Любой музей начинается с коллекции. Порой даже случайной – просто появились у человека сначала несколько предметов, у которых есть что-то общее, а потом к ним стали добавляться новые. Вещи имеют свойство притягиваться друг к другу, взаимодействовать и вдохновлять их владельца на поиск. В итоге действительно интересная тема может вылиться в яркое культурное явление, которым потом станут гордиться потомки. Об этом шёл разговор на научно-практической конференции «Музеи частных коллекций» в краеведческом музее города Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга.
«Помимо государственных музеев, которые у всех на слуху, существуют музеи частные, созданные благодаря энтузиазму коллекционеров-любителей. История материальной и духовной культуры лишилась бы множества артефактов, если бы не собиратели старины, жертвующие временем и финансами ради своего детища – частного, зачастую непризнанного официально, имеющего множество всевозможных проблем, музея. Именно здесь зачастую можно встретить интереснейшие, непредсказуемые предметы искусства, городского быта, военного обихода, этнографии. Именно здесь можно услышать захватывающие истории и подробности исторических событий, а если посчастливится – пообщаться непосредственно с создателем музея, личность которого и определяет характер экспозиции в каждом случае», – открыла конференцию директор краеведческого музея города Ломоносов Юлия Кучук. В конференции участвовали сотрудники малых музеев и владельцы самых разных коллекций из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Например, музей игральных карт в Петергофе – сейчас едва ли не самый посещаемый – начинался с коллекции Александра Перельмана, о которой рассказала хранитель фонда «Коллекция карт» музея-заповедника «Петергоф» Елена Нестеренко. С самых обычных предметов советского быта начинался и семейный музей, о котором рассказала доктор искусствоведения Ольга Сапанжа. Когда-то её мама начинала собирать предметы, что были в каждой ленинградской квартире, и не только ленинградской. Располагается её музей в бывшей коммуналке. И попадают сюда обычные бытовые предметы, например, клей, которым склеивалась разбитая фарфоровая чашка и с которым связано множество интересных историй. Иногда музей начинается с элементарной уборки. Лет пятнадцать назад любители истории обратили внимание на уникальный исторический объект в Гатчинском районе. В селе Пудость находилась мельница, принадлежавшая Иоганну Штакеншнейдеру – отцу будущего великого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Долгое время местные жители просто-напросто сваливали в том месте мусор. Твёрдых бытовых отходов там накопилось столько, что загрузили шесть самосвалов, когда сотрудники петербургских и областных музеев и научно-исследовательских институтов решили провести здесь субботник. В результате сегодня это – ещё одна точка притяжения в столь богатом достопримечательностями Гатчинском районе. О том, что теперь там происходит, рассказал заместитель директора по развитию некоммерческой организации «Гатчинская мельница» Юрий Сорокин: проводятся и мастер-классы, и экскурсии, и народные праздники, а в этом году планируется встреча мастеров мельничного дела. Кроме этого буквально на днях там приступили к реставрационным работам. С уборки начиналось и восстановление Свято-Троицкой Приморской пустыни в посёлке Стрельна, о чём напомнил помощник её настоятеля, руководитель реставрационных мастерских Сергей Султановский. В советское время там находились разные учреждения для силовых структур, а кладбище пустыни стали постепенно уничтожать. И так уж получилось, что это место тоже связано с именем Андрея Штакеншнейдера – на том самом кладбище он похоронен. Как, впрочем, и выдающийся дипломат, однокашник Пушкина Александр Горчаков, и другой выдающийся архитектор Алексей Горностаев, и поэт Иван Мятлев, и многие другие известные люди. Потребовалась огромная архивная работа, чтобы найти и восстановить эти варварски уничтоженные захоронения. Троице-Сергиева пустынь сама по себе – точка притяжения. К тому же она – ещё одна из достопримечательностей Петергофской дороги. Так что, вполне возможно организовать совместные программы с теми, кто занимается другими точками притяжения на этой трассе, например, дачами Бенуа. Об этом на конференции в Ломоносове рассказала представительница семейства Бенуа, арт-директор архитектурного бюро «Наследники Бенуа» Евгения Петрашень. Речь идёт о трёх дачах на берегу залива, в Старом Петергофе, которые построил Леонтий Бенуа. До последнего времени эти старые здания принадлежали санкт-петербургскому университету, и было не совсем понятно, как сложится дальше их судьба. Сейчас есть шанс, что, как минимум, одну из дач Бенуа, ту самую, что была построена для Михаила Бенуа, удастся спасти. И она может стать одним из интересных пространств, тем более, что опыт уже есть: в прошлом году там провели первый праздник. Частный музей Виктора Аглоткова в посёлке Большая Ижора в Ломоносовском районе начинался с наград его матери и артефактов, связанных с его службой в МЧС. Он – ветеран МЧС, почётный гражданин Большеижорского городского поселения. Его музей находится в частном доме, а экспозиции посвящены военному времени и истории пожарной охраны. И сейчас это – одна из точек притяжения для жителей Большой Ижоры и гостей посёлка. Гости сюда приезжают целыми автобусами. Об истории единственного в городе Сосновый Бор частного музея Ковашевской волости рассказал на конференции его научный сотрудник Вячеслав Шпак: как и из чего формировались фонды, об экскурсиях и судьбах самых интересных экспонатов. Директор краеведческого музея города Ломоносов Юлия Кучук вручила участникам конференции «Музеи частных коллекций» почётные дипломы и выразила надежду, что сотрудничество будет продолжаться, ведь каждая такая встреча – это новые знания, новые контакты и новые совместные проекты. А всё вместе – основа сохранения историко-культурных ценностей нашего края, повышения его туристической привлекательности и развития внутреннего туризма.
М.Борисенко.
На снимках: во время научно-практической конференции «Музеи частных коллекций» в краеведческом музее г. Ломоносов.
Фото из открытых источников.