Интервью с художественным руководителем Театра на Васильевском Владимиром Словохотовым
Новый сезон для ленинградского областного Театра на Васильевском ознаменован не только премьерными спектаклями, но и важной вехой – 35-летием коллектива. Художественный руководитель-директор театра Владимир Словохотов поделился с нами воспоминаниями о начале творческого пути, размышлениями о значении сцены в жизни людей и планами на 36-й театральный сезон.
Продолжение традиций
– Владимир Дмитриевич, более 30 лет Театр на Васильевском является государственным областным театром. Как сегодня строится ваша работа с Ленинградской областью?
– В этом сезоне мы играем 107 спектаклей в Ленобласти. Представьте, если в году примерно 250 рабочих дней, то половина рабочего времени проходит на выездных площадках. Сейчас в регионе появились замечательные площадки. Практически везде есть свет, звук, тепло. А когда-то мы приезжали со своими обогревателями, потому что в гримёрках было невозможно переодеться.
– Выступления в каких районах Ленобласти вам особенно по душе?
– Я очень люблю Лодейное Поле, Выборгский район, Киришский район. Какой пейзаж, такие и люди. Чистота свободы, чистота взаимоотношений – жизнь в деревне всегда была выстроена на этих принципах. Там нельзя быть плохим или нечестным, ведь дурная слава передается из поколения в поколение.
Вы знаете, я сам из сельской местности – родился в деревне Сергеевка Манского района Красноярского края. Мои родители были учителями. Бабушка была актрисой и оперной певицей до революции. У меня было сельское детство – просто кто-то зимой бегал с клюшкой по льду, а я читал книжки. И артистом стал благодаря случаю. Когда учился в 5-м классе, к нам приехал Канский драматический театр. В клубе не хватало места, чтобы сыграть спектакль. И освободили подтоварник – место, где хранили зерно. Старый барак, построенный из огромных лиственниц. Его вычистили, вымели, поставили скамейки из клуба, включили прожектора. И когда я уловил запах хлеба, а вместе с ним – запах грима, и увидел бесконечно красивые по тем временам костюмы – сразу понял, что это сказка, в которой я обязательно буду жить.
И сегодня я верю, что если какой-то мальчик или девочка в нашей Ленинградской области увидит наш спектакль, то, быть может, и он захочет стать артистом. Или же просто посмотрит «Землю Эльзы» и поймёт, что такое любовь.
Путь к искусству
– Восприимчивых натур немало, но как распознать прирождённого артиста? Вы как педагог знаете секрет?
– Мне сложно сказать, как происходит выбор актёра. Это и внутреннее состояние человека, и его энергетика, и его обаяние или категорическое отсутствие обаяния – такие артисты тоже, кстати, нужны. Помогают интуиция и ощущение колоссальной ответственности. Если мы выучим инженера в институте, а он быть им не захочет – то человек без проблем переучится и сильно не пострадает. А представляете, какая тщеславная натура – артист? Если он окажется вне профессии? При работе с молодёжью я всегда помню, что возьму на себя грех и уничтожу этого человека, если он не будет занят или будет большую часть времени стоять за кулисами и смотреть, как играют другие.
– После обучения ваши ученики могут попасть в труппу театра?
– Семнадцать лет тому назад я набрал курс в театральной академии, и после выпуска все ребята перешли к нам на работу. Выпускники прошлого года учились в стенах театра и тоже вошли в труппу. На будущий год мы набираем курс, будет около 14 человек. Роман Владимирович Смирнов, известный режиссёр и педагог, ученик Георгия Александровича Товстоногова, набирает этот курс. Вторым педагогом будет Галина Юрьевна Зальцман, она преподаёт в ГИТИСе и с 2022 года является штатным режиссёром нашего театра. На сцене идут её спектакли «Жертвоприношение», «Земля Эльзы», «Розенкранц и Гильдерстерн мертвы». Кстати, последние два спектакля оформил один из лучших художников нашей театральной планеты Семён Семёнович Пастух.
Театр-лаборатория
– Театр на Васильевском увеличивает количество площадок, запускает новые проекты. Это тоже помогает привлекать таланты?
– Конечно! Во время пандемии, когда всё остановились, мы сделали полную реконструкцию здания на Среднем проспекте Васильевского острова. Оснастили Большую сцену новейшей аппаратурой. У нас появился Дворец искусств Ленинградской области на площади Стачек. По программе Минкультуры РФ оснастили сцену ЛОФТ по последнему слову техники.
– ЛОФТ – экспериментальная площадка и одноимённый фестиваль?
– И ещё, кроме того, лаборатория. В прошлом году темой фестиваля был жанр антиутопии. Мы заказали шесть этюдов молодым авторам. Потом пригласили шесть режиссёров из разных точек России и зарубежья. Поставили отрывки, пригласили театральных критиков и в результате получили два спектакля для сцены ЛОФТ. В рамках фестиваля мы приглашаем яркие спектакли: у нас были гости из Сербии, Беларуси, из таких российских городов, как Москва, Астрахань, Новосибирск. В этом апреле фестивалю будет уже шесть лет. Следующий фестиваль будет посвящён Серебряному веку. Кстати, в нашем театре на Среднем проспекте бывали многие поэты той эпохи. Они читали свои стихи в «Театральном зале фон Дервиз». Это уже позже, в 30-х, здание передали ТЮЗу. Сейчас у нас есть идея создать спектакль о нашем театре – действие будет происходить во дворе и на сцене.
Не работать на потребу дня
– А как за 35 лет вашей работы изменился зритель? Не приходится ли бороться за внимание к живому слову?
– С привлечением внимания к живому слову у нас, к счастью, проблем нет. Когда звучит текст из динамика «Просьба отключить мобильные телефоны», все их отключают. И в это время люди на 2-3 часа остаются один на один с нами. Конечно, если зритель во время спектакля берёт телефон – это наша вина, но я не помню, чтобы нам когда-то мешали телефоны. Артист должен 2,5-3 часа держать зрительный зал, и пока нам это удаётся.
Вообще, не надо пугаться того, что многие люди не ходят в театр. По некоторым оценкам, около 3% людей на планете посещают театр. Есть те, кому театр очень нужен. Не все могут пойти в церковь, а в театре, в тиши зала, человек может найти ответ на волнующий вопрос. В каждом талантливом спектакле есть ответ на какой-то вопрос. Театр – сложное явление, и не надо учить зрителя, мы не агитбригада, наша главная задача – это спектакли, которые можно смотреть всем: маме, папе и ребёнку. Репертуар у нас разнообразный, в каждом спектакле мы стараемся добиться чистоты отношений.
Есть и особенно преданные театру зрители. Не раз после спектакля на нашей сцене звучало предложение руки и сердца: молодой человек заранее договаривался о возможности обратиться к невесте. А совсем давно, лет тридцать назад, ко мне стали приходить молодые ребята из Морской академии, Военной академии материально-технического обеспечения с девушками. Я сказал тогда: «Курсантов с девушками пускать бесплатно». Им некуда было ходить, стипендии крошечные, куда они пойдут? И им так нравилось к нам приходить, два ряда всегда было занято. Прошло, наверное, лет пятнадцать: ко мне приходит капитан первого ранга из Владивостока. Оказалось, когда он учился в академии в Санкт-Петербурге, то часто ходил к нам в театр с девушкой, потом они поженились, у них появились дети, они уехали на Дальний Восток, и там с девушкой что-то случилось. Какая-то трагическая история. Он приехал в Санкт-Петербург и пришёл в театр, чтобы вспомнить, как часто бывал здесь с ней.
– Каких ещё премьер ждать зрителю в новом сезоне?
– Сейчас идут репетиции «Бориса Годунова» – к февралю. В планах также «Дуэль» Чехова, «Маменька» Салтыкова-Щедрина (по роману «Господа Головлевы»). В каждом случае это большой труд. Режиссер, время, пьеса – должно совпасть много факторов, чтобы получился спектакль.
Беседовала Александра Сидорова
Фото: пресс-служба Театра на Васильевском
Фото сверху: Сцена из спектакля “Пир” (реж. Роман Смирнов). На фото: Вероника Жукова, Константин Шевченко, Иван Конкин, Даниил Харин.