Когда перед транспортной реформой в Ленинградской области я выпускал обзорные посты про те изменения, которые планируются после вступления в силу этой самой реформы, 486 маршрут был одним из немногих, за который можно было похвалить областной комитет по транспорту. Напомню, что максимальное количество автобусов планировалось увеличить с 5 до 8, а максимальный интервал движения должен был составлять 32 минуты. На днях я решил проверить, а что мы – жители Ломоносовского района Ленобласти и потенциальные пользователи областного общественного транспорта – имеем по факту.
Примерно в восемь часов утра я отправился параллельно с автобусом № 486 по его маршруту, который стартовал от метро Проспект Ветеранов в Санкт-Петербурге. Поскольку я ехал на машине, то автобус этот я, конечно, обогнал. Первый автобус с таким же номером попался мне навстречу в районе проспекта Будённого. И уже стало понятно, что максимальный интервал 32 минуты между 486-ми автобусами не выдерживается. Второй встречный 486-ой попался мне уже в посёлке Стрельна, и тут, похоже, интервал составил не более 20 минут от предыдущего. Следующий автобус
№ 486 встретился мне только в посёлке Ропша Ломоносовского района, и тут опять интервал был явно более 32 минут. Так я доехал до деревни Кипень и больше автобусов не увидел. То есть всего 4 автобуса – столько же, сколько их и было до нового 2025 года. Только в 2024 году на этой же трассе работал ещё и маршрут 650а. А с нового года, за счёт планируемого увеличения количества автобусов, 650а перевели в сезонный режим, то есть на данный момент он на линию не выходит. Я остановился на обочине в районе Кипени, чтобы дождаться 486-го автобуса, одновременно с которым я выехал от метро Проспект Ветеранов, и тут увидел, что откуда-то со стороны Кипени выехал пятый автобус с таким же номером. Впрочем, при полном выпуске пять их становилось и в прошлом году. Справедливости ради надо сказать, что вечером этого же дня на сервисе Яндекса я увидел, что на линию вышел и шестой автобус № 486. Но параллельно на маршруте всё равно их работало не больше пяти. Вывод: при слаженной одновременной работе пяти автобусов №486 возможно обеспечивать заявленный максимальный интервал между их движением в 32 минуты, то есть выполнять условия контракта. При этом, не стоит забывать, что даже небольшой сбой в движении может привести к увеличению интервала, что и пришлось мне наблюдать во время мониторинга маршрута 486. В идеале хотелось бы, чтобы интервалы между автобусами были менее, чем раз в полчаса, как сейчас составлено расписание. Хотя переполненности автобусов пассажирами я не заметил. Тут, думаю, сказалось то, что жители деревни Горбунки буквально отвоевали маршрут 486в, который хотели закрыть вместе с 650а.Что ж, люди, конечно, ожидали лучшего в ситуации с маршрутом 486, но сегодня они рады и тому, что хотя бы не стало хуже. Теперь хочу сказать несколько слов об одном из немногочисленных новых маршрутов в Ломоносовском районе, появившемся в рамках областной транспортной реформы – о маршруте 479. Он соединяет деревню Ретселя с железнодорожной станцией Красное Село. Планировался этот маршрут давно, но, видимо, желающих его обслуживать не находилось. И только в рамках реформы его принялся обслуживать «Вест-Сервис». Маршрут 479, призванный компенсировать закрытый на участке от деревни Ретселя до посёлка Виллози маршрут автобуса 636, стартовал 3 января. Но мне всё-таки кажется, что можно было оставить 636-й до деревни Ретселя с его большим территориальным охватом. Правда, введение 479-го обеспечивает регулярность на участке от деревни Ретселя до посёлка Виллози. Автобусы стали более частыми и предсказуемыми, на линии одновременно работают 2 машины. Поэтому нет однозначной оценки маршрута 479: есть свои плюсы и минусы.
Теперь – о ценах и оплате автобусных поездок по Ленобласти. С 6 февраля произошло очередное подорожание стоимости проезда на областных маршрутах. Точнее – выпущен приказ, устанавливающий предельные тарифы на проезд в общественном транспорте, а перевозчики могут сами устанавливать любые тарифы за проезд, не превышающие предельные. Само собой, перевозчики сразу же повысили стоимость до предельной. Проезд на общественном транспорте в Ленобласти подорожал в среднем на 10-15 процентов, но есть явные рекордсмены: маршруты 401 и 402, проходящие по Ломоносовскому району, где стоимость проезда поднялась на 32 процента. Для наглядности возьмём пример среднестатистического жителя, к примеру, деревни Гостилицы, который работает в районе метро Проспект Ветеранов, то есть на метро ему тратиться не нужно. До нового года он зарабатывал в месяц 75000 рублей, а в 2025 году ему подняли зарплату до 80000 рублей. Такой человек пользуется автобусом №639а дважды в день, примерно 22 дня в месяц. Проезд на маршруте подорожал со 150 до 179 рублей. Таким образом, до подорожания человек тратил на проезд в среднем 6600 рублей в месяц, а после подорожания выкладывает 7876 рублей ежемесячно. Тут кто-то скажет, разница – чуть больше 1000 рублей в месяц, а зарплату прибавили на 5000. Но если к транспортным расходам прибавить увеличение тарифов на ЖКХ, медицину, образование, на продовольственные товары – ощутимо будет. Кредиты тоже не дешевеют. И получается, что жизнь ухудшилась даже у человека со средней зарплатой, которую ещё и повысили, а что уж говорить о незащищённых народных слоях.
Отдельная песня – это оплата проезда в автобусах. Как правильно это сделать, какие карты принимаются, а какие нет – разобраться народу трудно. Информации мало, и часто водители сами ею не владеют. Для зонной оплаты банковской карточкой надо дважды прикладывать её при входе и при выходе из автобуса. Но многие об этом просто не знают и платят за весь маршрут. Более того, много случаев, где валидаторы не настроены, и даже при повторном прикладывании с карт граждан списывается полная стоимость. Пожалуй, сейчас больше всего жалоб на это безобразие. И посоветовать тут можно только ещё больше жаловаться: вплоть до судебных процессов
Из истории общественного транспорта
Национальная транспортная ассоциация (НТА) прекратила выпуск автобусов
по Ленинградской области
и Санкт-Петербургу следующих марок:
ЛиАЗ-5293 – последний автобус этой марки встал на прикол в Гатчине.
ПАЗ-3203 – последние автобусы этой марки работали в Ломоносовском районе на маршруте 687 и в Тосненском районе на маршруте 320.
ПАЗ-3204 – последний собственный автобус работал 31.12.2024
на маршруте 639б. Сейчас такие машины – на маршруте 678, но числятся за филиалом АТП Барс-2.
ПАЗ-4234 – эти машины можно
было увидеть в Санкт-Петербурге
на маршруте 205.
Теперь это всё в прошлом и основной выпуск НТА в Ленобласти обеспечивают новые автобусы марки ПАЗ Вектор Некст.
А.Маркин.
Фото автора.







