Главная Наш край Малая дорога достойна большего

Малая дорога достойна большего

Автор: Балтийский луч

Сегодня мы вернёмся к обсуждению важной темы, которую поднял на страницах газеты «Балтийский луч» читатель Юрий Антонович Поливанов. Отталкиваясь от материала в газете за 2 февраля 2024 года о том, что власти Ломоносовского района Ленинградской области и города Ломоносов Санкт-Петербурга ведут переговоры об изменении месторасположения памятного знака «Малая дорога жизни», он спрашивал – достигнуто ли соглашение, установлены ли памятные знаки, где именно, чтобы знать и внукам показать.

Юрий Антонович с болью говорит о том, что каждый раз, когда он едет в посёлок Большая Ижора Ломоносовского района мимо памятной стелы «Малая дорога жизни» у Краснофлотского шоссе, у него сердце сжимается от неухоженного вида  этого знака, к которому «не подъехать,  не подойти, чтобы поклониться и положить цветы». Вся грязь и брызги  с интенсивной  автомобильной трассы летят прямо на памятный знак. Автор обращения в редакцию газеты «Балтийский луч»  предлагает  разместить памятный знак  в центре  Большой Ижоры, так как Малая дорога жизни  в годы Великой Отечественной войны проходила  через посёлок  к фортам «Красная Горка», «Серая лошадь» и далее. «Обновлённый памятный знак,  считаю,  надо разместить в сквере напротив дома  №11 по Приморскому шоссе, где находится библиотека. Тогда знак будет виден отовсюду и доступен любому человеку, в том числе и с ребёнком, школьникам и тем более ветеранам.

К нему можно будет подойти,  возложить цветы, почтить память ветеранов, воинов, жителей блокадного Ленинграда», — говорит ветеран вооружённых сил. Как вариант № 2 Юрий Антонович просит рассмотреть и такое размещение памятного знака: на расстояние 2,3 километров  по шоссе в сторону посёлка Большая Ижора на площадку за мостом через железную дорогу справа от шоссе (это уже будет называться Приморское шоссе «41А-007») у берега Финского залива.  Берег там, по мнению Юрия Поливанова,  укреплён валунами и камнями, места достаточно, и для площадки под знак, и для стоянки автотранспорта.  От площадки открывается хороший вид на Финский залив с той стороны,  где проходила по воде и льду Малая дорога жизни. На площадке у знака необходимо   разместить стенды с информацией об истории создания дороги, её функционирования, копиями фотографий тех событий.

Надо отдать должное неравнодушию и настойчивости Юрия Антоновича Поливанова – он отправил свои предложения не только в газету «Балтийский луч», но во многие инстанции, включая правительство Санкт-Петербурга в поисках ответа на вопрос: разработана  или нет концепция исторического проекта «Малая дорога жизни» по распоряжению президента РФ, и где её можно увидеть? Приведём ответ вице-губернатора Санкт-Петербурга Бориса Пиотровского: « Проект «Малая дорога жизни» разрабатывает Музей обороны и блокады Ленинграда, как было поручено президентом России. В мае 2024 года в музее прошла конференция, где обсуждали идеи по реализации этого проекта. Обсуждение вызвало большой интерес. Работа над концепцией продолжается, и результаты исследований уже включаются в экскурсии и образовательные программы музея. Также идёт благоустройство территорий, связанных с проектом. Что касается памятного знака на Краснофлотском шоссе, администрация Петродворцового района работает над его обновлением и возможным переносом. Кроме того, Музеем разработана концепция развития Музея обороны как музейно-научного и просветительского центра истории обороны и блокады Ленинграда, которой предусмотрено использование всего комплекса зданий Соляного городка. После завершения процедуры передачи помещений в собственность имущественного комплекса их площадь будет расширена, что позволит включить материалы исторического проекта «Малая Дорога жизни» в постоянную экспозицию Музея».

По мнению Юрия Поливанова,   полученный им официальный ответ носит обобщённый характер. «Неужели в год празднования 80-летия Великой Победы  вопрос по памятным знакам «Малая дорога жизни» так и останется нерешённым?» — сокрушается  он.

