Участник специальной военной операции Артём КИРИЛЛОВ родился в Германии, в Потсдаме, где проходил службу его отец-танкист. Семьи военных традиционно на одном месте подолгу не засиживались: следующим местом дислокации войсковой части был Пермский край, в 1997 году отца перевели на Дальний Восток.
После школы Артём поступил в казанское высшее военное командное танковое училище, которое закончил с красным дипломом. Это давало право выбора места службы, и он выбрал Каменку в Ленобласти, где и служит с 2012 года. «В 2016 году как командир танка принимал участие во всеармейских играх «Танковый биатлон», занял 1 место на международных соревнованиях», – рассказывает офицер. За десять лет Артём Кириллов прошёл путь от командира взвода до начальника штаба танкового батальона. С первых дней СВО участвовал в боевых действиях в качестве наводчика экипажа танка. Это своё временное понижение (наводчик, по сути, солдатская должность) объясняет так: в тот момент нужен был опытный специалист, невзирая на должность и звёздочки на погонах. Тем более, что их танком командовал тогда командир батальона – тоже опытный офицер. Тогда такое решение было принято ради дела: офицеры заменили тех, кто всего несколько месяцев назад подписал контракт и ещё не имел достаточной практики. Но уже через год Артём возглавил оперативное отделение 138-й отдельной мотострелковой бригады. После переформирования бригады в 69-ю мотострелковую дивизию стал заместителем начальника штаба 15-го танкового полка.
На вопрос, пошёл бы он на СВО, не будь приказа, Артём без колебаний отвечает утвердительно. Ведь его прадед в годы Великой Отечественной сражался под Ленинградом и отдал жизнь за этот город. Сергей Григорьевич Кириллов был призван в 1941-м из Башкирии, воевал на Волховском фронте, защищал Ленинград, погиб 19 февраля 1942 года, был похоронен в братской могиле. К сожалению, впоследствии могила была перенесена, куда именно – выяснить Кирилловым не удалось. Будем надеяться, что помогут местные поисковики, у которых большой опыт в этом деле.
Другой прадед Артёма, Иван Васильевич Степанов, 1913 года рождения, был призван в октябре 1939-го, воевал на Карельском перешейке, после ранения был комиссован, долго трудился на мирной ниве. Будет ли продолжателем военной династии сын Артёма, второклассник Ваня, сейчас сказать трудно, но до начала СВО, когда они больше проводили времени вместе и Артём при возможности брал мальчика с собой на службу, тот проявлял явный интерес к военной технике. «В день бригады, который отмечается 1 мая, а также в день танкиста мы обычно позволяем всем детям лазать по танкам, даём пострелять холостыми, организуем для них познавательно-развлекательную программу. Сейчас с сыном видимся только дважды в год, во время моих коротких отпусков, так что влиять на его профессиональный выбор пока не получается. После победы займусь его воспитанием плотно, но заставлять не собираюсь, как и мой отец в своё время не принуждал к этому меня». В 1990-е годы не было компьютеров и гаджетов, и Артём старался проводить каждую свободную минуту с отцом в части. Вспоминает, что тот однажды позволил ему, шестилетнему пацану, взяться за штурвал танка Т-80. Восторгу мальчика не было предела.
В первые часы спецоперации, двигаясь в составе колонны по Белгородской области в сторону госграницы, Артём Кириллов обратил внимание на местных жителей, протягивающих танкистам нехитрое угощенье. Позже Артём понял: «Гражданские понимали суть происходящего лучше и старались поддержать нас. Мы-то думали, что постоим на границе для устрашения неделю-другую, ну месяц, и всё закончится. Нас же не информировали обо всём, что происходит, чтобы исключить разглашение. Ещё поразил случай: в одном из населённых пунктов навстречу нам со слезами вышел дед. Выяснилось, что родные отправили его за хлебом, а сами сбежали вглубь Украины, бросив престарелого человека на произвол судьбы. Мы дали ему продуктов, успокоили, как могли. Потом навещали, подкармливали, кололи дрова, общались. На подконтрольных территориях остаются в основном пожилые люди, которым некуда пойти. Жалко было видеть их дома, которые противник расстреливал из артиллерии, FPV-дронов.
