В 2024 году исполнилось 190 лет со дня основания первенца среднего профессионального лесного образования России – Лисинского лесного колледжа, расположенного в Тосненском районе Ленинградской области. История Лисинского лесного колледжа, или Лесной школы, – это значительная часть истории развития российского лесного образования, науки и практики, егерского искусства, истории царских и великокняжеских охот. В тридцатых годах прошлого века Лесная школа была переведена в Ораниенбаум (ныне город Ломоносов) как Лесотехнический техникум, но в 1934 году учреждение было возвращено в Лисино.
История этого учебного заведения началась в декабре 1834 года, когда по инициативе министра финансов России Егора Канкрина было учреждено Егерское училище на территории Лисинского учебного лесничества. «Обучение лесному делу – важная государственная задача, потому как страна с такими обширными лесами должна вести экономически правильное лесное хозяйство, дабы доход получать в казну государственную и леса умело возращивать», – считал Канкрин.
В положении об учреждении Лисинского учебного лесничества, утвержденном подписью императора Николая I было предписано: «В Егерское училище… кроме помещичьих людей, могут также поступать люди свободных состояний». Правила обучения и проживания воспитанников Егерского училища предписывали следующее:
«…обучение всем наукам должно происходить в лучших условиях, дабы воспитать надлежащие чувства в учениках и уважение к делу лесной практики».
Обучение в училище велось на условиях казенного содержания и «своекоштного», то есть и за свой счет. Все ученики обеспечивались форменным обмундированием, «для единообразия егери должны носить куртки и брюки травяного цвета и иметь серую шинель и шубу, а также должны иметь достаточное количество белья». В Лисинское егерское училище принимали молодых людей в возрасте от 18 лет на два или на четыре года обучения. Поступающих, непременно добропорядочного поведения, испытывали на знание арифметики, правил письма, чтения. В случае дурного поведения воспитанники исключались и оправлялись за свой счет восвояси. О неспособных и ленивых пансионерах уведомляли тех, «на счет коих они содержатся, для взятия их обратно».
Егерское училище находилось в полном подчинении начальника учебного лесничества и под ближайшим надзором обер-егеря. Уроки в нем вели ученые лесничие и старшие практиканты. Будущие лесничие учили правила лесоводства, черчение, арифметику, правила составления счетов и ведомостей, русскую грамматику, азы геометрии и стереометрии, правила измерения земли и нивелировки, егерское искусство, Закон Божий, лесную таксацию и ботанику. Практические занятия включали обязательные работы по сеянию и посадке деревьев, разделению на лесосеки, клеймлению деревьев, обработке лесосек, занятиям егерской практикой (охотой) и прочие лесные работы. Воспитанники егерского училища участвовали во всех практических занятиях практикантов Лесного института, что обеспечивало высокий уровень практических навыков. По окончании училища выпускник получал аттестат о приобретенных знаниях при соответствующем поведении. Курс четырехгодичного обучения обеспечивал возможности работы выпускников Егерского училища в должности лесного кондуктора (таксатора) или помощника лесничего.
После двенадцать лет практической работы выпускники егерского училища назначались на пересдачу экзаменов компетентной комиссии преподавателей в Лисино и после успешно выдержанного испытания повышались в должности. Через двадцать лет безукоризненной работы по лесной части выпускники Егерского училища производились в чин прапорщика корпуса лесничих, а по межевой части – в классные топографы.
В 1843-1845 годах был выстроен новый двор Егерского училища взамен деревянных построек Егерской слободы. Строительные работы были выполнены по проекту и под руководством архитектора Александра Куцы. Два здания двора егерского училища сохранились и сегодня. Эскизы для проекта зданий двора Егерского училища были прорисованы позже архитектором Николаем Бенуа, а проект перестройки зданий был выполнен в 1858 году Альбертом Кавосом, архитектором императорского двора в Санкт-Петербурге.
Лисинское егерское училище снискало заслуженный авторитет и славу лучшего в России учебного заведения для обучения простых людей. В разное время здесь преподавали лесные науки учителя, чьи имена вошли в анналы российской лесоводственной науки и практики: Г.Ф. Морозов, М.М. Орлов, Ф.К. Эрдман, М.К. Турский, Е.П. Стульчинский, Д.М. Кравчинский и многие другие.
