Материалы об известных людях, родившихся и живших в городе Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, хранятся в ломоносовском городском краеведческом музее. Его сотрудники охотно делятся с читателями «Балтийского луча» интересной информацией о периодах жизни на ораниенбаумской земле известных художников, поэтов, литераторов, музыкантов и оружейников с мировой славой. Благодаря им сегодня мы продолжаем знакомить читателей газеты с Авраамом Ивановичем Мельниковым – русским архитектором, академиком и ректором императорской академии художеств, работавшим в стиле классицизма, которому в августе исполнилось 240 лет со дня рождения и который родился в Ораниенбауме 30 июля (10 августа по новому стилю) 1784 года.
В 1817 году Авраам Иванович вошёл в известную творческую семью Мартосов, но не нашёл в ней ни поддержки, ни душевности. Его природный талант новые родственники начали использовать в своих целях. По их настоянию Авраам Иванович принимал участие во всевозможных конкурсах, объявленных правительством. Его проекты побеждали, но их выполнение поручалось другим. Трудился зодчий не покладая рук, но из огромного количества составленных им проектов, сам он воплотил немногое. Тем не менее, в 1818 году он был удостоен звания профессора 2-й степени – за проектирование церкви и оранжерей, построенных в имении князя П. Ф. Шаховского под Вязьмой. В 1831 году он получил звание профессора 1-й степени и с того же года исполнял должность ректора академии, где был утверждён в 1843 году. В этом же 1834 году произошло слияние Строительного комитета МВД и Главного управления путей сообщения. Мельников продолжил трудиться в новообразованном Главном управлении путей сообщения и публичных зданий Департамента проектов и смет. С 1851 года он – заслуженный ректор Академии художеств. Работы Авраама Ивановича Мельникова отличались постоянством стиля, ориентированного на античное наследие, в первую очередь – на греческую дорику и римский Пантеон. Его проекты были максимально приближены к античным прототипам без влияния стилистики Ренессанса. Первым крупным осуществлённым проектом Мельникова (нач. 1812 г., сохранилось 3 варианта) стал главный корпус Демидовского училища высших наук (юридического лицея) в Ярославле. Это трёхэтажное здание с мощным портиком, построенное в 1813–1815 годах (не сохранилось). Одним из важнейших сооружений архитектора считается Никольская единоверческая церковь в Санкт-Петербурге (1820–1827) на углу Николаевской улицы (ныне улица Марата) и Кузнечного переулка. Массивный объём церкви поставлен под углом к обоим проездам, видимо, для достижения строгой ориентации алтаря на восток. Здание церкви в плане имеет равноконечный крест с угловыми компартиментами и разделено карнизами на 3 яруса. Нижний ярус, завершённый широким антаблементом, подчеркивают по всем сторонам 6-колонные дорические портики большого выноса. Второй ярус образуют 4 угловые башенки-звонницы, связанные друг с другом ранее открытыми 2-ярусными дорическими колоннадами – наподобие храма Посейдона в Пестуме. Они венчались декоративными луковками, как и центральная глава, и образовывали традиционное пятиглавие. Оригинален и квадратный барабан со срезанными углами (3-й ярус), в его стенах прорезаны большие полуциркульные окна с развитыми архивольтами и замковыми камнями. Вместимость храма была рассчитана на две тысячи человек. Главный, Преображенский, престол освятили в 1831 году, левый, во имя святого Николая Чудотворца – в 1838 году. В. И. Григорович характеризовал церковь как «одно из лучших произведений новейшей архитектуры в России, не отколь не заимствованное». В 1832 году в ограде церкви по проекту Мельникова возвели две часовни: квадратные в плане, со срезанными углами, перекрытые низким куполом, дверные проёмы фланкированы дорическими полуколоннами. Тогда же был сооружён церковный дом (ныне перестроен). Храм в 1910 году получил статус собора, был закрыт в 1931 году и перестроен в 1934 году под Музей Арктики и Антарктики с уничтожением интерьера, сносом малых глав и застройкой галереи. Для единоверческой общины в Санкт–Петербурге Мельников также капитально перестроил Благовещенский храм на Волковском кладбище (1835–1836, первоначальный проект В. И. Беретти, 1813–1818; закрыт в 1930 и снесён). Возможно желанием общины объясняется русификация его облика. Венчающая часть вытянутой по продольной оси 3-частной церкви представляла собой круглый барабан с пристроенными к нему четырьмя маленькими звонницами на вытянутых постаментах, главный купол был завершён приземистой луковицей, малые – луковицами на шейках с перехватами. Декор составляли килевидные кокошники, завершающие четверик, и акротерии (в основаниях малых главок и верхнего, круглого в плане яруса колокольни, в навершии портала).
Авраамом Ивановичем был спроектирован или перестроен ряд частных домов и общественных зданий в Санкт-Петербурге. При надстройке и расширении строений архитектор стремился соблюдать классицистические принципы и избегать тиражирования фасадных элементов. Так, к 1838 году Мельников перестроил дома И. Н. Неплюева на Фонтанке для здания училища правоведения. Сохранив стены обоих корпусов, архитектор застроил промежуток между ними, возвёл флигели, обращённый на Фонтанку фасад оформил портиком из 10 колонн с широким треугольным фронтоном. По центральной оси 3-го этажа расположил храм, освящённый в ноябре 1835 года во имя великомученицы Екатерины в память великой княгини Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской (сестра императора Александра I). Как градостроитель Мельников участвовал в проектировании домов и деревянной церкви святого Спиридона Тримифунтского лейб-гвардии Волынского полка (1837–1838, разобран в 1895 году) в Ораниенбауме. Храм был заложен 15 сентября 1838 года для солдат и офицеров лейб-гвардии Волынского полка, расквартированного в Ораниенбауме. Идею строительства храма подала командиру полка Василию Яковлевичу Овандеру великая княгиня Елена Павловна, которая пожертвовала 2500 рублей на покупку необходимых материалов. Деньги на строительство собирали по подписке офицеры полка, пожертвования приносили многие жители города. 11 декабря храм был освящён. Первоначально в храме был установлен походный иконостас, на колокольню были подняты четыре колокола. Церковь возводилась полковыми мастерами. 4 июня 1839 года был освящён сооружённый на средства генерала Овандера полковой образ Святителя Спиридона Тримифунтского.
В.М. Игнатенко.
Фото предоставлены автором.
Фото сверху: Храм Святителя Спиридона Тримифунтского в Ораниенбауме-Ломоносове (восстановленный).