Жена Артёма Ирина практически с первых дней включилась в сбор гуманитарных грузов для отправки на передовую. Младшей дочери было всего десять месяцев. Её и дошкольника Ваню Ирина старалась везде брать с собой. Об Ирине Кирилловой как об одном из руководителей фонда помощи «Выборгский рубеж» часто говорится в публикациях. А познакомились с ней журналисты во время погрузки самодельных буржуек для отправки на передовую зимой 2023-го. Ирина тогда руководила погрузкой, держа на левой руке дочь, правой – за руку сына. «Пока мы больше месяца не могли выйти на связь, наши жёны тут буквально на ушах стояли, – вспоминает Артём. – При первой возможности каждый из нас звонил домой и просил передать остальным: всё в порядке». Пока муж дома, в отпуске, Ирина старается, конечно, быть с ним, но продолжает на складе паковать очередную партию грузов к отправке на передовую.
«Дочка Кирилловых, Марго, растёт как гуманитарный ребёнок, на складе, – продолжает тему председатель попечительского совета фонда «Выборгский рубеж» Елена Кярема. – Вместо игрушек она составляла пирамидки из разноцветного скотча, уже сейчас, в свои четыре года помогает взрослым клеить коробки. Кто из нас пожелает такого детства своему ребёнку? Но что делать – отец на передовой, мать на складе. Ирина – настоящая боевая жена настоящего боевого офицера».
Ухаживал молодой человек за своей будущей женой практически по ночам: допоздна на службе, а потом мчался в Выборг, ожидал, пока Ирина закончит работу в кафе, под утро отвозил её домой и возвращался к утреннему построению. Спать приходилось урывками. И так – больше года. Писал стихи, дарил цветы – однажды принёс 101 розу, катал на танке, при каждой возможности, когда выдавался выходной, вдвоём ездили в Петербург, гуляли, ходили по музеям. На память о букетно-конфетном периоде остался огромный игрушечный медведь, которого Артём тащил из Петербурга в общественном транспорте и с которым его чуть не забрали в полицию. Так получилось, что они уже назначили день свадьбы, было куплено платье, и только потом последовало предложение руки и сердца. День рождения семьи вот уже десять лет Кирилловы отмечают 5 сентября.
Пока Артём был в отпуске, повидать его приехали родители и сестра с Дальнего Востока и Башкирии. Но отпуск закончился быстро, расставаться было грустно: «В детстве я половину лета проводил у бабушки с дедушкой в Башкирии. Очень тяжело было уезжать от них домой на Дальний Восток, где ждала школа, уроки. Потом, когда стал курсантом, каникулы стали короче, уезжать после них стало ещё труднее». Артём говорит, что самое сложное для него – быть вдали от дома. Вспоминает, что первое время на СВО очень хотел шоколадку. Однажды на окраине поля увидел побеги дикого чеснока – тоже зашли в удовольствие. В ожидании приезда мужа в очередной отпуск Ирина, конечно же, приготовила его любимые лагман и сырный пирог. Причём умудрилась утаить повод даже от детей, чтобы встреча с отцом стала сюрпризом: «Я сказала детям, что мне надо поработать на складе. А потом вернулись уже вместе с папой. Дочка не отходила от него ни на шаг несколько дней, сын взрослее, поэтому уже ведёт себя посдержаннее».
Жена офицера тоже бывала на Донбассе – в прошлом году с гуманитарной колонной. По счастливому совпадению подразделение Артёма как раз находилась на переформировании, и им удалось встретиться. «В 2023-2024 до нас мало кто добирался: слишком опасное направление. Но военкоры бывали. Правда, в ту же ночь пришлось экстренно менять дислокацию пункта управления, который засёк неприятель. Как говорится, лучше бы уж и не приезжали» – говорит Артём. Первый орден мужества Артём Кириллов получил в 2022-м. «В самом начале спецоперации я как наводчик выявил колонну «буцефалов» (бронетранспортёров ВСУ), три танка и БМП – всё это мы уничтожили. В 2023-м получил медаль «За храбрость» 2-й степени. Тогда я разрабатывал методику ведения штурмовых действий, в ночное время управлял действиями подразделения. Потом была ещё и ведомственная награда – «За боевые отличия», – рассказывает он. Остаётся только догадываться, как им там, на передовой, удаётся выдерживать большое напряжение, когда в течение нескольких суток нет возможности поспать, восстановить силы. Он говорит, что дремал урывками, по пути в штаб и обратно. Правда потом, когда позволила обстановка, командир отправил его передохнуть.
Газета «Выборг».
Фото издания «Выборг».