Вот несколько строк из «Воспоминаний лисинца. 1898 г.», чьи были опубликованы в нескольких номерах «Лесного журнала»: «… при мне приехал преподавателем Митрофан Кузьмич Турский. Преподавал он русский язык, лесоводство и лесоустройство с таксацией. Вот человек, который восторгался своими предметами! Многому мы научились от Митрофана Кузьмича. С редким усердием, будучи тогда молодым человеком, он посещал классы, внося в них новое и интересное. Он умел определять способности учеников и давал каждому такую работу, что, исполняя ее, нельзя было не узнать и не изучить предмета. Его экскурсии в лес были для нас всегда желанными».
Воспитанники Митрофана Турского – это целое поколение замечательных лесоводов. В числе его учеников
В.Р. Вильямс, Г.Н. Высоцкий, Э.Э. Керн, А.П. Молчанов, Н.С. Нестеров, Л.И. Яшнов – исследователи и ученые, посвятившие свою жизнь лесоводственной науке и практике.
Имя Дмитрия Михайловича Кравчинского (1857-1918 гг.) вписано в историю Лисино особой строкой. Он учился в Земледельческом институте, работал на кафедре лесной таксации, на два года был командирован в Германию, а по возвращении в Санкт-Петербург, работает на кафедре лесоустройства в Санкт-Петербургском лесном институте. А в 1855 году Дмитрий Михайлович навсегда связал свою жизнь с Лисино, которое стало для него домом, лабораторией, местом его забот и вдохновенного труда.
Авторитет Кравчинского был чрезвычайно высок, профессора называли его лисинским отшельником, а его ученики – большим лесничим и совестью лесной России. Главным принципом работы Д. Кравчинского была забота об улучшении качества леса по составу, приросту, устойчивости. Он ввел понятие «хозяйственные типы насаждений» и первым осуществил лесоустройство с учетом этих категорий.
Работая в Лисино, Кравчинский активно делился своим опытом и знаниями с профессиональным лесным сообществом на страницах «Лесного журнала», на лесных съездах и конференциях. Генерал Корпуса лесничих, статский советник, почетный член-корреспондент Императорского лесного института, Дмитрий Кравчинский был одним из самых авторитетных лесничих России. Лисинское учебное лесничество стало образцом ведения правильного и рачительного лесохозяйствования.
События революционного переворота 1917 года повлекли за собой кровавые расправы, преследования и бесчинства. В Лисино настал период безвластия и беспорядков, шли самовольные рубки на пробных площадях, отвергались всякие правила и законы, предавалось анафеме имя русского императора-освободителя Александра II. Все это повергло Кравчинского в глубокое уныние и послужило причиной его трагического ухода из жизни в октябре 1918 года.
После 1917 года усадьба Лисинского учебного лесничества, включая и Лесное училище, прекратила привычную активную учебную и практическую деятельность. Учебные корпуса оказались закрыты, помещения Императорского охотничьего дворца спустя несколько лет были приспособлены под общежитие для студентов Лесного института на время летних практик, интерьеры утрачены, церковь закрыта и разорена. Лесное училище было переведено в Ораниенбаум(ныне город Ломоносов) как Лесотехнический техникум, но в 1934 году было возвращено в Лисино, в здание корпуса для практикантов. С 1941 по 1944 годы поселок Лисино-Корпус был оккупированнемецкими войсками, техникум прекратил свою работу и только в 1946 году учебное заведение вновь открыло свои двери.
Сегодня Лисинский лесной колледж – это современное учебное заведение с глубочайшими традициями. Молодое поколение специалистов обучается под руководством опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, опираясь на глубокие исторические традиции и опыт в условиях внедрения современных образовательных стандартов, инновационных технологий и методик
Л. Шаульская,
заведующая учебным музеем истории российского лесоводства.
На снимках: лесной техникум.
Фото: газета «Тосненский вестник».
