Давно отгремели бои Великой Отечественной, но сколько ещё трофеев таит в своих глубинах ленинградская земля, обильно политая кровью, начинённая металлом, в не заживших до сих пор ранах – воронках от снарядов. Осенью и зимой 1941 года тяжёлые бои, решающие судьбу блокадного Ленинграда, шли на тихвинской земле. В этих кровопролитных сражениях наши войска понесли значительные потери: за время тихвинских оборонительной и наступательной операций, по статистике, здесь полегли около ста тысяч красноармейцев.
Тысячи погибших остались в этой земле навеки. Их имена возвращает стране поисковый отряд «4 Армия» Тихвинского района Ленинградской области. Во время полевых экспедиций на местах былых боёв волонтёры находят и поднимают из земли останки красноармейцев и затем, если удаётся найти личные вещи павших, ведут кропотливую работу по установлению имён героев и поиску их родственников. А 22 июня на воинских мемориалах в торжественной обстановке предаются земле останки безымянных и обретших своё имя бойцов, погибших в боях. За прошедшие десять лет поисковики восстановили и увековечили более 1700 имён красноармейцев на мемориальных плитах братских воинских захоронений Тихвина и Тихвинского района – на Николиной Горе, в деревнях Заручевье, Клинец, Харчевня, Свирь, посёлках Берёзовик, Липная Горка, Новоандреево. Поисковый отряд «4 Армия» является структурным подразделением центра военно-патриотического воспитания тихвинского молодёжно-спортивного центра. Здесь есть свой музей боевой славы, где все экспонаты – находки с мест сражений, обнаруженные поисковиками. С 2015 года командиром поисковиков стал Михаил Павлов. За шесть полевых сезонов волонтёры отряда «4 Армия» подняли из земли останки 205 бойцов. 201 красноармейца перезахоронили на воинском мемориале «Братское кладбище» на Николиной Горе в Тихвине, двоих бойцов – в деревне Сарожа. Останки ещё двух солдат переданы родственникам и захоронены на их малой родине. Плацдарм для работы у поисковиков огромный. Осенью-зимой 1941 года под Тихвином тяжёлые бои с большими потерями шли во всех направлениях: Мелегежа, Усть-Шомушка, Берёзовик, Бор, Астрачинский рубеж – именно здесь был остановлен враг. Весной 1942 года, после того, как бои откатились на запад и оттаял снег, были созданы специальные команды, которые собирали в округе погибших бойцов и хоронили их по-людски. В 1949 году эти захоронения были укрупнены. Много красноармейцев лежит под мемориалом «Звезда» на площади Свободы, а на братском кладбище на Николиной горе на сегодня похоронены более четырёх тысяч погибших под Тихвином бойцов. Немцев в тех боях тоже полегло немало. Для них организовали отдельное кладбище в посёлке Сологубовка Кировского района Ленинградской области.
Установить личность помогает солдатский, так называемый смертный медальон – бакелитовый футляр, в котором у бойца должна храниться записка с данными её владельца, включающими фамилию, имя, отчество, звание, год и место рождения и прочие сведения. Но фактически не каждый солдат его имел, у кого-то записка была так и не заполнена. После гибели бойца медальон забирали в штаб, а бойца хоронили или оставляли на поле боя безымянным. В 1942 году медальоны упразднили, их заменила красноармейская книжка. Но даже если тихвинские поисковики и находят рядом с останками солдатский медальон, установить имя бойца им не всегда удаётся. Иногда стоит только достать записку из капсулы, как она, истлевшая от времени, тут же рассыпается в руках. Поэтому, если получается её прочитать, – это большая удача. А без неё или каких-то других именных вещей, военных наград шансов вернуть имя погибшему практически нет. Поисковики вспоминают случай, когда во время экспедиции они нашли чудом уцелевший среди личных вещей солдата кусочек фотографии со словами «на память А.Кобзарю». Начали изучать архивные документы, сверять списки и установили, что подразделение красноармейцев с бойцом А.Кобзарем в составе пропало без вести в боях под Тихвином. Численность подразделения и найденных останков совпала. Так был установлен и увековечен ещё десяток имён погибших солдат. В 2017 году в ходе полевой экспедиции на восточной окраине Тихвина – до войны это была территория совхоза – поисковики нашли останки красноармейца. Его смертный медальон удалось прочитать – он принадлежал бойцу Алексею Кондракову – и найти родственников погибшего. Всё, что было известно близким о нём: пропал без вести в 1943 году где-то под Новгородом. В торжественной обстановке останки героя были переданы его внуку для перезахоронения на малой родине.
«Бывает и так в экспедиции, что заранее, по картам, определили место, где по всем расчётам, поиски должны стать результативными. Идём по лесу с миноискателем», – рассказывает о специфике поисковой работы командир отряда, – до сих пор видно, что здесь шли тяжёлые бои. Воронки, осыпавшиеся блиндажи, землянки. Копаем шурф, потом расширяем его, а там – практически ничего. Случается и наоборот: не рассчитываем на многое, а результат раскопок превосходит все ожидания. Так было, когда неожиданно обнаружили останки 57 бойцов и командиров, захороненных в апреле 1942-го». Случаются и опасные находки. В середине 1990-х годов в лесу недалеко от Боровинки поисковиками был обнаружен огромный склад с боевыми снарядами времён Великой Отечественной войны. При этом его входная дверь была заминирована. По оценкам сапёров, если бы этот арсенал взлетел на воздух, ближайший микрорайон снесло бы начисто. По чистой случайности склад не был обнаружен прежде черными копателями грибниками или просто любопытными.
Поисковики работают с обобщённым банком данных «Мемориала», центральным архивом министерства обороны РФ – документами военно-пересыльных пунктов, воинских частей о потерях, госпитальными книгами, по крупицам собирая нужную информацию. Изучают историю края, места боев. «На этом пути нас поджидает немало трудностей, – говорит заместитель командира отряда Геннадий Табуреткин, – мы стремимся добиться максимальной достоверности полученных сведений, не раз проверяем добытые архивные данные, но всё равно не застрахованы от ошибок, неточностей. Ведь шла война, на мобилизационных пунктах зачастую записывали фамилии не с документов, а со слов бойца, на слух, путая отдельные буквы. Людям не хватало грамотности, нельзя сбрасывать со счетов и усталость, тёмное время суток, спешку. Немало разночтений и в названиях населённых пунктов, особенно схожих, их спорной принадлежности к тому или иному сельсовету, району. Вкрадывались ошибки и в документы о массовых перезахоронениях погибших бойцов после войны, поэтому в настоящее время установить, кто на самом деле захоронен в данной братской могиле, а кто – лишь предположительно, довольно сложно».
А ещё в активе отряда есть, казалось бы, невероятные случаи – такие, как история одного ордена. В канадском городе Торонто наши соотечественники – выходцы из России организовали военно-исторический клуб, который назвали «191 Стрелковая Дивизия». Она в 1941 году воевала в составе 4 армии, вела бои под Тихвином, затем на Волховском фронте. Участники клуба изучают боевой путь этой дивизии, дошедшей впоследствии до Берлина, устраивают реконструкции боёв, а также выкупают на аукционах и в магазинах Канады боевые советские награды. Восстанавливают по номеру награды имя получившего её и с помощью поисковиков из разных регионов Российской Федерации разыскивают потомков награждённых солдат и офицеров, чтобы передать им утраченные ранее ордена и медали. Проводится большая, кропотливая работа, боевые награды проделывают длинный путь через океан, возвращаясь в нашу страну. Например, за 2022 год реконструкторы из Канады передали в Россию в семьи родственников героев войны 23 боевых награды. Один из выкупленных за океаном орденов – Красной Звезды – передали семье танкиста Георгия Жарковского. Чтобы найти его родственников, русские канадцы обратились за помощью к поисковикам отряда «4 Армия» из города Тихвин. Вскоре было установлено, что те проживают в Смоленской области. При встрече внучка ветерана войны Елена Демидова рассказала, что когда дедушка возвращался с фронта домой, в поезде у него украли чемодан, в котором лежал китель с наградами. Так что Георгий Алексеевич всю жизнь прожил без своих боевых наград. А кроме ордена Красной Звезды он был награждён ещё орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За боевые заслуги». В 1997 году ветерана не стало. Но орден Красной Звезды всё-таки вернулся к нему, хоть и после смерти, благодаря усилиям десятков неравнодушных людей, в том числе и поисковиков -тихвинцев.
Е. Андриевская.
На снимках: командир поискового отряда Михаил Павлов; никто не забыт, ничто не забыто.
Фото издания «Дивья».

