Транспортной реформе в Ломоносовском районе Ленинградской области в «Балтийском луче» недавно была посвящена отдельная публикация, из которой следовало, что многие местные жители не увидели улучшения ситуации с пассажирскими перевозками в следующем году. А в некоторых случаях, наоборот, отметили явное ухудшение. Например, в случае с автобусом, который раньше доставлял сельчан в их районный центр город Ломоносов без пересадок, а теперь будет следовать только до Нового Петергофа. О подробностях областной транспортной реформы рассказали представители комитета по транспорту правительства 47 региона в своей группе ВКонтакте. А житель посёлка Новоселье Алексей Маркин предложил свой аналитический материал о том, что, на его взгляд, ожидает жителей Ломоносовского района в новом 2025 году в связи с преобразованиями в работе общественного транспорта.
И так, в группе комитета по транспорту Ленинградской области ВКонтакте сказано, что с 1 января, по просьбам жителей, несколько автобусных маршрутов будут продлены до железнодорожных станций и синхронизированы с электричками до Петербурга и Ломоносова. Это сделают, чтобы пассажиры могли добираться туда быстрее. Там же отмечено, что полномочия по организации транспортного обслуживания в границах муниципальных образований относятся к компетенции органов местного самоуправления. Написать предложения по работе автобусных маршрутов в своём районе предлагается в группе комитета по транспорту: https://vk.com/transportlo. А теперь – аналитический взгляд на организацию транспортных пассажирских перевозок в Ленинградской области, в том числе в Ломоносовском районе, от Алексея Маркина из Новоселья.
— Я давно интересуюсь организацией работы общественного транспорта в нашем Ломоносовском районе. И наблюдая за ней, волей-неволей складывается общая картина того, как обстоят дела на самом деле. Тем более, что я и сам активный пользователь пассажирского транспорта, да и по роду занятий имею некоторое представление об устройстве пассажирских перевозок в Ленобласти и Санкт-Петербурге, хотя и не являюсь профессиональным транспортным экспертом. Вот и сейчас хочу немного порассуждать, чего, возможно, следует ожидать жителям Ломоносовского района в обозримой перспективе в связи с областной транспортной реформой. Конец 90-х – начало 2000-х годов характеризовались взрывным характером развития частных пассажирских перевозок. Бизнесмены старались удовлетворять спрос пассажиров на фоне стагнации государственных унитарных предприятий. Поскольку не было никакого регулирования, частный бизнес чувствовал себя спокойно. То тут, то там появлялись всё новые коммерческие маршруты, которые часто менялись и преображались, ища оптимальный пассажиропоток. И спрос на них был. Именно поэтому из небольших частных компаний типа ЧП «Антошевский» вырастали такие холдинги-гиганты, как сейчас НТА – национальная транспортная ассоциация. На пригородных направлениях в Ломоносовском районе тоже всё было гораздо лучше, чем сейчас. Да, ходили, как правило, ГАЗели и ПАЗики, но ходили часто, и проблем уехать достаточно быстро из любого поселения у людей не возникало. Далее пассажиро-перевозки решили контролировать и систематизировать на государственном уровне. Первая реформа была проведена уже в 2006 году, при которой убрали множество мелких и даже не очень мелких компаний. Они какое-то время сопротивлялись и работали нелегально, но их всё больше зажимали, демпинговали, и работать коммерсантам становилось невозможно. Достаточно вспомнить картину тех времён: у метро «Проспект Ветеранов» на тротуаре стояло в отстое порядка 30 ГАЗелей не самого популярного маршрута К-84. И среди них – ГАЗели ИП «Каретникова», который там изначально работал, какого-то ещё частника и официального ООО «ПитерАвто». При этом билеты в этом транспорте были по 10 рублей, и частенько можно было за такие деньги проехаться в одиночестве, как в персональной машине. Время шло, нелегалы-коммерсанты отпадали один за другим, конкуренция устранялась, а отрасль пассажирских перевозок монополизировалась. И тут в ближайших пригородах Санкт-Петербурга грянул строительный бум. В Ломоносовском районе он начался с Новогорелово, потом новостройки в Новоселье, Аннино, Ванино, в соседнем Красном Селе и так далее. Народ из провинции активно скупал недвижимость, чтоб жить максимально приближённо к большому городу. Людей становилось больше и, казалось бы, пассажиропоток тоже должен был увеличиваться. Но, тем не менее, происходил обратный или почти обратный процесс. Благосостояние народа росло: всё больше людей могли позволить себе личные автомобили. Таким образом, на некоторых направлениях пассажиропоток даже начал падать. За снижением пассажиропотока следовала оптимизация – увеличение интервалов между автобусами. Какие-то маршруты просто закрывались, на других автобусы приходилось ждать очень долго. К концу 2010-х активно начали развиваться сервисы персональной мобильности. Всё больше людей, у кого не было собственного автомобиля, стали выбирать каршеринг либо такси. Особенно это было актуально для ближайших пригородов. Потом случилась пандемия, пассажиропоток ещё более упал, и число машин ещё больше сократилось, интервалы между автобусами опять выросли. Пандемия постепенно поутихла, но объёмы перевозок остались примерно на пандемийном уровне. После случились мобилизация и отток мигрантов, что ещё более усугубило проблему. Теперь уже просто стало не хватать водителей – даже на сохранившиеся объёмы перевозок. Так, на некоторых маршрутах случился настоящий транспортный коллапс. А застройка территорий в Ломоносовском районе новым жильём, заметьте, не прекращалась. И вот уже наше Новоселье постепенно превращается в полноценный город, а с общественным транспортом в нём становится всё хуже. Теперь – о прогнозах на будущее. Считаю, что представители комитета по транспорту Ленобласти – так себе реформаторы. По крайней мере, я как местный житель не могу сказать им «спасибо» за комфорт и удобство при предоставлении мне транспортной услуги, за мои же причём деньги. А в некоторых случаях то, что происходит у нас на маршрутах, можно даже вредительством назвать. И таких, как я, думаю, много. Тем временем народ продолжает заселяться во вновь построенные дома, население Ломоносовского района растёт. При этом, на мой взгляд, и с приобретением частных авто сегодня проблема. Уже сейчас на рынке цены на машины заоблачные, а со следующего года увеличат утилизационный сбор, что приведёт к ещё большему их удорожанию. И люди будут вынуждены пересаживаться на общественный транспорт. Заявленные же объёмы пассажирских перевозок на некоторых линиях на следующий 2025 год, скорее всего, окажутся недостаточными. Кроме того, абсолютно непонятно, как перевозчики будут решать проблему с водителями? Думаю, она тоже будет только усугубляться. Таким образом, тот маршрутный график с нового года, что предлагает нам областной комитет по транспорту, может не вписаться в реальность. И тогда транспортные коллапсы нам обеспечены, причём, не только локальные, но и региональные. Поэтому, на мой взгляд, сегодня представителям комитета по транспорту Ленобласти стоит более вдумчиво прислушаться к пассажирам 47 региона, наладив с ними бесперебойную обратную связь, и не торопиться ставить окончательную точку в транспортной реформе. Кроме этого следует подумать об антикризисных мерах, если что, и будем надеяться на лучшее.
И хорошие новости: уже на 11 маршрутов – 636, 653, 653А, 671А, 672, 673, 681, 688, 689, 691, 691А – вышли новые автобусы ПАЗ Вектор Некст ООО «Вест-Сервис», оборудованные стационарными валидаторами и системами климат-контроля, при этом маршруты 681 и 688 были восстановлены
Подготовила М.Константинова.
Фото А.Медведевой.