Полную картину того, на какой стадии находится сейчас решение данного вопроса, по просьбе редакции газеты «Балтийский луч» предоставил председатель координационного совета ветеранских организаций г.Ломоносова   Александр Алексеевич Мишуткин. Он сообщил, что в январе 2023 года на встрече президента РФ В.В.Путина в Санкт-Петербурге с представителями ветеранских организаций города, ветераны подняли вопрос об увековечивании значения Малой дороги жизни в обороне и полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады памятными знаками. По итогам встречи президент РФ  издал перечень поручений, где правительству Российской Федерации совместно с правительствами Ленинградской области и  Санкт-Петербурга вменялось в обязанность разработать концепцию исторического проекта «Малая дорога жизни» и определить источники его финансирования в срок до 30 июня 2023 года. Назначены ответственные: председатель правительства РФ, глава 47 региона, и губернатор Санкт-Петербурга. «Правительством Санкт-Петербурга образована научно-практическая группа при государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, членом которой я являюсь. Группа и разрабатывает концепцию исторического проекта «Малая «Малая дорога жизни»; проводится большая работа в архивах», — рассказывает Александр Мишуткин. В марте 2024 года на свой запрос он получил ответ из администрации Ломоносовского района Ленинградской области, где сообщалось, что по итогам встречи президента Российской Федерации с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда и представителями общественных патриотических объединений во исполнение перечня поручений администрацией Ломоносовского района  издано распоряжение о создании рабочей группы по разработке концепции исторического проекта «Малая «Малая дорога жизни» на территории Ломоносовского района Ленинградской области. Сообщалось также, что администрация готова предложить место установки обновлённого памятника, посвящённого Малой дороге жизни: 47:14:0000000:40791 – точку в границах участка: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования – территории общего пользования, правообладатель – Ленинградская область, в бессрочном пользовании государственного казённого учреждения «Ленавтодор». Однако летом 2024 года данное решение администрация Ломоносовского района отозвала в связи со строительством в этом месте автодороги. И сейчас в полный рост встал вопрос, где найти место под размещение памятного знака. Наиболее оптимальным решением, на взгляд  Александра Алексеевича, было бы установить памятный знак «Малая дорога жизни» на въезде в порт Бронка, с правой стороны за вертолётной площадкой рядом с железнодорожными путями. «Асфальтированная площадка необходимых размеров находится в 40 метрах от вертолётной площадки с удобным для въезда подъездом.  Её посещение для проведения памятных мероприятий не будет мешать производственной деятельности порта», —  считает А.Мишуткин. Все эти соображения он изложил в письме на имя генерального директора ООО «Феникс», порт Бронка А.С.Спирина ещё в октябре 2024 года.  Но сих пор ответа не поступило.

Подытожим? А подытоживать, собственно, нечего. До празднования 80-летия Победы осталось три месяца, а перспектива с размещением памятных знаков «Малая дорога жизни» всё  ещё  туманная: выработана ли концепция, есть ли макет знака, а главное – есть ли места, где их  разместить, до сих пор остаётся загадкой. В качестве реплики, не для подсчёта: по линии «Дорога жизни», проходившей  по Ладожскому озеру, насчитывается около сорока памятников.  Малая дорога жизни отмечена, по большому счёту, тремя: в Лисьем Носу, Кронштадте и у Краснофлотского шоссе в г.Ломоносове.

Из истории. Дорога, связывавшая блокадный Ленинград с Кронштадтом, Ораниенбаумским плацдармом и островами в Финском заливе уже после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов получила название Малой дороги жизни. От Ленинграда до Лисьего Носа грузы доставлялись по железной дороге. От Лисьего Носа в Кронштадт и далее в Ораниенбаум Малая дорога жизни шла по Финскому заливу. Летом переправлялись на судах, зимой по льду на автомашинах и пешком. Поздней осенью 1943 года по Малой дороге жизни на Ораниенбаумский плацдарм была скрытно переброшена 2-я Ударная армия, которая в январе 1944 года нанесла неожиданный и мощный удар по врагу, открывший путь к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

И.Сибирякова.

Фото сверху: Памятный знак в Кронштадте.

Фото из открытых источников.

Памятный знак у Краснофлотского шоссе
Памятник фонарщику, указывающему путь машинам по льду
Малая дорога жизни на карте

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.