Главная Новости Их имена – в истории школы

Их имена – в истории школы

Автор: Балтийский луч

Известность школьного музея в посёлке Ропша Ломоносовского района Ленинградской области давно перешагнула границы самой школы, населённого пункта, района. Благодаря исследовательской деятельности учащихся под руководством педагога-библиотекаря Галины Владимировны Маркиной музей вырос в творческое объединение «библиотека-музей» Ропшинской школы, которое достойно представляет свои проекты на различных уровнях, получая заслуженные награды и признание. Сегодня мы предлагаем рассказ-экскурсию, подготовленную участницами объединения  Миланой Мальцевой, Анастасией Балан и Маргаритой Бариновой совместно с учителем начальных классов Ксенией Сергеевной Анцифировой, посвящённую учителям-фронтовикам.

Кто-то мудрый сказал: «Душа человека становится звездой после смерти и гаснет, если о ней забывают на земле». Нам захотелось, чтобы на небе появились звёзды, символизирующие души ропшинских учителей, оставивших неизгладимый след в сердцах своих учеников. Каждый год мы отмечаем день Победы. Каждый год в нашу школу приходят ветераны и рассказывают о тех, кто погиб на линии огня, на трудовом фронте. Свою работу мы решили посвятить учителям, знавшим о войне не понаслышке, прошедшим сквозь её пламя от начала до конца.

До начала Великой Отечественной войны директором школы в посёлке Ропша был Иван Иванович Терешенков. В одном из документов школьного музея говорится о том, что в период директорства Ивана Ивановича в 1939-1940 годах было построено типовое двухэтажное деревянное здание школы, покрытое красной кровлей. Иван Иванович сумел сплотить учительский коллектив, нацелить его на решение задач воспитания и обучения ребят. Дух творчества пронизывал все мероприятия школы, многие учителя работали с огоньком, оживилась внеклассная и внешкольная работа. Ропшинская школа несколько раз подряд добивалась самой высокой успеваемости в районе, несколько раз награждалась переходящим знаменем. Иван Иванович Терешенков, не покладая рук, трудился в школе, первое время даже жил в школьной мастерской. По воспоминаниям учителей, Иван Иванович был рачительным хозяином, все отмечали его необычайное трудолюбие и умение решать любые школьные задачи. Когда началась Великая Отечественная война, Иван Иванович Терешенков одним из первых записался добровольцем на фронт, чтобы защищать отечество. Его семья не дождалась его с фронта – он погиб на войне, как и многие его коллеги. В трудных послевоенных условиях его жена, Анна Ивановна Терешенкова, одна воспитала пятерых детей. Дочь Лилия окончила 7 классов школы, а Тамара и Игорь закончили 10 классов школы. Игорь закончил биологический факультет университета в Казани. Долгое время Анна Ивановна Терешенкова работала поваром при школьном интернате.

Начало нового 1941-42 учебного года совпало с годами оккупации ропшинской земли. В одноэтажном здании старой школы разместилось немецкое казино, в двухэтажном – немецкое общежитие. Ропша была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 19 января 1944 года в ходе наступательной операции «Январский гром».

 В 1946 году директором Ропшинской семилетней школы был назначен Александр Степанович Андросов, бывший фронтовик. Он возглавлял её по 1952 год, а позже работал преподавателем истории и труда. Сегодня трудно представить, в каких тяжёлых условиях пришлось Александру Степановичу начинать этот первый послевоенный учебный год. Ученикам вместо тетрадей выдавали по двойному листику, в клетку и в линейку. Писали ученики карандашами, когда лист был исписан, карандаш стирали и на листе вновь писали. Вспоминает бывшая ученица первого послевоенного класса В. Ф. Фомина: «Часто, когда нам не хватало листиков, в ход шли старые газеты, на которых мы записывали материал между строк. Уже позже стали писать деревянными ручками со вставленными в них стальными перьями. Лучшим считалось перо № 8, так как им можно было писать с правильным нажимом. Чернила наливали в чернильницы, которые устанавливались в специальном углублении на партах. Обмакнув перо в чернила, можно было написать два-три слова. Таким вот интересным способом ученики прошлых лет писали в своих тетрадях». Учебников тоже было мало, поэтому их распределяли на трёх-четырёх, а то и больше учеников, которые жили недалеко друг от друга и могли передавать друг другу книги. Когда учебников не хватало даже таким образом, то учащиеся оставались в школе после уроков и выполняли домашнее задание. Парты были коричневыми, с чёрным верхом. Их не хватало на всех учеников, поэтому сидели по три человека за одной партой. Доски тоже были чёрные. Чуть позже в школе появились цветные карандаши, а примерно в 1950 году – невиданная доселе роскошь – физическая карта Европы. У школьников послевоенных лет в памяти осталось постоянное чувство голода. Питание – как учащихся, так и учителей – было скудное. Мешок картошки стоил 800 рублей – это была месячная зарплата учителя. Несмотря на эти трудности  педагогический коллектив работал дружно, а ученики с большим желанием тянулись к знаниям. Зимой, а зимы в те годы были суровыми, ученики и учителя в помещении школы сидели в тёплой одежде, платках, шапках, валенках. Печки топили сырыми дровами, которые заготавливались в лесу. Заготавливали дрова школьные технички. На плечи этих женщин легла не только тяжёлая работа по заготовке дров, но и сена для школьной лошади, а также веников для уборки школы. Занятия в тёмное время суток проходили при керосиновых лампах. Окна замерзали, от дыхания поднимался пар. Чтобы чернила не замёрзли, ученики согревали их своим дыханием. Но удивительно, несмотря на это, почерк у большинства ребят вырабатывался красивый. На первых порах в школе было много переростков – нередко 7 классов заканчивали юноши и девушки в возрасте 20 лет, и порой сразу после школы создавали семьи. Общая успеваемость в школе в эти годы колебалась от 75 до 85 процентов, погони за 100-процентной успеваемостью по понятным причинам не было. Большим подспорьем был пришкольный участок, где сажали картофель. На пищевых отходах  столовой интерната выращивали поросят. Незаменимым помощником во всех хозяйственных делах был конь по кличке Орлик. А когда он от старости умер, его заменил Мальчик. Ухаживал за лошадьми Иван Григорьевич Лукиных, бывший кавалерист. После ранения на фронте Иван Григорьевич прихрамывал, как прихрамывал и его подопечный Орлик. При школе был открыт интернат, который размещался на втором этаже. Это была необходимость, так как в школу съезжались дети из отдалённых деревень, а возможности ежедневно возвращаться домой у них не было – автобусы в то время не ходили.

Тяжёлые условия жизни тех лет способствовали значительной текучке учительских кадров. Александр Степанович Андросов сумел добиться выделения двухэтажного дома для учителей. Дом этот служил учительским семьям верой и правдой 17 лет. Будучи директором Ропшинской школы Александр Степанович столкнулся со многими трудностями, но сумел их преодолеть и многое сделал для улучшения школьной жизни. В 1965 года Александр Степанович Андросов скончался  и был похоронен на Ропшинском кладбище 

Продолжение следует.

Подготовила И.Алтаева.

Фото из архива школьного музея

Фото сверху: Макет школы, построенной при Н.Н. Терешенкове

Первый послевоенный директор А.С. Андросов
Директор И.И. Терешенков (в центре) с учителями школы

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.