Главная Наш край Два взгляда на один город

Два взгляда на один город

Автор: Балтийский луч

Продолжаем публикацию рассказа «Два взгляда на город Ломоносов»  из будущего сборника произведений журналиста, художника, писателя, по образованию  архитектора и киносценариста Нонны Ермиловой под названием «Путешествия и приключения краеведа-любителя и её друзей». Будущая книга Н.Ермиловой, посвящённая городу Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, куда войдут её рассказы, новеллы и эссе, предназначена для семейного чтения и может стать пособием для начинающих писателей. Читателям «Балтийского луча» предоставляется уникальная возможность стать свидетелями рождения новой книги. Это своеобразный мастер-класс по написанию литературных произведений краеведческой тематики.

Продолжение. Начало в 22.

У меня сложилось двойственное представление о городе Ломоносов и его парке, как и о многих других местах, которые я знала с детства, а потом туда вернулась. Мне кажется, что некоторые места я знаю досконально и свободно смогу пройти по ним с закрытыми глазами. И это истинная правда или почти правда. О каких-то местах я имею всего лишь обманчивое представление, будто бы я хорошо их знаю. На самом же деле, я почти позабыла их или память ввела меня в заблуждение, сохраняя приукрашенную или вовсе уже вымышленную картинку вместо настоящей. Но даже в местах, знакомых мне с раннего детства, есть такие уголки, о которых я не знаю вовсе. Или же успела полностью позабыть их настолько, что,кажется, будто никогда и не знала о них. Таков, наверное, и дальний водопад Ораниенбаумского парка. Трудно себе представить, что наша семья, проводя каждое лето на даче близ парка Сергиевка, а именно там по краю дачного посёлка и проходит восточная граница города Ломоносов, и при этом многократно посещавшая парки Ораниенбаума, ни разу не прошлась бы по парку с той стороны, где расположен второй водопад. Однако же моя память не сохранила этих прогулок. Огромный Ораниенбаумский парк в моём представлении состоит из разных фрагментов. Но фрагменты эти, если представлять их пазлами единой громадной картины (такой, как, скажем, в фильме «Гражданин «Кейн», где с помощью работы над подобной головоломкой одна из героинь коротает время в огромном пустом замке), воедино пока не складываются даже в воображении. Хотя стоит заметить, что именно благодаря прогулкам недавнего времени я стала лучше ориентироваться в парке. Тем, кому мои ассоциативные рассуждения покажутся слишком запутанными, я предоставлю некоторые фактические сведениями о планировке парка. Итак, в начале 18 века местность эта была подарена Петром Первым Александру Меншикову, который и приступил в 1711 году к строительству Большого дворца. Было начато строительство центральной части дворца и его широко раскинутых дугообразных крыльев, завершавшихся павильонами. В восточной части были сооружены палаты для Петра Первого, останавливавшегося здесь на пути из Кронштадта. Для удобства сообщения с Финским заливом и с Кронштадтом начали рыть Морской канал. Это было сложное гидротехническое сооружение, которое изначально представлялось столь же значимой частью архитектурного ансамбля, как и Морской канал в парке Петергофа. Берега канала были специально укреплены и обсажены двойным рядом деревьев, заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью с пристанью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка. Стоит отметить, что подобный канал для кораблей, приплывающих к дворцу, был отличительной чертой дворцовых ансамблей петровского времени и существовал также при Летнем дворце Петра Первого в Петербурге, в Летнем саду. В первой половине 18 века к главному входу в Летний дворец Петра Первого можно было подплыть на мелких судах, там был устроен Гаванец – небольшая гавань с пристанью. Гавань в форме ковша появилась ещё до постройки дворца, а в 1705 году царь приказал углубить гавань на 8 футов и обложить её стены каменными плитами. Вероятно, Гаванец был засыпан при сооружении набережной реки Фонтанка.

После опалы светлейшего князя Меншикова – во время правления внука Петра великого, Петра Второго – в 1727 году все ценности из Большого дворца в Ораниенбауме, включая  и наборный паркет, были вывезены в Москву. А в 1728 году этот дворец поступил в ведение канцелярии от строений. В царствование Анны Иоанновны, вступившей на престол в 1730 году, строительные работы в Большом дворце и на Морском канале были возобновлены. В 1737 году ораниенбаумский дворец поступил в ведение адмиралтейской коллегии, и архитекторам Еропкину и Земцову было поручено переоборудовать его под морской госпиталь. Однако после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 году и последовавшего затем дворцового переворота, в результате которого к власти пришла дочь Петра Первого Елизавета Петровна, Большой дворец в Ораниенбауме перешёл новому наследнику престола – великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру Третьему. Для него была сооружена потешная военная крепость Петерштадт, расположенная на юго-востоке от ансамбля Большого дворца, на правом берегу речки Караста. Возведению такого сложного фортификационного сооружения предшествовало появление здесь двух небольших крепостей – Екатеринбург и крепость Святого Петра. Крепость Екатеринбург, изначально названная наследником в честь молодой жены, вскоре после того, как была построена крепость Святого Петра, стала играть роль укреплений условного противника, что свидетельствовало об ухудшении отношений между супругами. Крепость Екатеринбург была небольшим сооружением, где находилось 4 бастиона, её окружали насыпные валы и ров с водой. Земляные укрепления заметны при внимательном рассмотрении рельефа и в наши дни. Крепость Святого Петра, имевшая более серьёзное оснащение, просуществовала около двух лет, а затем великий князь приказал перестроить её, чтобы увеличить в размерах и она была преобразована в новую крепость, Петерштадт. Самым значительным сооружением в крепости Святого Петра были каменные Въездные (Почётные) ворота, возведённые по проекту архитектора Антонио Ринальди. На флюгере Почётных ворот вырезана дата окончания строительства крепости и возведения ворот – 1757 год. При строительстве новой крепости Почётные ворота оказались внутри территории и обозначили собой въезд на плац. Границы этого плаца и были до того границами крепости Святого Петра. Всего же на территории крепости насчитывалось около 17 одноэтажных построек и единственная двухэтажная – дворец Петра Третьего. Это была первая самостоятельная постройка в России архитектора Ринальди.

Продолжение следует.

Н.Ермилова.

Фото и рисунок предоставлены автором.

Дворец Петра Третьего
Вид на Морской канал с террасы
Большого дворца.
Графический коллаж Н.Ермиловой.

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.