Как известно, хранителями истории и знаний, накопленных поколениями людей, в Ломоносовском районе Ленобласти и Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, как и везде, прежде всего выступают архивы, музеи и библиотеки. Но вместе с их сотрудниками сохранением исторической памяти занимаются краеведы, писатели, журналисты, кинематографисты, организаторы сообществ и ведущие блогов в соцсетях. Сегодня администратор группы в соцсетях «Ломоносовский и Петродворцовый районы» знакомит читателей «Балтийского луча» с историей посёлка Ропша и деревни Яльгелево Ломоносовского района.
Резиденция цареубийства
Люди селились в окрестностях посёлка Ропша (Ropsunhovi) ещё 5-6 тысяч лет назад. До прихода ильменских славян, не позже IX века, основными обитателями этих мест были представители финно-угорских племён: ижора, вепсы, вожане. Со временем весь окружающий регион стал частью владений Новгородской вечевой республики. Первое документальное упоминание о деревне относится к 1500 году, когда в писцовой книге Водской пятины встречается сельцо Храпши в Кипенском погосте Копорского уезда. В XVII веке поселение под именем Ropsus оказывается в составе шведской провинции Ингерманландия. По приглашению королевских чиновников сюда стали прибывать финны. Вскоре здесь появилась лютеранская кирха. После завоевания Ингрии войсками Московии эти места приглянулись Петру I. Царь любил лечиться минеральными водами из природных источников, а около Ропши как раз имелся такой родник, названный Иордань. Вскоре для монарха тут была построена небольшая деревянная усадьба. Позднее в окрестностях Ропши полюбила охотиться Елизавета Петровна – дочь Петра I. В итоге здесь по проекту Бартоломео Растрелли появилась крупная загородная резиденция. Каменный дворец унаследовал наследник престола, будущий император Пётр III. Здесь же он был убит после свержения. По мнению некоторых историков, к расправе причастна его супруга — императрица Екатерина II. После 1762 года ни государыня, ни представители высшей знати не хотели селиться в месте цареубийства. Резиденция стала постепенно приходить в упадок. В конце XVIII века усадьбу приобрёл Иван Лазарев, один из богатейших предпринимателей империи. Он отреставрировал дворец и разбил вокруг прекрасный парк с прудами и павильонами. В 1800 году резиденцию в Ропше приобрёл Павел I. Но, подобно своему отцу Петру III, он также стал жертвой заговора. С той поры усадьба оставалась во владении Романовых, но бывали они здесь очень редко. Это не мешало постепенному росту благосостояния местных крестьян, которые в основном являлись финнами-ингерманландцами. К началу XX века ропшинская лютеранская община насчитывала более 2000 прихожан. Захват власти большевиками принёс много бед жителям Ропши. В ходе раскулачивания, репрессий и депортаций прежнее финно-ингерманландское население почти исчезло. Печальная судьба ожидала и дворец. Без должного ухода и ремонта он превратился в руины. Увы, и у нынешних властей, видимо, есть более приоритетные дела, чем сохранение памятников культурного наследия Ингрии.
Центр прихода
Название деревни Яльгелево в Ломоносовском районе — это русифицированный вариант финского топонима Ялькиля (Jälkylä). Здесь издревле проживали представители финно-угорских народов. Поселение, как и многие соседние, впервые упоминается в 1500 году в переписной окладной книге Водской пятины. Тогда деревня под именем Ялгуево входила в Веденский Дудоровский погост обширных владений Новгородской республики. После заключения Столбовского мира окрестные земли на целый век стали частью Шведского королевства. С той поры местные жители начали придерживаться лютеранства. После завоевания Ингрии войсками Петра I местность вошла в состав Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии. С началом строительства императорских резиденций на южном берегу Финского залива жизнь в Ялькиля оживилась. На строительные и иные работах крестьяне мохли неплохо заработать. Силами местной лютеранской общины в 1758 году на северной окраине деревни Яльгелево был построен лютеранский храм. Деревня стала центром прихода Хиетамяки. Вскоре после захвата власти большевиками здесь был образован Финновысоцкий национальный сельсовет. Местные жители могли учиться на родном языке и сохранять культурную автономию. Но с конца 1920-х годов всё стало меняться. Раскулачивание и репрессии принесли обитателям Яльгелево много бедствий. В 1930-е годы национальный сельсовет и лютеранский приход оказались вовсе упразднены. Службы в кирхе запретили. Во время второй мировой войны храм был разрушен, а многие местные финноязычные жители отправились в Финляндию. После 1945 года Яльгелево было фактически заново заселено. На этот раз русскоязычными. В 2007 году на месте, где некогда находилась лютеранская кирха, установили памятный крест
А.Лопухинский.
Фото сообщества «Ломоносовский и Петродворцовый районы».


апостолов Петра и Павла. 1911 год
