Home Новости Возвращение императора

Возвращение императора

0 comment

11 сентября в дворцово-парковом комплексе «Ораниенбаум» в городе Ломоносов состоялась торжественная церемония передачи в дар музею-заповеднику «Петергоф», куда входит ораниенбаумский филиал, скульптуры «Петр III» от «Кильского царского общества».

Приветствуя гостей, Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению ГМЗ, отметила: «Этот дар имеет огромное значение для «Петергофа» и его коллекции. Это первый в России памятник российскому императору Петру III. Ораниенбаум – это место, которое благословлено исторической личностью императора, место, которое процветало, когда он проживал здесь в период с 1742 года до 1762 год. Теперь, с установкой памятника, место связано с Петром Федоровичем не только в историческом контексте, но и визуально. Это отождествляет прекрасный ораниенбаумский парк с образом Петра III». На сегодняшний день в России не известны другие скульптурные портреты императора Петра III, выполненные в полный рост. «Для нас особая честь вместе со скульптором Александром Таратыновым передать бронзовый памятник царя Петра III ораниенбаумскому филиалу музея-заповедника «Петергоф». Надеемся, наши культурные связи будут продолжаться и дальше», – сказал Йорг Штанге, председатель «Кильского царского общества».

Бронзовая скульптура императора установлена на территории открытого после реставрации дворца Петра III в парке «Ораниенбаум» ещё в 2018 году. В рамках выставки одного предмета «Пётр III. Наследник двух империй» монумент находился напротив дворца как напоминание о личности одного из владельцев резиденции. «Я рад, что есть такие люди, как Йорг Штанге – энтузиасты, любящие историю и культуру, имеющие хорошие идеи и умеющие их воплощать в жизнь. Конечно, воплощение зависит и от партнеров, и в данной ситуации они достойные. Сегодня мы видим результат нашего сотрудничества», – дополнил Александр Таратынов, скульптор, заслуженный художник РФ.

Для «Кильского царского общества» в лице Йорга Штанге и Вольфганга Тернера было важно увековечить память герцога Гольштейн-Готторпского, вошедшего в мировую историю под именем российского императора Петра III. Так, по инициативе общества Александр Таратынов создал первый в мире бронзовый памятник Петру III, который был установлен в Дворцовом парке немецкого города Киля в 2014 году. В том же году в бронзе была отлита еще одна скульптура императора, ныне расположенная в парке «Ораниенбаум». Скульптура императора отличается тонкой детализированной проработкой: мундир лейб-гвардии преображенского полка с орденом святого апостола Андрея Первозванного, скипетр и держава в широко распахнутых руках. В этом образе Александр Таратынов стремился показать «мудрость, гуманность, величественность», свойственные всем российским императорам.

Церемония передачи в дар памятника императору Петру III проходила в музее «Дворец Петра III» на территории парка «Ораниенбаум».

Заместитель генерального директора по учёту и хранению государственного музея-заповедника «Петергоф» Е. А. Бортникова отметила, что это единственный в России памятник императору Петру III и что именно Ораниенбаум был его излюбленной резиденцией как в дни правления Российской империей, которое продлилось всего лишь 186 дней, так и в годы, которые он провел в нашей стране до восшествия на престол, а это девятнадцать лет. Елена Анатольевна также акцентировала внимание гостей на том, что личность данного государя недостаточно изучена и его вклад в историю нашей страны недооценён.

Об этом в своей речи говорил и представитель немецкой делегации дарителей, председатель Кильского царского общества Йорг Ульрих Штанге. Кильское царское общество создано в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн, которая является родиной Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского. Именно так при рождении звали будущего император Петра III, внука Петра I. Бронзовый памятник императору создан скульптором-монументалистом А.М. Таратыновым, член.-корр. Российской академии художеств, заслуженным художником РФ. Александр Михайлович также создавал и памятник Петру III, установленный на территории дворцового парка города Киля.

После подписания акта дарения и торжественного залпа из пушки для гостей мероприятия провели экскурсию по уютным залам императорского дворца, в которых звучала музыка XVIII столетия. Возможно, что к скрипке, изготовленной мастером Далольо в 1748 году и звучащей на церемонии, когда-то прикасалась и рука самого императора.

Аутентичный историко-архитектурный ансамбль «Ораниенбаум» восемадцатого века – единственное место на современной карте Петербурга и его императорских пригородов, связанное с именем великого князя Петра Фёдоровича – императора Петра третьего. Напомним, Петр был племянником императрицы Елизаветы Петровны, которая пригласила его в Петербург и провозгласила своим официальным наследником. В Ораниенбауме Петр построил крепость Петерштадт, которую использовал для оттачивания военных навыков. На территории крепости располагались почётные ворота и каменный дворец – эти постройки время сохранило до наших дней. Крепость Петерштадт напоминала по форме четырнадцатиконечную звезду с высокими валами четырёхметровыми, всё по правилам фортификации. Вскоре Елизавета Петровна выбрала невесту для своего племянника, тоже немку по происхождению. София Августа Ангальдт Цербская приехала в Ораниенбаум, здесь и поселилась молодая семья. Ораниенбаум приобрёл статус великокняжеской резиденции, который сохранялся достаточно долго.

Достаточно долго личность и деятельность Петра третьего оценивались как отрицательные. Один из историков даже отметил, что Петру III была присвоена какая-то исключительная привилегия на бессмысленность и глупость. Но время всё расставляет на свои места. Пётр III во многом подражал своему деду Петру Великому, за свои 186 дней правления он издал 192 указа, в том числе о свободе вероисповедания, денежной реформе, упразднении тайной канцелярии, издал манифест вольности дворянства. Дворец Петра третьего в Ораниенбауме сохранился в части внешней отделки. Внутренняя отделка, к сожалению, пострадала достаточно сильно. После свержения Петра III дворец почти сто лет находился в забвении и постепенно приходил в запустение. Только в конце XIX столетия, благодаря стараниям великой княгини Елены Павловны – последней владелицы Ораниенбаума – здесь были проведены масштабные реставрационные работы. Реставраторы опирались на наследие великого Ринальди и других мастеров XVIII столетия.

Во дворце есть небольшая дверь, которая ведёт на винтовую потайную лестницу, спустившись по этой лестнице, можно было выйти к бастионом крепости. Эта лестница существовала здесь со времён первого хозяина. С того далёкого времени сохранилась легенда: пол в этой комнате был музыкальный, каждый шаг отдавался определённой нотой, которая складывалась в известную мелодию, И вот воображение рисует мгновения жизни императора: отрёкшийся от власти монарх идёт по этой комнате, а дворец прощается с ним музыкальным эхом. 28 июня 1762 года был совершён дворцовый переворот, в результате которого император был свергнут супругой Екатериной второй. Здесь, в Ораниенбауме, во дворце, который теперь носит его имя, Петр отрекся от власти, чтобы вскоре быть убитым в своем загородном дворце в Ропше, руины которого сохранились в поселке Ропша нынешнего Ломоносовского района.

Г. Ярославцева.

ГМЗ «Петергоф»

Портрет Петра III
Церемония передачи в дар скульптуры Петра III
Единственная в России бронзовая скульптура Петра III

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика