Понятие «терроризм» происходит от латинского слова «terror» – страх, ужас. В русском языке оно означает устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения. Терроризм – это культ насилия, формирующий в обществе чувство страха и обесценивающий человеческую жизнь. И это – многоликое явление, которое, как признали эксперты, может брать своё начало в любой сфере человеческой жизни: семейной, образовательной, общественно-политической. Основы социальных норм жизни в обществе закладываются в семье. Поэтому благополучие семьи – это залог социально-экономической и политической стабильности, а также безопасности общества. Это особенно актуально нынче, в год, объявленный в России годом семьи. Сегодня с помощью психологов детского поликлинического и наркологического диспансерного отделений Ломоносовской межрайонной больницы рассмотрим одно из его направлений – семейный терроризм. В рубрике «STOP.ТЕРРОР» медицинские психологи Елизавета Латт и Александра Самонова, работающие в Ломоносовском районе Ленинградской области, расскажут читателям «Балтийского луча» о разновидностях насилия в семье, как с ним бороться и где жертвы семейного террора могут получить помощь и защиту.
- Существует несколько форм семейного насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, – говорит доктор Александра Сергеевна. – Зачастую насилие совершается в семьях, где взрослые зависимы от алкоголя или психотропных веществ. С такими семьями в Ломоносовском районе мы работаем вместе с районными наркологом и психиатром. Недавно в одном из районных поселений от такого мужа и отца сбежала жена с двумя детьми. Они укрылись в областном центре поддержки матери и детей, куда пока не допускают главу их семейства. Дело в том, что у алкоголика и наркомана по мере увеличения его стажа употребления спиртного и наркотиков возникает и растёт дефект его личности. Это проявляется в эмоциональной холодности, некритичности к своему состоянию, в агрессивности. То есть происходят патологические изменения его характера: он становится лживым, грубым и агрессивным. Со временем уровень интеллектуального развития такого человека переходит в алкогольную деменцию. Как долог путь к этому диагнозу, зависит от качества и срока употребления, от умственного уровня и личностных особенностей человека. Люди, живущие рядом с ним, становятся жертвами, или созависимыми. И спастись в большинстве случаев они могут только бегством. Многие женщины, а жертвы зачастую именно они, терпят издевательства, побои и неадекватные выходки своих мужей, надеясь на их излечение или полагая, что «бьёт – значит, любит». В медицинской практике есть примеры, когда стойкая ремиссия после лечения продолжается у бывшего алкоголика или наркомана до конца его жизни. Но это возможно лишь в том случае, если человек прекратил употреблять спиртное или наркотики до появления у него алкогольной деменции, то есть в достаточно молодом возрасте. Психическое расстройство у одного из членов семьи тоже может быть причиной применения насилия, и пока не случилась непоправимая беда – за помощью в таком случае необходимо обращаться к медикам.
По данным министерства внутренних дел Российской Федерации, сорок процентов всех насильственных преступлений совершаются в семье. И примерно 70 процентов жертв семейного насилия – женщины и девочки. Как говорят специалисты, насилие рождает в людях страх, комплексы, нервное истощение, пристрастие к вредным привычкам, злость, замкнутость, попытки самоубийства, уступчивость, податливость, депрессии, беспомощность, стрессовое расстройство, безответственное отношение, потерю смысла и цели в жизни, агрессию. Домашнее насилие приводит к увеличению преступности – считают в правоохранительных органах, а среди рецидивистов много людей, когда-либо подвергшихся насилию или жестокому обращению. К тому же затравленный в детстве человек вполне может стать экстремистом или террористом в будущем, как утверждают эксперты.
– Семья человека – модель его жизни, – подтверждает детский психолог Елизавета Владимировна. – Семейное насилие в отношении детей делится на три категории: физическое, психологическое и сексуальное. В Ломоносовском районе, увы, есть примеры каждого из них. Воспитывать ребёнка с применением физической силы – от шлепка до причинения увечий – может папа, имеющий негативный опыт общения со своими родителями, который он приобрёл в собственном детстве. На его глазах отец бил мать, нередко и он получал подзатыльники. Теперь он сам стал папой и другой модели семейного поведения не знает. Более того, он оправдывает себя, считая, что несмотря ни на что вырос нормальным человеком. В моей практике был пример, когда житель Ломоносовского района при помощи кулаков заставлял слушаться своего сына. В итоге к задержке развития у мальчика прибавился очень сильный страх, боязнь родителя. Психологическое насилие в лёгкой форме – это когда родители навязывают детям своё мнение. То есть говорят, что лучше знают, чем детям заниматься, с кем дружить, что одеть и так далее. Более тяжёлая форма психологического насилия – манипулирование ребёнком. Например, мать настаивает, чтобы сын или дочь сделали так, как она сказала. Если же они не согласны, то родительница хватается за сердце или падает в обморок. Бывает супервластная мама, отдающая приказы и не терпящая возражений – тогда к психологическому может добавиться и физическое насилие. В любом из этих случаев дети получают психическую травму и развиваются с определёнными поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они сами испытывают гнев, направляя его на более слабых: младших по возрасту детей или на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре с другими ребятами. То есть насилие порождает насилие: дети в обществе копируют модель своей жизни в семье. Если же ребёнок подвергался психологическому давлению со стороны родителей, то из него, как правило, вырастает инфантильно-тревожный человек, который не в состоянии принимать решения, брать на себя ответственность. У него нет амбиций, он пассивен, не может себя защитить. В обоих случаях у детей нарушаются контакт со сверстниками, связи со взрослыми. Такие дети склонны решать свои проблемы в криминальной среде: начинают употреблять алкоголь и наркотики, воровать, совершать другие уголовно наказуемые действия.
По мнению экспертов, такие люди становятся лёгкой добычей для религиозных сект и разного рода вербовщиков. Их можно запрограммировать и на совершение терактов. Поджоги релейных шкафов на железных дорогах и военкоматов, происходящие в том числе и в Ленинградской области, – дело рук, как правило, молодых людей, в анамнезе у которых – семейный террор в детстве. В России нет закона о противодействии домашнему насилию, но есть статьи, по которым виновные в насилии привлекаются к ответственности. Главное – не молчать об этом. Взрослые могут обратиться за помощью в полицию, в центры поддержки женщин и детей. Со случаями детского насилия в Ломоносовском районе Лениградской области работают педагоги-психологи и социальные работники в школах, члены комиссии и инспекторы полиции по делам несовершеннолетних, детский психолог районной больницы в Ломоносове, срочную помощь можно попросить по телефону 112.
М.Константинова.
Фото автора.
Опубликовано при поддержке Комитета по печати правительства Ленинградской области.