Home Наш край Гостиный двор в Ораниенбауме

Гостиный двор в Ораниенбауме

0 comment

Материалы об известных людях, родившихся и живших в городе Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, хранятся в ломоносовском городском краеведческом музее. Его сотрудники охотно делятся с читателями «Балтийского луча» интересной информацией о периодах жизни на ораниенбаумской земле известных художников, поэтов, литераторов, музыкантов и оружейников с мировой славой. Благодаря им сегодня продолжаем знакомить читателей газеты с Авраамом Ивановичем Мельниковым – русским архитектором, академиком и ректором Императорской Академии художеств, работавшим в стиле классицизма, которому в августе исполнилось 240 лет со дня рождения и который родился в Ораниенбауме 30 июля (10 августа по новому стилю) 1784 года.

В Нижней части города Ораниенбаум (ныне город Ломоносов) по проекту архитектора Мельникова был построен доходный дом для купца Щукина (1837–1838). Ранее на этом месте располагался первый в городе Гостиный двор. Здесь же стояла деревянная часовня с иконой Спасителя, которой пользовались жители города. В 1837 году протоиерей церкви Михаила Архангела обратился к управляющему Дворцовым правлением с просьбой о разрешении строительства новых торговых лавок, так как старые обветшали. Это место с Гостиным двором и ветхими лавками купил купец Щукин. Он построил на этом месте каменный трёхэтажный дом. На месте деревянной часовни построили каменную. Гостиный двор с лавками перенесли на «противоположную сторону улицы, близ каменного моста, против реки Карасты, у подножия Нагорной части, на площади близ питейного дома купца Говорова». Полуподвал и первый этаж дома сдавались в аренду под торговые помещения, а в верхних этажах были довольно дорогие жилые квартиры. До 1917 года дом неоднократно переходил от одного владельца к другому, но суть его использования оставалась почти всегда постоянной. После капительного ремонта в 1965–67 годах второй и третий этажи были перепланированы под удобные квартиры. Первый этаж занимала аптека № 53. Наиболее значимые столичные проекты Мельникова не были реализованы, их консерватизм и личная скромность зодчего способствовали тому, что предпочтение отдавалось его современникам А.Д. Захарову, О. Монферрану, К.И. Росси, В.П. Стасову, К.А. Тону. Хотя Мельников не участвовал в изменении архитектурного облика Санкт-Петербурга, работа в МВД позволила ему стать одним из первых столичных мастеров, много проектировавших для провинции. Церковные постройки Мельникова стали важными градостроительными доминантами многих российских городов, отличались монументальностью, строгой симметрией, удачно найденными пропорциями и лаконичностью декора. Достаточно оригинальны попытки обращения архитектора к русскому стилю и другим формам церковной эклектики. В 1814 году по проекту Мельникова началось строительство нового Успенского соборного храма в Таганроге. При составлении проекта ротондального здания зодчий ориентировался на архитектуру римского Пантеона. Здание, завершенное гигантским плоским куполом на цилиндрическом барабане, окружали 4 четырёхколонных дорических портика с треугольными фронтонами, как и отдельно стоявшую 3-ярусную колокольню со шпилем. Собор был освящён 3 ноября 1829 года и представлял собой латинский крест: колокольню и храм соединяла чрезвычайно вытянутая колоннада. При перестройке в 1863-1867 годах собор приобрел элементы русского стиля — луковичные главы, кокошники. В 1938 году этот храм был разрушен.

По заказу генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии М.С. Воронцова и в соответствии с генеральным планом застройки Кишинёва Мельников спроектировал кафедральный собор Рождества Христова (1830-1836), ставший эталоном храмового строительства в Бессарабии. Строительством до 1831 года руководил бессарабский архитектор И.И. Спет. Освящение собора с часовней состоялось 13 октября 1836 года. Главный храм города был размещён в центральном сквере, проект которого также разработал Авраам Иванович, на одной линии со зданием Митрополии. Собор и отдельно стоящая 4-ярусная колокольня возведены в стиле русского классицизма. План массивного основного объёма близок к квадрату, к которому примыкают четыре 6-колонных портика дорического ордера с треугольными фронтонами. Фасады опоясывают развитый антаблемент. Высокий цилиндрический барабан со световыми проёмами по периметру завершён крупным куполом. Колокольня была скомпонована из 3 уменьшавшихся кверху квадратных в плане ярусов и верхнего, круглого, увенчанного главкой. Собор был закрыт в 1962 году, тогда же была взорвана колокольня, восстановительные работы велись в 1991-1997 годах. Постройка Спасо-Преображенского собора в г. Болград (современная Одесская область) по проекту Мельникова велась в 1833-1838 годах. Почти 50-метровый по высоте храм имеет центральный близкий к кубу объём. С 4-х сторон к нему пристроены ионические 6-колонные портики большого выноса с треугольными фронтонами, придающие храму крестообразный план. Массивный центральный купол выше по сравнению с 4 угловыми куполами-звонницами. Храм был расписан в 1912-1914 годах художником П.А. Пискарёвым в «васнецовском» стиле. Собор Покрова Богородицы в г. Измаил был построен в 1822-1831 годах. Автором проекта считается Мельников, строительными работами руководили архитекторы Ионица и Спет. Прямоугольный в плане объём завершён массивным куполом и окружён 4-х колонными портиками, с востока к нему примыкает полуциркульная в плане апсида. Барабан купола был сделан цилиндрическим вместо 8-гранного по плану. Соединённая с собором 4-ярусная колокольня с 3 квадратными в плане нижними ярусами и круглым верхним отличается спокойной геометрией объёмов. В 1913 году собор был расписан П.А. Пискарёвым. Дугообразная в плане колоннада тосканского ордера по сторонам от колокольни и портик над центральным входом были достроены в 1937-1938 годах по проекту итальянца А. де Векки и напоминают колоннады собора апостола Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге (в это время Измаил находился в составе Румынии). В Одессе архитектор спроектировал ансамбль Полукруглой площади, которая окаймляет памятник герцогу де Ришелье и Потёмкинскую лестницу совместно с архитекторами Ф.К. Боффо и К.И. Потье.

Среди других работ А.И. Мельникова следует отметить Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в ярославском Казанском монастыре (1835-1845); собор Мозоловского Вознесенского женского монастыря; собор Ярославского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери; Спасо-Преображенский собор в Рыбинске. В Санкт-Петербурге это – доходные дома, а также проект Большой Колыванской вазы, находящейся в Эрмитаже. В Ораниенбауме-Ломоносове на улице Еленинская, д. 14, сохранился деревянный дом, построенный в неорусском стиле и являющийся региональным памятником архитектуры середины XIX века. На стене дома мемориальная доска сообщает, что данный объект носит название «Дом Мельникова». В настоящее время мы не располагаем документами, подтверждающими, что этот дом имеет отношение к личности Авраама Ивановича Мельникова, поэтому можно только предполагать, что он жил именно в нём.

В.Игнатенко.

Фото предоставлены автором.

Потемкинская лестница в Одессе
Церковь во имя Благовещания пресвятой Богородицы на Волковском кладбище в Петербурге по проекту Мельникова
Дом Щукина на Дворцовом проспекте, 55/8, в Ораниенбауме – Ломоносове

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика