поэтических сборников. Основное внимание Бориса Прядкова – историческая тематика. Виктор Петров-Гринёв говорил, что одной из основных причин многолетней работы этой организации является некоммерческий принцип объединения и красота природы здешнего края. «Видимо, такова аура этих мест, что она подвигает людей к занятиям живописью. Поэтому создание здесь «Колорита» скорее закономерность, нежели случайность». Некоторых мастеров, стоявших у истоков создания «Колорита», уже нет с нами, но их творчество живо, а дело продолжается.
Д. Сакулина.
Фото предоставлены автором.
Фото сверху:

1975 год


Блокадная булочная»

1999 го