З |
Зинаида Николаевна Григорьева родилась 15 августа 1942 года в деревне Пушково Островского района Псковской области.
Ещё до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов псковская земля в течение 20 лет была пограничной зоной: на её территории размещалось значительное число войск, создавались укреплённые пограничные заставы, строились оборонительные сооружения. Местные жители участвовали в соревнованиях по стрельбе, получали за победы значки «Ворошиловский стрелок», пели во время праздников известную песню «Если завтра война». Но 22-го июня 1941 года псковичи, как и вся страна, были потрясены сообщением о начале войны с Германией. А уже 2 июля 1941 года начались бомбардировки Пскова и Великих Лук. Наши войска не сдавали города без боя, пытались остановить врага везде. Но к концу лета Псковская область оказалась в оккупации.
Родные города и сёла в одночасье стали чужими. Чужая речь на улицах, многие из которых сразу же переименовали на немецкий лад. В 1943 году маму с тремя детьми – самой младшей Зине было чуть больше одного года – и бабушкой вместе с другими жителями деревни Пушково насильно вывезли в Латвию, а там уже распределили по хуторам. Зина была слишком мала, чтобы понимать, где она и что с ней. Главное для ребёнка было то, что мама где-то рядом. Но один эпизод даже в её детской памяти оставил след на всю жизнь. До сих пор она помнит жуткий крик многих людей, взрослых и детей, запертых в пустом амбаре. Красная армия была уже на подступах, и фашисты, видимо, решили сжечь живьём всех советских граждан, кто находился в Латвии в неволе. Советские солдаты подоспели вовремя, освободили людей, кто-то пострадал, но семья Зинаиды Николаевны осталась жива.
Вернулись в Пушково на пепелище. Жили в землянке, как и другие жители деревни. Потихоньку стали обустраиваться, всем миром собирались и помогали ставить дом сначала одному, потом другому. После войны вернулся с фронта отец. А два его брата погибли. Один из братьев был военным врачом, помогал переправлять раненых на остров Гогланд, и во время одного из налётов вражеской авиации все утонули. Историческая справка: в начале 1920 года Гогланд оказался в составе Финляндии. В период зимней войны на него высадились советские морские пехотинцы. В 1940 году остров официально стал частью СССР. В самом начале Великой Отечественной войны на острове была оборудована береговая батарея. Так на Гогланд попали корабельные пушки с «Авроры». Зимой 1941 года из-за больших потерь, вызванных бомбардировками немецкой авиации, остров пришлось оставить. В течение войны этот кусочек суши несколько раз переходил из рук в руки — от финских к советским частям. Каждая сторона тут же размещала на нём свою артиллерию. Потом на Гогланде обосновались немцы. И только в 1944 году остров заняли советские войска, а спустя три года, по Парижскому договору, он снова официально стал территорией СССР.
После войны Зинаида Николаевна выучилась на ветеринарного врача, но работать по специальности не пришлось. Вышла замуж. В 1960-х годах молодая семья уехала в Ленинградскую область – в совхозе «Плодо-ягодный» в Сойкино Ломоносовского района требовались рабочие руки. Родились дети, дочь и сын. Решили позвать к себе родителей с Псковщины, чтобы они жили рядом. Так как отец был участником Великой Отечественной войны, их поставили в очередь на квартиру, и вскоре они получили жильё в городе Ломоносов на Ораниенбаумском проспекте.
Зинаида Николаевна Григорьева считает, что ей грех жаловаться на свою жизнь: дети хорошие, есть внучка, два правнука – девочка и мальчик. Все её уважают, любят и берегут.
Продолжение следует.
И.Степанова. Фото автора.